Статья реализация системно-деятельностного подхода(из опыта работы)
статья по математике (3 класс) на тему
Статья реализация системно-деятельностного подхода(из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sdp_umk_pz.docx | 41.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики по УМК «Планета Знаний»
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход (далее СДП), который предполагает: ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников. Хотелось бы рассказать, как реализуется мною системно-деятельностный подход в УМК «Планета знаний» на уроках математики.
Дидактическая система УМК «Планета знаний» реализует ряд положений работ Л.С. Выгодского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской в части развивающего образования, системно-деятельностного, личностно-ориентированного, культурологического и коммуникативного подходов к обучению.
В комплекте всё подчинено:
— формированию системы опорных базовых знаний, умений и универсальных учебных действий, составляющих основу при последующем обучении;
— созданию образовательного пространства, в рамках которого возможен учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям.
Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно - деятельностного подхода, который предполагает:
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
— проблемно-диалогическую технологию,
— технологию мини-исследования,
— технологию организации проектной деятельности,
— технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Сегодня я остановлюсь на реализации системно – деятельностного подхода на примере урока математики.
Тема урока | Единицы массы. Тонна. Центнер. | ||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний. | ||
Формы, приемы, методы: | Урок-исследование; фронтальная, парная; метод сравнения, работа в паре, наблюдение | ||
Педагогические технологии | Технология деятельностного метода; проблемно-диалоговое обучение; технология обучения в сотрудничестве. | ||
Цель урока | Создать условия для формирования представлений о новых единицах измерения массы (тонна, центнер); установить взаимоотношения между ними. | ||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: | |||
Предметный | Метапредметный | Личностный | |
Научатся преобразовывать единицы массы (тонна, центнер); получат возможность научиться сравнивать, складывать, вычитать единицы массы; решать текстовые задачи. | Познавательные УУД: Различают обоснованные и необоснованные суждения; определяют этапы решения учебной задачи; производят анализ и преобразование информации (используя при решении разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания); Регулятивные УУД: Самостоятельно определяют цель своей деятельности; планируют её достижение; самостоятельно двигаются по заданному плану; оценивают и корректируют полученный результат. Коммуникативные УУД: Высказывают суждения с использованием математических терминов и понятий; формулируют вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия; обосновывают этапы решения учебной задачи. | Личностные УУД: Самостоятельно определяют и высказывают простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
Прием | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Оценивание/формы контроля |
I. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности / организационный момент – время (5 мин) | ||||
Задай вопрос | - проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность; На слайде эпиграф к уроку « -Сегодня на уроке нас с вами ожидает интересная и разноплановая работа. Показывает фрагмент мультфильма «38 попугаев» -Вспомните, о какой величине идёт речь в данном мультфильме? -Как измеряли длину удава? -Какую величину мы изучали на прошлом уроке? -обеспечивает мотивацию учения, создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность -Можете ли вы предложить сюжет для следующей серии мультфильма, связав с нашей темой?; Записывает на доске тему урока: «Единицы измерения массы» | -приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку; Смотрят отрывок мультфильма. -настраиваются на предстоящую работу в классе, выдвигают гипотезы по предполагаемой проблеме; -формулируют тему и цель урока. Отвечают на вопросы. -О длине. -Выбирали новую мерку: попугая, слонёнка или мартышку – и узнавали , сколько раз мерка укладывается в длине удава. Массу, новую единицу измерения массы – грамм. -Как измерить массу слонёнка? | Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения; составляют план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: выкладывают свою точку зрения и пытаются его обосновать, приводя аргументы. Личностные: в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества опираются на общие для всех правила поведения; делают выбор , какой поступок совершить. | - самооценка готовности к уроку |
II. Актуализация опорных знаний - время (5 мин) | ||||
