Занятие"Город противоречий"
план-конспект занятия по теме
Данное занятие разработано в технологии ТРИЗ. Направлено на развитие творческого воображения, логического мышления, на формирования умения решать задачи исследовательского и изобретальского характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_protivorechii.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию творческого воображения.
Тема: «Город противоречий».
Цель: Познакомить детей с понятием «противоречие».
Задачи:
- Развивать творческое воображение;
- Способствовать развитию логического мышления;
- Формировать умение находить противоречия в окружающей жизни;
- Учить решать творческие задачи исследовательского и изобретательского характера;
- Способствовать формированию коллектива.
Оборудование: плакат «Страна Загадок»; карта путешествия «Город противоречий;, карточки с противоречивыми предметами; схемы опоры для сочинения загадок; 2 лимона; чаша с водой; 4 пустых стаканчика из-под йогурта; 4 х/б салфетки; 4 резинки; подсолнечное масло; кисточка; клей ПВА; воск; ложечка; пустая коробочка; игрушка-помощник; портфель.
Ход занятия.
- Введение в тему занятия. Постановка цели.
- Отгадайте, что у меня в мешочке. (Учитель проводит с детьми игру «да-нет-ка»).
- Это объект природы? Это вещь?
- Это живая природа? Это неживая природа?
- Это растение? Это животное?
- Этот объект круглой формы? Овальной?
- Он зелёного цвета? Он красный? Он жёлтый?
- Он сладкий по вкусу? Он кислый?
- Это лимон?)
- Да, это лимон. Мне нужен помощник, чтобы проделать опыт.
(Для опыта: 2 лимона: в кожуре и очищенный; миска с водой).
- Положите целый лимон в воду. Что наблюдаете?
- Сделайте вывод, почему лимон не тонет?
- Очистим лимон и положим его в воду. Что теперь наблюдаете?
- Почему лимон утонул?
- Возникает интересный вопрос: почему лимон в кожуре лёгкий, а без кожуры тяжелее? (Предполагаемый ответ: в кожуре есть поры с воздухом, которые и поддерживают лимон на плаву, не дают ему утонуть. Отсутствие воздушной подушки приводит к тому, что лимон тонет.)
- Так значит один и тот же предмет может быть одно время тяжёлым, а другое время лёгким. Когда нужно тяжёлым, а когда нужно лёгким.
- Догадайтесь, где в жизни используется подобное свойство у предметов? (Подводная лодка закачивает воздух, чтобы всплыть. Рыба надувает пузырь воздухом, чтобы всплыть, и выпускает воздух, чтобы погрузиться на дно).
- Удивлены? Вот какие противоречия окружают нас в жизни. Очень важно замечать, видеть их. (Противоречие – положение при котором одно высказывание или мысль, или поступок исключает другое, несовместимое с ним. Например, острый – тупой; твёрдый – мягкий).
- Приглашаю вас в путешествие по городу Противоречий. А помогать мне будет … Он говорящий и живёт в этом городе. У … потерялся сладкий сюрприз, поможем ему его найти.
- Основная часть.
1) – Откуда начнём путешествие? От главных ворот города).
- В город смогут войти те ребята, которые найдут противоречивые свойства, качества, действия на рисунках и докажут свой ответ.
- Поработаем в парах. (У детей карточки с рисунками:
- Змея – червяк (длинная – короткий);
- Жираф – ослик (высокий – низкий0;
- Лук – абрикос (горький – сладкий);
- Свинья – медведь (гладкая – мохнатый);
- Слон – муравей (большой – маленький);
- Дом – палатка (высокий – низкая);
- Воробей – петух (тихий – громкий);
- Тигр – заяц (смелый – трусливый);
- Рыба – попугай (молчаливая – говорливый);
- Черепаха – белка (быстрая – медленная).
- Молодцы. Попробуйте поднять руки выше головы, но ниже парты.
- Пойдём дальше. … говорит мне, что мы попали на улицу Спорщиков. На этой улице стоит какое-то мрачное здание, серое, даже двери скрипят.
- Суд – государственный или общественный орган, рассматривающий проступки членов коллектива.
- В этом здании виновных наказывают, а невиновных защищают? Какое противоречие заметили? (Защищают – наказывают).
- … говорит, что в суде проблема с кадрами (работниками). Нужны прокуроры и адвокаты.
Прокуроры – обвинители. Противоречие.
Адвокаты – защитники.
- Ребята 1 ряда будут прокурорами. 2 ряда – адвокатами. Все дела в суде ужасно важные. Вот, например, бедный портфель. Хозяин заявил на него в суд, за то, что портфель промочил очень важные бумаги. Прокуроры должны предъявить портфелю обвинение, обвинив его в самых тяжких грехах. Попытайтесь найти самые «плохие» стороны в портфеле. Адвокаты, напротив, выстраивают защиту портфелю, находят его самые «хорошие» стороны. Минута на размышление.
