Системно-деятельностный подход (из опыта работы)
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кондаков Александр Михайлович р уководитель проекта ФГОС-2.
В связи с приоритетом развивающего подхода к современному образованию в рамках ФГОС НОО -2 меняется представление о содержании образования и его результатах. Ядром содержания образования становятся способы деятельности учащихся. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Развитие личности в системе образования должно обеспечиваться через формирование УУД – обобщённые способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. УУД означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. Задача школы – формирование у каждого ребёнка умения учить себя в сотрудничестве.
Регулятивные УУД. На мой взгляд, самой серьёзной основой умения учиться является формирование регулятивных учебных действий. Потому как, если обучающийся овладел способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, он сможет планировать её реализацию, опираясь на способ действия. Слагаемыми в блоке регулятивных учебных действий являются: Ц + П + И + К + О + Р = РУД Ц елеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. П ланирование – составление плана и последовательности действий. И нструкция – составление способа действия (его операционный состав). К онтроль и о ценка – сличение способа действия и его результата и выделение учащимися того, что усвоено, что предстоит усвоить, осознать качество усвоения. Р ефлексия – обращение к собственному способу действий и выявление оснований этого способа (осознание своих действий).
Способ деятельности как инструкция. Чтобы ученик смог понимать изучаемое учитель должен способствовать этому. Выстраивание способа действия в виде операционного состава выглядит как инструкция (алгоритм). Например, вот как выглядит операционный состав (инструкция) простого уравнения а-х = в 1. Является ли а – х = в уравнением? 2. Перепишу его в тетрадь. 3. Посмотрю на знак. 4. Какой компонент неизвестен (целое или часть это?). Соотнести ц – ч = ч . 5. Как найти часть? ч = ц - ч . 6. Выполнить действие х = а- в . 7. Проверить. Инструкция может быть сложной и простой. Чтобы успешно ею овладеть важно взаимодействие, но не только учитель + ученик.
Работа в паре. Л.С. Выгодский показал, что на определённом этапе освоения предполагаемого материала в качестве партнёра по взаимодействию ребёнку нужен не взрослый, а сверстник, так как общение идёт на равных. Поэтому для успешного овладения инструкцией эффективнее всего организовать работу в паре. Задание должно выполняться одно и то же. Поэтому это будет совместная деятельность. Распределяется только исполнительная и контрольно - оценочная часть. Ребёнок 1 варианта своим цветом (синий или зелёный) записывает в тетради или на доске 1 операцию (он исполнитель), а 2 варианта контролирует эту операцию (можно с помощью знака « v », или «+», или «-»). В процессе этой работы дети должны общаться по делу.
Рефлексия. Если у партнёров согласие, то они меняются ролями при выполнении каждой следующей операции. Если возникают проблемы, то на помощь приходит учитель или дети высокого уровня развития. Такая работа формирует у детей рефлексивные компоненты мышления: «что делаю?», «как?», «так ли?», «почему не получается?», «легко?», «трудно», «мне нужна помощь», «я могу, потому что» и т.д. Правильно организованная рефлексия на уроках способствует формированию адекватной самооценки, росту уверенности в себе.
Приложение №1. Способы деятельности. Способ сложения чисел с переходом через разряд. 1. Разбей второе слагаемое на две части так, чтобы одна из них дополняла единицы разряда первого слагаемого, в котором осуществляется переход, до полной разрядной единицы. 2. Выполни сложение, последовательно прибавляя к первому слагаемому сначала одну, а затем другую части второго слагаемого. 3. Запиши окончательный ответ.
Способ вычитания чисел с переходом через разряд. 1 . Разбей вычитаемое на две части так, чтобы одна из них равнялась числу свободных единиц уменьшаемого, в котором осуществляется переход через разряд. 2. Выполни вычитание, последовательно отнимая от уменьшаемого сначала одну, а затем другую части вычитаемого. 3. Запиши окончательный ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...
Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»
Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....
Статья реализация системно-деятельностного подхода(из опыта работы)
Статья реализация системно-деятельностного подхода(из опыта работы)...
Системно-деятельностный подход из опыта работы
Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизн...
Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)
Групповая работа как средство системно-деятельностного подхода( из опыта работы)...
Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)
Групповая работа как средство реализации системно-деятельностного подхода (из опыта работы)...
Проектирование урока в системно - деятельностном подходе. Из опыта работы учителя начальных классов Горбачёвой Светланы Викторовны
Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Предметы науки и культуры – это особые предметы, с которыми надо научить...