Из опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
материал по зож на тему

Приводится  опыт  работы по  применению  технологий  здоровьесбережения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorovesberezheniya.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 161 имени Героев Советского Союза, выпускников  Куйбышевского военно-пехотного училища №1  городского округа Самара

Программа по здоровьесбережению младших школьников

«Здоровые дети – здоровая Россия».

Программа по здоровьесбережению младших школьников

«Здоровые дети – здоровая Россия».

От здоровой школы к здоровой семье,

к здоровому городу, к здоровой стране.

Пояснительная записка

            В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.

            Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

             Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога.

                         Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться. 

       В содержании курса несколько составляющих: здоровьеформирующая, здоровьесберегающая, экологическая, биологическая, коммуникационная.
        Важнейшую роль играют определенные крупные, стержневые темы, постоянно раскрывающиеся и обогащающиеся по мере перехода детей из одного класса в другой:

  • физическое и психическое здоровье;
  • здоровый жизненный стиль;
  • культура безопасности жизнедеятельности;
  • правильное, рациональное питание;
  • профилактика вредных привычек.

       В основе курса лежит личностный и проектный подход. Предполагается, что каждый ученик выстраивает собственное представление об изучаемом предмете через свой личный опыт, через переживание некоторых значимых для себя феноменов и через участие в определенной совокупности практических проектов.

Программа построена на основе принципов:

  • Раскрой себя в каждом деле.
  • Помни, что твоя сила, ценность для тебя и окружающих – это твое стремление к нравственному, физическому и психическому здоровью.
  • Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
  • Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям, поступкам.
  • Оказывая помощь, обучая,  не унижай достоинства человека.

              Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Занятия в классе проводятся как на уроках окружающего мира, так и на внеклассных занятиях. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в классе.

Цель курса: создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.

Задачи:

  • профилактика  заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности ученика;
  • повышение двигательной активности младших школьников;
  • формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;
  • организация мониторинга здоровья и физического развития;
  • признание ответственности за психическое и физическое состояние учащихся и их родителей.

Ожидаемые результаты:

  • положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;
  • повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
  • валеологическая просвещенность учащихся;
  • увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  • повышение приоритета здорового образа жизни.

Средства достижения цели:

  • Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.
  • Основные формы занятий: игра, заочное путешествие, защита проекта, сообщение доктора Айболита,  комбинированный урок, памятки, театрализованные представления.

Систематически  проводится  диагностика в начале учебного года с целью определения:  

  1. Индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.
  2. Состояния здоровья.
  3. Выбора оптимальных физических нагрузок с учетом индивидуального уровня развития  детей класса.
  4. Планирования оздоровительной работы с учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса.

5. Выявление интересов детей и родителей.

                В конце учебного года (май) проводится повторное обследование и тестирование с целью:

  1. Определения динамики роста и развития всех показателей.
  2. Определения индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития и степени его гармоничности.
  3. Изучения влияния на ребенка факторов окружающей среды, учебно-воспитательной и двигательной деятельности.
  4. Определения оценки эффективности дифференциации учебного процесса, коррекционно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

5. На основании полученной информации и повторной диагностики можно определить направление работы на следующий учебный год в целом по учебно-воспитательному процессу.

Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Устав Всемирной организации здравоохранения.

                                              Содержание программы   1 класс.

Раздел 1. Самопознание и саморегуляция – 10 ч.

1. Я не похож на других. 

Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Определение индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции.

 Практическая работа: Оформление странички в дневнике «Я - первоклассник»

2. Моя семья.

Самое дорогое у человека – семья. Значение семьи в жизни человека. Что связывает членов семьи (любовь, нежность, забота друг о друге). Правила семейного общения. 

Практическая работа:

  • Диагностика взаимоотношений в семье: тест “Кинетический рисунок семьи”.

3. Я как член коллектива.

Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе.

Практическая работа:

  • тест «Школа зверей»,
  •  тест «Я в классе»
  • Диагностика межличностных отношений

4. Путешествие в “Страну Здоровья”.

Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни.

 Практическая работа:

  • проект «Какие уроки дают нам сказки»
  • собери пословицу

5. Мои эмоции, чувства и здоровье.

Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит. 

Практическая работа: Организация шумового оркестра

6. Режим дня.

Есть ли режим в природе? Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся 1 класса.

Практическая работа: Составление режима дня.

  •  тест «Правильно ли я веду себя за столом»
  • фотовыставка «Мы в школьной столовой»

7. Учёба и здоровье.

Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.

Практическая работа: Разучивание физминуток в стихотворной форме.