Адвокаты – «хорошо» | Прокуроры – «плохо» |
- у портфеля много карманов, всё лежит на своём месте; | - в нём можно незаметно пронести оружие; |
- можно быстро всё найти; | - очень много вещей, можно не сразу найти вещь; |
- много замков и они крепкие, значит ничего не потеряется; | - сделан не из очень прочного материала; |
- есть удобные ремни, можно носить на спине и не испортить осанку, не трудить руки; | - если молния сломается, то в портфель может проникнуть вода или может потеряться какая-либо вещь; |
- сам маленький, а вещей вмещает много; | -от портфеля болят и руки, и спина, тяжёлый. |
- красивый, яркий; | |
- не маркий, практичный |
- Как много хорошего вы назвали, но много и плохого. Например, портфель сделан не из прочного материала и пропускает воду, это как раз то, в чём его обвиняют. Как же помочь портфелю стать лучше, как укрепить материал? (Учитель демонстрирует опыт с тканью и дети видят, как обычная ткань пропускает воду.)
2) Решение изобретательской задачи.
- Представьте, что вы сотрудники секретной лаборатории и вам необходимо изобрести непромокаемую ткань. Попробуйте это сделать из тех предметов, которые есть у вас на столах и продемонстрировать новое свойство ткани. (Дети работают в группах :
- у I группы: ткань, масло, кисточка, стаканчик, резинка;
- у II группы: ткань, клей ПВА, стаканчик, резинка
- у III группы: ткань, воск, стаканчик, резинка.
Дети демонстрируют и рассказывают, как им удалось сделать открытие: смазали ткань маслом, клеем, воском, накрыли тканью стакан, перетянули резинкой. Осторожно налили на лоскутик воды. Вода не впитывается, остаётся на поверхности ткани.
Вывод: благодаря маслу, клею, воску ткань отталкивает воду).
- Где нашли применение непромокающие ткани? (Спецодежда, сумки, обувь, туристические палатки и т.д.)
- Какое противоречие открыли?
Физкультпауза.
- Хлопните в ладоши одной рукой. Как это сделать?
3) Сочинительство загадок.
- … подсказывает мне, что в следующем домике живёт загадка: местами колючее, местами гладкое, то колючее, то гладкое, для кого-то колючее, для кого-то гладкое, по отдельности – колючее, вместе – гладкое.
- Что это? (ёжик). Докажите.
- а) Попробуйте догадаться, что это. Ответ докажите. (Дети работают в группах по карточке №1).
- местами мягкое, местами твёрдое (куртка с клёпками);
- то твёрдое, то мягкое (пластилин);
- * для кого-то мягкое, для кого-то твёрдое(для пловца вода мягкая, а для прыгуна с вышки – твёрдая);
- по отдельности – твёрдое, вместе – мягкое (песок).
- б) Впишите в схему-опору свойства, противоположные свойству. Сочините загадку. Загадайте классу. Найдите отгадку.
1. Вчера мягкое, сегодня …
Вчера …, сегодня тёмное. (Тесто)
2.Для одежды …,
Для … холодное. (Утюг)
3. В … погоду …
В сухую погоду маленький. (Зонт)
4. Для руки …
Для … острый. (Нож)
- Решение изобретательской задачи.
- … прав, по городу Противоречий не так-то легко идти, даже у … не всегда получается. Вот попробуйте сами. Нужно идти быстро и в тоже время медленно Как так? (1 шаг вперёд, 2 шага назад; бег по тренажёру; прыжки на батуте и бег в воздухе).
- Ой, куда это мы забрели? … подсказывает, что это сад противоречий. Садоводы вместо того, чтобы радоваться богатым урожаям мандаринов, в печали. Стада диких обезьян уничтожили весь урожай мандаринов. Не помогли ни сторожа, ни собаки… Как быть садоводам? Возникает противоречие: Обезьяны должны есть мандарины (почему?), потому что они сладкие и не должны их есть, так как они нужны людям.
- А как сделать так, чтобы обезьяны сами не трогали мандарины?
- Как это может произойти само собой? Подсказка: Почему обезьяны любят мандарины? (Они сладкие).
-А как же заставить обезьян разлюбить мандарины? Сделать их …(противоречивое свойство), а как? Ответ: Садоводы стали высаживать среди мандариновых деревьев лимонные. Любители сладких плодов приходили в бешенство, когда раскусывали кислый фрукт. Приблизительно через погода проблема была решена и обезьяны полностью разочаровались в противоречивом саду.