Знаю – Вспоминаю-Применяю | - организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог; - выявляет знания учащихся по данной теме и готовность к восприятию нового материала и его практическому применению; - создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта; - организует деятельность по выполнению пробного учебного действия и фиксирует индивидуальные затруднения; - организует повторение знаний, закрепление умений; - обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания»; - организует и координирует работу учащихся по определению темы урока. Вместе с учениками определяет цель урока. -Какие арифметические действия помогают нам переводить одни именованные числа в другие? -Когда выполняем умножение, а когда деление? -Между какими единицами измерения можно установить соотношение, опираясь на эти равенства. 60000г =60кг 543000мм=54300см 60000мм=60м 543000см=54300дм 60000м=60км 543000дм=54300м -В какие единицы измерения переводили числа - в большие или меньшие? | -выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении; делают предположения, опираясь на свой жизненный опыт. -Умножение и деление. -При переходе к меньшим единицам измерения выполняем умножение, а при переходе к большим - деление. Называют соотношения. -В большие, так как выполняли деление. | Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения; составляют план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя; соблюдают простейшие нормы речевого этикета.. Личностные: проявляют познавательный интерес к математике; положительное и адекватное представление об учебной деятельности. | - выяснение готовности класса к изучению нового материала; - участие в дискуссии, ответы на вопросы; - оценочное суждение, коррекция ответов учащихся; |
III. Постановка учебной задачи – время (10 мин) | ||||
Облака мыслей | Организует ситуацию решения учебной задачи; -создает учебную проблему. - организовывает обсуждение с учащимися возникшего затруднения (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем); организует самостоятельную работу по поиску ответов на вопросы / решение проблемы; организует работу учащихся в парах; организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися. Создаёт условия для реализации построенного проекта; организовывает деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности; выбирает совместно с учащимися оптимальный способ действий для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднения. -Уточните, какое задание мы выполняли? -Чем вас не устраивает имеющийся эталон? -Поставьте перед собой цель. -Давайте уточним тему урока. | формулируют проблему, принимают цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия; - участвуют в обсуждении темы и целей урока, формулируют личные цели урока; - высказывают предположения, с помощью учителя формулируют тему и цель для изучения на уроке; - проговаривают проблему, отделяют знания от незнания, самостоятельно формируют проблему, цель и тему для изучения, предлагают свои действия; - разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока (решения проблемы). - Переводили единицы массы в другие единицы измерения -По условию, надо перевести массу слона в более крупные единицы измерения, а мы таких не знаем. -Нам надо узнать большие единицы измерения массы, чем килограмм и установить между ними соотношение. Высказывают свои предположения. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении | - оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (10 мин) | ||||
До и после. Что я знаю? | - создает условия для применения полученных знаний на практике при решении типичных задач; - организует работу учащихся для определения средств и способов решения проблемной ситуации; Индивидуально помогает тому, кому это необходимо; -проводит контроль выполненной работы. -Кто из вас слышал, какие единицы измерения массы используют при взвешивании очень больших предметов: животных, машин, зерна и т.д.? -Какой литературой надо пользоваться, чтобы проверить наши предположения? -Откройте учебник, прочитайте текст, сделайте вывод. -Запишите соотношения между всеми известными единицами измерения массы. Открывает таблицу соотношений массы. -Сможем ли мы с помощью данного вывода выполнить или проверить правильность выполнения самостоятельной работы? ЧТО Я ЗНАЮ? А я знаю сколько тонн весит слон: Слон индийский –двадцать тонн, Африканский – десять, А не веришь - сам поймай И попробуй взвесить!... Удав весит 123кг400г =… Слон весит 4 680кг = … -Потренируемся выполнять действия с новыми единицами массы. | - составляют план достижения цели и определяют средства решения проблемной ситуации; - исправляют ошибки и сверяют решение с эталоном; -Тонна и центнер. -Учебником, энциклопедией и т.д. Читают текст учебника. -Используют две единицы массы –тонна, равная 1 000кг, и 1центнер=100кг. Делают записи в тетради. Сравнивают свои выводы с таблицей. -Да. Выполняют задание на доске с комментированием: 123кг400г =1ц23кг400г 4 680кг =4т 6ц80кг Пользуясь опорной схемой, выполняют задания в тетрадях с комментированием по цепочке. | Регулятивные: определяют цель выполнения заданий на уроке; отличают верно выполненное задание от неверного. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений; анализируют текст учебника; выявляют соотношения между единицами массы. Коммуникативные: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. Личностные: дают оценку ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | - самоконтроль, самооценка; |
V. (Первичное закрепление) – время (10 мин) | ||||
«?» «+» | Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по освоению новых знаний; организует самостоятельную работу с учебником; организует самопроверку учащимися своих решений по эталону. -Ребята, где вы можете использовать полученные знания? -Прочитайте и проанализируйте задачу (устно). Выполните её самостоятельно. -Выполните действия с именованными числами. -Выполните задание самостоятельно. Открывает на доске эталон для самопроверки. Кто допустил ошибку, поставьте знак «?». Кто выполнил правильно «+». | Изучают задания и выполняют; самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата; выполняют задание, работают в парах, готовят ответы на поставленные вопросы, представляют результат; осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль. Двое учащихся решают на обратной стороне доски, остальные самостоятельно в тетради. После этого проводится взаимопроверка по образцу. По очереди выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Выполняют задание. Проводят самопроверку, исправляют найденные ошибки, оценивают свою деятельность. | Регулятивные: адекватно оценивают правильность своих учебных действий. Познавательные: сравнивают различные единицы массы; выполняют с ними математические действия. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве. Личностные: осознают необходимость самосовершенствования; понимают значение границ собственного знания и незнания. | Рефлексия деятельности (оценка успешности);результаты выполнения заданий сопоставляются с предложенным учителем образцом; самостоятельная работа; оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов. |