8. Домашние задания и здоровье.

Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Комнатные растения, как одно из условий комфортности рабочего места. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.

Практическая работа:  Размножение комнатных растений отводками и листьями

9. Отдых для здоровья.

Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.

Практическая работа: памятка «Мои первые в жизни каникулы»

Электронные физминутки для глаз

10. Зачем и как я одеваюсь?

Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)

Практическая работа: Оформление раскладушки «Одевайся по погоде»

Раздел 2. Личная безопасность и профилактика травматизма – 3 ч.

Я и опасность.

Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.

Практическая работа: Защита проекта «Улица полна неожиданностей»

Раздел 3. Организм человека и охрана его здоровья – 15 ч.

С чего все началось.

Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Основа развития всего живого - клетка. Клетка – это маленький кирпичик в большом многоэтажном доме и мельчайшая часть целого организма. Элементарное строение и функции клетки. Меню из трех блюд на всю жизнь. Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека.

Удивительные превращения.

Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Мать с младенцем как источник вдохновения художников. Дарим мамам и папам добрые слова. Все живое в природе растет и изменяется.

Части тела человека. Органы и их роль в организме человека Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при переломах. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека.

Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Правила здорового образа жизни.

Физические занятия и спорт, и их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура.

Практическая работа:

  • оформление раскладушки «Здоровый образ жизни».
  • оформление слайд - фильма «Всё начинается со школьного звонка»
  • подготовка выставки фотографий: “Моя семья”, “Наши мамы”, “Наши папы”.  
  • освоение комплекса упражнений для формирования правильной осанки;
  • подготовка и проведение праздника «Мама, папа, я – дружная семья»”,

Раздел 4. Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья –3 ч.

Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Правила здорового образа жизни. Программа здоровья и ее роль. Провести конкурс рабочих тетрадей.

 Практическая работа: 

  • работа над проектом «Я и здоровье»
  • оформление рабочих тетрадей

                                               

Разделы программы

2 класс

3 класс

4 класс

Гигиена школьника

5 часов.

3 часа.

3 часа.

Основы безопасности жизнедеятельности

12 часов.

15 часов.

15 часов.

Разговор о правильном питании

5 часов

4 часа

4 часа

Экология

6 часов.

6 часов.

6 часов.

Этикет

5часов

5часов

5часов

Встреча с мед. работником

1 час

1 час

1 час

Содержание программы 2 класс.

Первое полугодие

Сентябрь

  • Организация дежурства по школе и по классу.
  • Налаживание работы кружков и секций.
  • Включение в план родительского всеобуча, рабочую программу, план воспитательной работы мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.
  • Организация питания учащихся.  Парад овощей «Овощи очень полезны»
  • Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
  • Проведение внутришкольных и участие в спортивно-массовых соревнованиях (Форд-Баяр) и дне здоровья. Кросс Наций.
  • Осенний поход в лес «В гости к осени»
  • Подвижные игры на переменах (ежедневно).
  • Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время  (систематически).
  • ПДД. Безопасный путь в школу.
  • Сдача осенних спортивных нормативов.
  • Защита проекта «Правила общения с животными»

Октябрь

  • Организация работы по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.
  • Подготовка классов к зиме.
  • Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований.
  • Классный час: «Дружи с водой»   Советы доктора Воды – викторина
  • Друзья Вода и Мыло-игра
  • Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
  • Физкультминутки (ежедневно).
  • Инструктаж  на каникулы по ПДД и ППБ
  • Защита проекта «Безопасность в доме»
  • Участие в областном семинаре. Мастер-класс «Работа с памяткой на уроках и во внеурочной деятельности как средство формирования культуры безопасности младшего школьника.

            Ноябрь

  • Спортивный праздник к Дню матери  «Мои рекорды – маме»
  • Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Быть здоровым здорово». Итог: выпуск плакатов.
  • Экскурсия в пожарную часть.
  • Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
  • Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению на родительском собрании и на ШМО.
  • Защита проекта «Безопасность на улице»
  • Беседа мед. работника «Соблюдение личной гигиены»

           Декабрь

  • Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий по ОБЖ.
  • Проведение конкурсов «Папа, мама, я – спортивная семья», посвящённых празднованию Дня семьи.
  • Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
  • Витаминизация питания учащихся.  Беседа «Лук и чеснок победят грипп»
  • Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
  • Инструктаж  на каникулы по ПДД и ППБ
  • Защита проекта «Безопасность в общественном транспорте»

                                                Второе полугодие

Январь

  • Открытый воспитательный час по ОБЖ «Чистая вода для хвори беда»,  Тренинг здорового образа жизни.
  • Весёлые старты.
  • Физкультминутки и динамические паузы.
  • Витаминизация питания учащихся. Беседа «Витамин С – помощник в борьбе с простудой»
  • Защита проекта «Пожарная безопасность»
  • Вместе на лыжах.