- Какое новое противоречие открыли? (Сладкие – кислые).
-Умницы, погладьте себя по головке не касаясь рукой. Как это сделать?
5) Творческое задание.
- … что у нас там впереди? Школа. Вы любите школу? (И да и нет. Да – интересно узнавать новое, нет – двойки ставят) подсказывает…
-А как сделать так, чтобы все дети учились без двоек? (Ответы детей).
- А у меня предложение: давайте создадим школу будущего. А помогут нам в этом ещё 3 совершенно посторонних предмета: глаза, лестница и баба-Яга. Назовите их свойства и перенесите на объект-школу. Какая …?
I Лестница: Глаза:III
- Раздвижная; - бездонные;
- Кривая; - стреляющие;
- …Движущаяся. - …зелёные.
ШКОЛА
II Баба-Яга:
- лохматая;
- хитрая;
- …сказочная.
- Школа будущего может быть раздвижная, когда много детей или гостей, чтобы все поместились.
- Школа лохматая: девиз учеников: «Причёскам бой», или школа в форме лохматого медведя.
- Школа бездонная: с подземными классами, залами, бассейнами.
- А теперь создайте свои проекты (Дети работают в группах).
I группа: Зелёная школа: все уроки на природе, в лесу, в парке, в зимнем саду, в зоопарке
II группа: Сказочная школа: школа, исполняющая все желания учеников; невиданно прекрасная.
III группа: Движущаяся школа – как поезд и изучают все предметы в движении, наблюдая за животными и растениями разных тепловых поясов, природных зон.
- Поведение итогов.
- Незаметно мы добрались до почты. Почтальон вручил … посылку.
- Ну-ка, … посмотри, сто внутри. А внутри … пусто, ничего. Куда же делся сладкий сюрприз? Почтальон говорит, что не брал, посылку никто не открывал. … говорит, что было сладкое пресладкое, не слишком большое, но и не очень маленькое, то твёрдое, то мягкое.
- Что же это могло быть?
- Каким должен быть сюрприз, чтобы исчезнуть? (Сначала твёрдым, потом жидким, а потом газообразным – это мороженое).
- С чем познакомились на занятии?
- Что такое противоречие? Где живут противоречия?
КАРТОЧКА №1.
Местами мягкое, местами твёрдое.
(…………………)
КАРТОЧКА №1.
То твёрдое, то мягкое.
(……………….)
КАРТОЧКА №1.
Для кого-то мягкое, для кого-то твёрдое.
(………………)
КАРТОЧКА №1.
По отдельности – твёрдое, вместе – мягкое.
(……………….)
КАРТОЧКА №2.
Схема-опора
Когда? | Свойство | Когда? | Противоположное свойство |
вчера вчера | мягкое … | сегодня сегодня | … тёмное |
( ? )
КАРТОЧКА №3.
Движущаяся школа - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №2.
Схема-опора
Для кого? | Свойство | Для кого? | Противоположное свойство |
для одежды | … | для … | холодное |
( ? )
КАРТОЧКА №2.
Схема-опора
Когда? | Свойство | Когда? | Противоположное свойство |
в … погоду | … | В сухую погоду | маленький |
( ? )
КАРТОЧКА №2.
Схема-опора
Для кого? | Свойство | Для кого? | Противоположное свойство |
для руки | … | для … | острый |
( ? )
КАРТОЧКА №3.
Зелёная школа - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №3.
Сказочная школа - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие "Город и горожане"
Занятие "Город и горожане" направлено на воспитание любви к своей малой Родине,бережного отношения к истории и облику своего города. На занятии учащиеся вспоминают ключевые моменты истории города Пушк...
внеклассное занятие "Город, в котором я живу".
Открытое внеклассное занятие на тему "Город, в котором я живу". История города Валуйки. Достопримечательности города Валуйки....
Внеурочное занятие "Город мастеров"
Конспект занятия в рамках "Формирования основ духовно-нравственного воспитания через внеурочную деятельность"...
Занятие "Город Мастеров"
Занятие разработано для учащихся 1-4 классов коррекционной школы по закреплению знаний о мире профессий...
Конспект занятия " Город на Неве"
Познавательное занятие о красивейшем и интересном городе Санкт-Петербурге....
Итоговое занятие "Город мастеров"
Конспект итогового занятия по завершению курса программы "Игрушки"...
Коррекционно-развивающие занятия «Город чудес» для детей 6-7 лет
Сохранение и укрепление психического состояния детей; формирование межличностных отношений дошкольников со сверстниками; развитие чувства сопереживания, понимания себя и других, умение быть в мире с с...