Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)
проект (2 класс)

Групповая работа как средство системно-деятельностного подхода( из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Групповая работа 72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа как средство реализации

системно-деятельностного подхода (из опыта работы)

Аюшеева Б. Б., учитель начальных классов,

МАОУ «СОШ №9», г. Улан-Удэ;

Дугаржапова Э. М, учитель начальных классов,

МАОУ «СОШ №9», г. Улан-Удэ;

Дагбаева О. И., учитель начальных классов,

МАОУ «СОШ №9», г. Улан-Удэ.

АННОТАЦИЯ.

Данная  разработка помогает учителю в  организации сотрудничества школьников в процессе обучения посредством групповой работы как одной из форм деятельности учащихся на уроке. Групповая работа подчинена цели нахождения способа решения для определенного класса задач. Она может быть использована для объяснения найденного способа решения тем учащимся, которые не сумели справиться с задачей. Кроме того, групповая работа способствует созданию лучших условий для учебного самоопределения учащихся, заставляет ставить цели и находить соразмерные их возможностям способы работы. Групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу, чем, например, работа у доски одного ученика.

Достижение запланированных образовательных результатов возможно в разных видах деятельности обучающихся, которые адекватны младшему школьному возрасту. К таким видам деятельности относятся: учебное сотрудничество (коллективно распределенная деятельность, в том числе групповая, парная работа). [1; с.39]. В соответствии с требованиями современного образования, необходимо создавать условия для ученика, обеспечивающие овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться (ФГОС НОО). Необходимо дать возможность  каждому ребёнку научиться аргументировано отстаивать свое мнение, проявлять инициативу в приобретении новых знаний. Самостоятельность мышления, познавательная  активность ребенка формируется не только под руководством учителя, но и в  сотрудничестве в группах.

В  учебной деятельности применяем групповую форму работы, так как считаем, что такой вид деятельности способствует формированию у обучающихся метапредметных и предметных УУД, способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении, который состоит в том, чтобы создать условия, инициирующие детские учебные действия. Условием рождения первых познавательных вопросов к учителю является детский спор [2; с.31]

       Цель групповой работы с позиции  системно-деятельностного подхода:

-активное включение каждого ученика в процесс усвоения и присвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

  • Активизация познавательной деятельности
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
  • Развитие умений успешного общения
  • Совершенствование межличностных отношений в классе

Элементы групповой работы:

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • планирование работы в группе;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  • моделирование найденного способа;
  • сообщение о результатах работы группы;
  • общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Групповую работу используем на следующих уроках:

  • постановки учебной задачи;
  • моделирования способа действия;
  • решения частной задачи.

Пример групповой работы на этапе постановки учебной задачи.

Урок русского языка. 2 класс.                                                                                               Тема: Бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции?                                        Тип урока: Постановка учебной задачи.                                                                           

Цель: Образовательная – создать условия для получения новой информации, формировать умения определять позиции у согласных звуков; умения моделировать.

Развивающая: совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле; формировать универсальные учебные действия; умения полно и точно выражать свои мысли; определять способы взаимодействия с учителем и сверстниками;

Воспитательная – воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку, уважение друг к другу, умение работать в группе, толерантность по отношению к другим.

Фрагмент урока:

        Измените слова по числу. Запишите оба изменения каждого слова, пропуская орфограммы слабых позиций.

[р'эк'и], [горы], [козы], [л'исы], [дубы], [годы]

Каждый ученик столкнулся с проблемой. В данной ситуации ребенок не может справиться самостоятельно, появляются разные версии, в связи с этим   возникает потребность к взаимодействию. Учащимся предлагается понаблюдать за словами в группах. Дети задают  вопрос: бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции? Они сравнивают, рассуждают в группах и от каждой команды выходят к доске по одному человеку со своими карточками - ответами. Остальные  проверяют, дополняют представителей от каждой команды. Учащиеся самостоятельно открывают способы решения поставленной задачи, т.е. приходят к выводу, что согласные тоже могут быть в сильной и слабой позиции. ( Для фиксации результатов используем бланки наблюдения. См. Приложение 1)

Таким образом, групповая работа способствует созданию лучших условий для учебного самоопределения учащихся, учит способам решения учебных, выявляет уровни сформированности компонентов учебной деятельности.

Результаты групповой работы:

  • групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни;
  • улучшается успеваемость;
  • формируется мотивация учения и обучения;
  • работа в группе помогает ребенку проявить себя, даёт возможность самоутвердиться;
  • укрепляется дружба,
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в коллективе;
  • возможность самоутвердиться;
  • появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
  • ребята убеждаются в ценности взаимопомощи;
  • порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища;
  • реализуется принцип деятельности;
  • достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний;
  • учащиеся усваивают больший объем материала;
  • обеспечивается единство воспитания и обучения;
  • между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;

 Приложение 1

Бланк наблюдения

Обьекты наблюдения

Типы действий

Отметки (+-) об их встречаемости по ходу урока

1

Вопросы учеников

Требуют готового ответа

+

Направляют самостоятельный поиск ответов

2

Взаимодействие учеников

Осуществляется с учителем  (и через учителя)

-

Осуществляется друг с другом

+

3

Обсуждение в группе

Правильных словесных формулировок

+

Оснований и результатов построения предметного действия

+

4

Обращение учеников к учителю

За образцом

За консультацией

5

Организация распределения действий между учениками

Извне (учителем)

+

Изнутри (самостоятельно)

+

6

Эмоциональная обстановка взаимодействия в группе

Соперничества (негативные оценочные высказывания, волевое прерывание высказываний и действий друг друга, действия «каждый за себя»)

Сотрудничества (позитивные оценочные суждения, выслушивание и учет мнений друг друга, согласование и координация действий, взаимопонимание)

+

Список литературы

1. Воронцов А. Б., Б. Д. Эльконин Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения (из опыта работы школ развивающего обучения). М.:2010

2. Воронцов А. Б. Практика развивающего обучения. М.: Русская энциклопедия, 1998

          3. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. Т.: «Пеленг», 1996

4. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Т.: Пеленг, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»

       Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

Статья реализация системно-деятельностного подхода(из опыта работы)

Статья реализация системно-деятельностного подхода(из опыта работы)...

Исследовательская работа как средство реализации системно - деятельностного подхода в обучении учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе

Вашему вниманию   представлены  педагогические разработки по реализации системно-деятельностного подхода в обучении учебного предмета  «Окружающий  мир» по п...

Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)

Групповая работа как средство реализации системно-деятельностного подхода  (из опыта работы)...

Групповая работа как средство реализации системно-деятельностного подхода

Данная  разработка помогает учителю в  организации сотрудничества школьников в процессе обучения посредством групповой работы как одной из форм деятельности учащихся на уроке....