VI. (Рефлексия учебной деятельности)– время (3 – 5 мин) | ||||
Шкала успеха | Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока; фиксирует новое содержание, изученное на уроке; фиксирует неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; организует рефлексию и самооценку учащихся; анализирует и оценивает успешность достижения цели. Подводит итог. -Вспомните тему урока. -Зачем нужно уметь делать перевод единиц? -Сколько килограммов в 1 т, в 1 ц ? -Какие действия надо выполнять при переходе к большим или меньшим единицам измерения? -Как вы работали на уроке? -Изобразите собой шкалу успеха (сидят за партами – плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх –отлично) | Соотносят цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; анализируют и осмысливают свои достижения, выявляют перспективы развития; совместно с учителем и одноклассниками дают оценку деятельности на уроке; оценивают результаты своей деятельности и всего класса; осуществляют самоконтроль. Отвечают на вопросы, анализируют активность во время урока, оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников. | Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке Коммуникативные: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. Личностные: дают оценку своей работе на уроке и деятельности одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | Оценка эмоционального состояния; рефлексия деятельности (оценка успешности);самоконтроль, самооценка. |
- Блок целеполагания
1.1 Определён планируемый результат; компетенции УУД на формирование которых рассчитан урок, разработана стратегия их достижения.
1.2.Постановка цели урока
Эффективно подобраны приёмы, средства для создания условия включения каждого ученика в процесс целеполагания организована деятельность по приёму целей учащихся. Цель соответствует формируемым УУД. Достижение согласованности целей учителя и учащихся происходит через постановку проблемных вопросов, выдвижение гипотез, ситуаций.
- Блок «Технологизация»
- Структура урока
Структура урока соответствует типу, поставленным целям, дидактическим задачам этапов, прослеживаются межэтапные связи, их последовательность, дозировка, плотность, рациональность затрат урочного времени на каждый этап урока.
- Содержание учебного материала
Практическая направленность содержания, проблемность, целесообразность, соответствие особенности класса, уровню подготовки, теме, целям и задачам урока, правильный подбор материала на всех этапах урока для достижения планируемых результатов.
- Формы, приёмы, методы.
Логичность организационной структуры урока, формы, приёмы, методы обучения адекватны поставленным целям урока и единице содержания, основаны на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечили деятельностный характер обучения.
2.4.Применение современных образовательных технологий.
Использовала технологию «Проблемно – диалоговое обучение» (соблюдая и учитывая при этом правила и особенности технологии).
- Блок «Познавательная деятельность учащихся»
- Учебная деятельность учащихся.
Сознательность и активность учащихся на уроке, систематичность и преемственность, учебная деятельность разнообразная по содержанию и форме, оптимальный для учащихся темп урока, широкий спектр заданий развивающего характера адекватных поставленным целям.
- Самостоятельная работа учащихся.
На уроке была организована активная самостоятельная работа учащихся с использованием КОЗ, организованы дополнительные задания для сильных учеников.
- Блок «Результативность урока»
- Оценивание.
Оценка эмоционального состояния; рефлексия деятельности (оценка успешности); самоконтроль, самооценка.
- Рефлексия.
Рефлексивный анализ проводится в течении всего урока ( на разных этапах урока).
- Результат урока.
Адекватность полученных результатов целям и задачам урока. Результат достигнут.
Подводя итог всему вышесказанному хотелось бы отметить, что системно-деятельностный подход в образовании – это не столько совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия преподавания, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...
Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в целях формирования коммуникативной компетенции обучающихся"
Вторые областные пед чтнения. Направление - формы и методы реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка....
Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС".
Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС"....
Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.
Устное выступление сопровождается презентацией, которая позволяет наглядно продемонстрировать реализацию системно-деятельностного подхода в нвчальной школе...
Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.
Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы....
Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)
Групповая работа как средство системно-деятельностного подхода( из опыта работы)...
Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)
Групповая работа как средство реализации системно-деятельностного подхода (из опыта работы)...