          Февраль

  • День защитника Отечества.
  • Соревнования по лыжам.
  • Физкультминутки и динамические паузы.
  • Лыжня России.
  • Спортивные соревнования «Вперёд, мальчишки»
  • Защита проекта «Улица полна неожиданностей»

           Март

  • Физкультминутки и динамические паузы.
  • «Хороши наши девчонки» соревнования девочек, посвящённые 8 марта.
  • Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
  • Весёлые старты
  • Инструктаж  на каникулы по ПДД и ППБ
  • Взятие снежного городка. (масленица)

Апрель

  • Всемирный день  здоровья.
  • Операция «Милосердие», операция «Память».
  • Первенство школы по кроссу.
  • День здоровья.
  • Динамические паузы, физкультминутки.
  • Защита проекта «Безопасность на воде»
  • Классный час: «Час здоровья»
  • Если хочешь быть здоров – КВН
  • Надёжная защита организма -беседа

Май

  • Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
  • Мероприятия, посвящённые победе в ВОВ.
  • Соревнования по ОФП.
  • Весёлые старты.
  • Проведение экскурсий в природу.
  • Инструктаж  на каникулы по ПДД и ППБ
  • Весенняя легкоатлетическая эстафета.
  • Конкурс на лучшую тетрадь «Я хочу вырасти здоровым»

          Июнь Работа пришкольного лагеря

  • Международный день защиты детей. Спортивно-развлекательная программа.
  • Всемирный день защиты окружающей среды.
  • Работа по плану летних каникул.
  • Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.  Игра «Пассажиры и водители»
  • Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
  • День бегуна.
  • Организация закаливания детей в лагере. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

Содержание программы   3 класс.

Первое полугодие

Сентябрь

  • Организация дежурства по школе и по классу.
  • Налаживание работы кружков и секций.
  • Включение в план родительского всеобуча, рабочую программу, план воспитательной работы мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.
  • Почему мы говорим неправду.  Поможет ли тебе обман?   Классный час.
  • Конкурс пословиц и поговорок на тему: «Неправда-ложь»
  • Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
  • Участие в туристическом слёте. Кросс Наций.
  • Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время  (систематически).
  • ПДД. Безопасный путь в школу.
  • Сдача осенних спортивных нормативов.
  • Защита проекта «Мы - пешеходы»

Октябрь

  • Организация работы по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.
  • Подготовка классов к зиме.
  • Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований.
  • Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни: «Умей себя сдерживать!»
  • Все ли желания выполнимы – беседа
  •  Как воспитать в себе сдержанность- викторина
  • Физкультминутки (ежедневно).
  • Инструктаж  на каникулы по ПДД и ППБ
  • Защита проекта «Один дома»

            Ноябрь

  • Спортивный праздник к Дню матери  «Моя мама – самая спортивная»
  • Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме «Здоровый образ жизни». Выпуск плакатов.
  • Беседа-диалог «Борьба за здоровый образ жизни»
  • Как отучить себя от вредных привычек – беседа.
  • Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
  • Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению на родительском собрании и на ШМО.
  • Защита проекта «Полезные привычки и я»
  • Беседа мед. работника «Профилактика простудных заболеваний»

           Декабрь

  • Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий по ОБЖ.
  •  Проведение конкурсов «Папа, мама, я – спортивная семья», посвящённых празднованию Дня семьи.
  • Классный час «Мы идём в театр».
  • Поведение в театре – игра
  • Поздравления с праздником – беседа
  •  Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
  • Витаминизация питания учащихся.  Мой любимый овощ. Конкурс рисунков и листовок.
  • Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
  • Инструктаж  на каникулы по ПДД и ППБ
  • Защита проекта «Чеснок и лук от семи недуг»

                                             Второе полугодие

Январь

  • Открытый воспитательный час по ОБЖ «Как не стать жертвой преступления» Тренинг здорового образа жизни.
  • Весёлые старты – параллель 3 классов.
  • Физкультминутки и динамические паузы.
  • Витаминизация питания учащихся. Беседа «Витамины для здоровья»
  • Защита проекта «Огонь – друг, огонь - враг»
  • Вместе на лыжах.
  • Транспортная культура поведения.
  •  Обязанности пассажира, соблюдение правил поведения в общественном транспорте.

          Февраль

  • День защитника Отечества. Быстрее, выше, сильнее!
  • Соревнования по лыжам. Лыжня России.Физкультминутки и динамические паузы.
  • Защита проекта «Перекрёстки и их виды. Правила перехода перекрёстка»
  • Вредные привычки  Беседа: «Умей сказать «Нет»
  • Праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

           Март

  • Физкультминутки и динамические паузы.
  • Соревнования для девочек, посвящённые 8 марта.
  • Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
  • Весёлые старты
  • Мы – одна семья!   Игра-путешествие: «Откуда берутся грязнули»
  • КВН «Наше здоровье»
  • Инструктаж  на каникулы по ПДД и ППБ
  • Взятие снежного городка. (масленица)

Апрель

  • Всемирный день  здоровья.
  • Операция «Милосердие», операция «Память».
  • Первенство школы по кроссу.
  • День здоровья.
  • Динамические паузы, физкультминутки.
  • Защита проекта «Правила поведения на воде»
  • Классный час: «Злой волшебник-табак»  Что мы знаем о курении.
  • Презентация «Злой волшебник Никотин»

Май

  • Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
  • Мероприятия, посвящённые победе в ВОВ.
  • Сдача весенних нормативов.
  • Весёлые старты.
  • Проведение экскурсий в природу.
  • Инструктаж  на каникулы по ПДД и ППБ
  • Весенняя легкоатлетическая эстафета.
  • Классный час «Чистота и здоровье».   Урок-КВН « Будьте здоровы!»
  • Конкурс на лучшую тетрадь «Я хочу вырасти здоровым»

Июнь.   Работа пришкольного лагеря

  • Международный день защиты детей. Спортивно-развлекательная программа.
  • Всемирный день защиты окружающей среды.
  • Организация отдыха в пришкольном лагере. Организация закаливания детей в лагере.
  • Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Транспорт как зона повышенной опасности.
  • День бегуна.
  • Беседа: «Забота медицины»  
  • Воспитай себя – игра
  •  Спортивные соревнования «Я выбираю движение»
  • Путешествие в Страну здоровячков.  Праздник
  •  Конкурс рисунков на асфальте

Содержание программы   4 класс.

Первое полугодие

Сентябрь

  • Организация дежурства по школе и по классу.
  • Налаживание работы кружков и секций.
  • Включение в план родительского всеобуча, рабочую программу, план воспитательной работы мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.
  • Природная среда и безопасность человека – классный час. Выпуск листовок.
  • Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
  • Участие в туристическом слёте. Кросс Наций.
  • Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время  (систематически).
  • ПДД. Безопасный путь в школу.
  • Сдача осенних спортивных нормативов.
  • Защита проекта «Путешествие в природу» Оформление фотовыставки.

Октябрь

  • Организация работы по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.
  • Подготовка классов к зиме.
  • Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований.
  • Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни:
  • « Ядовитые растения, грибы»  Викторина: «Знаешь ли ты растения»
  • Физкультминутки (ежедневно).
  • Инструктаж  на каникулы по ПДД и ППБ
  • Защита проекта «Причины пожаров» Выпуск листовок.

            Ноябрь

  • Спортивный праздник к Дню матери  «Мама и я - друзья»
  • Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме: «Здоровый образ жизни». Занятие – «Помоги себе сам»
  • Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
  • Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению на родительском собрании и на ШМО.
  • Классный час: «Как сохранить здоровье» Практикум «Чувства и поступки»
  • Что такое эмоции – диспут
  • Классный час: «Наше здоровье»  Игра «Что? Зачем? Как?
  • Беседа мед. работника «Зачем нужны прививки»

           Декабрь

  • Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий по ОБЖ.
  •  Проведение конкурсов «Папа, мама, я – спортивная семья», посвящённых празднованию Дня семьи.
  • Классный час «Нехорошие слова. Недобрые шутки».
  • Вежливое общение – игра
  • Умеем ли мы разговаривать по телефону – беседа
  •  Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
  • Витаминизация питания учащихся.  Фотовыставка «Мы в столовой»
  • Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
  • Инструктаж  на каникулы по ПДД и ППБ
  • Защита проекта «Здоровая пища для всей семьи»
  • Классный час: «Как следует питаться»

                                                Второе полугодие

Январь

  • Открытый воспитательный час по ОБЖ ««Прививки от болезней». Инфекционные болезни – беседа
  • Игра «Полезно - вредно»
  • Весёлые старты – параллель 4 классов.
  • Физкультминутки и динамические паузы.
  • Витаминизация питания учащихся. Защита проекта «Загадка витаминов»
  • Классный час: «Как сделать сон полезным»
  • Сон-лучшее лекарство-беседа Театрализованная постановка: «В гостях у Сони»
  • Вместе на лыжах.

          Февраль

  • День защитника Отечества. Вперёд, мальчишки!
  • Соревнования по лыжам. Лыжня России.
  • Физкультминутки и динамические паузы.
  • Классный час: «Домашняя аптечка»
  • Урок творчества «Как здоровье?»
  • Игра «Светофор Здоровья»           

         Март

  • Физкультминутки и динамические паузы.
  • Соревнования для девочек, посвящённые 8 марта.
  • Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. Как закаляться. Обтирание и обливание-беседа
  • Ролевые игры «Уроки здоровья»
  • Весёлые старты
  • Инструктаж  на каникулы по ПДД и ППБ
  • Взятие снежного городка. (масленица)
  • Классный час: «Дружба»  Что такое дружба – беседа
  • Конкурс сочинений на тему: «Кто может считаться настоящим другом»

Апрель

  • Всемирный день  здоровья.
  • Классный час: «Общение с природой таит в себе много интересного и, самое главное, очень полезно для здоровья».
  • Первенство школы по кроссу.
  • День здоровья.
  • Динамические паузы, физкультминутки.
  • Защита проекта «Что нужно для того, чтобы природа не приносила вреда вашему здоровью»
  • Классный час: «Злой волшебник – алкоголь» Алкоголь-ошибка (беседа)
  • Презентация «Злой волшебник Алкоголь»

Май

  • Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
  • Мероприятия, посвящённые победе в ВОВ.
  • Сдача весенних нормативов.
  • Весёлые старты.
  • Проведение экскурсий в природу. Ядовитые змеи и насекомые.  Великая страна КРОССВОРДИЯ –составление кроссворда.
  • Инструктаж  на каникулы по ПДД и ППБ
  • Весенняя легкоатлетическая эстафета.
  • Классный час. Общие правила купания в открытых водоёмах.
  • Конкурс «Алло! Мы ищем таланты» под девизом «Мы – за здоровый образ жизни»
  • Конкурс на лучшую тетрадь «Я хочу вырасти здоровым»

Июнь.   Работа пришкольного лагеря

  • Международный день защиты детей. Спортивно-развлекательная программа.
  • Всемирный день защиты окружающей среды.
  • Организация отдыха в пришкольном лагере. Организация закаливания детей в лагере.
  • Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
  • День бегуна.
  • Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни: « Моё решение»  Принимаю решение – беседа
  • Час диспута «Учимся думать и действовать!
  • Практическое занятие: «Как оказывать само – и взаимопомощь при солнечном ударе».

Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы.

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • представление о культуре здоровья и путях ее развития;

-знание уровня своей физической подготовленности и повышение его с помощью самостоятельных занятий;
- представление о строении организма, функциях органов и условиях его гигиены;
-знание необходимых и достаточных условий для занятий физическими упражнениями, в том числе и правил техники безопасности;
-знание характера влияния двигательной активности на человеческий организм;
-знание приемов самоконтроля.

Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности: 
-овладение музыкально-ритмическими и танцевальными умениями, простейшими способами ходьбы на лыжах, катания на коньках, участие в подвижных спортивных играх, освоение элементов акробатики, легкой атлетики, различных видов физкультурной активности, туризма;
-освоение комплексов упражнений основной, гигиенической и дыхательной гимнастики, музыкально-ритмических комплексов;
-освоение народных игр и нетрадиционных методов укрепления здоровья, к которым можно отнести пальцевую гимнастику, солнечные, воздушные ванны, водные процедуры; умение беречь свое здоровье, здоровье близких людей;

-соблюдение основных правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в быту, на улице.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • освоение основ культуры физического здоровья;
  • овладение основами самоорганизации здорового образа жизни;

-становление интереса к физкультурно-оздоровительным и физкультурно-спортивным занятиям;
-понимание значения гигиены и закаливания, формирование доступных понятий о физическом развитии, влиянии физических упражнений на работу организма;
-развитие основ самоконтроля, понимание влияния вредных привычек на здоровье человека.

Литература:

  1. Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.
  2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
  3.  Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.
  4.  Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
  5. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
  6. Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.
  7. Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.
  8. Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. 
  9. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
  10. Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. - 1994. -Т.1.- № 1.
  11. .Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – Москва, Сфера, 2002.
  12. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
  13. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., Просвещение, 2002
  14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
  15. Влияние учебной нагрузки  и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
  16. Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997