Формирование умений активного целеполагания у обучающихся
статья по теме

В статье представлены основные приемы целеполагания,  основывающиеся на активной мыслеречевой деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_umeniy_aktivnogo_celepolaganiya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умений активного целеполагания

у обучающихся на уроках в специальных (коррекционных) классах VII вида в условиях реализации ФГОС НОО

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применить. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, преобразовывать.

Наиболее частой причиной слабой успеваемости обучающихся с задержкой психического развития является несформированность познавательной деятельности, связанная со слабостью памяти, внимания, мышления, подвижностью психических процессов, отсутствие мотивации и т.д. Поэтому применение деятельностного подхода особенно актуально в специальных (коррекционных) классах VII вида, так как он наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс.

В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки стратегий действования, учебным действиям, которые определяются как способы решения учебных задач. В теории учебной деятельности с позиции её субъекта выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, контроля, оценивания. А с позиции самой деятельности – преобразующие, исполнительские, контрольные. В статье представлены основные приемы деятельности целеполагания на уроках. Г.А. Цукерман говорил: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Сущность  её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» 

     На каждом уроке развитие учебно-познавательных мотивов реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ. Задача учителя заключается в  создании условий для формирования активного целеполагания на уроке. Деятельность учителя по формированию умения целеполагание проводится в течение всего урока, как на этапе целеполагания, так и при решении любой конкретной учебной задачи. В своём выступлении я рассмотрю целеполагание с точки зрения этапа урока.

Основные приемы целеполагания основываются на активной мыслеречевой деятельности обучающихся.

1. Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

- повторить знания об имени прилагательном;

- определить, с какими частями речи сочетается;

- изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными;

- определить закономерность изменений, сделать вывод.

2. Работа над понятием. Учитель предлагает обучающимся для зрительного восприятия название темы урока и просит объяснить значение каждого слова или отыскать его в "Толковом словаре".

Например, тема урока " Противоположные по смыслу слова". Поиск значения в «Толковом словаре». Далее, от значения слова дети определяют задачу урока. Аналогично можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ.

3. Подводящий диалог. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится  к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

4. Собери слово. Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового. Например, тема урока "Глагол". Ученикам предлагается собрать слово из первых звуков слов: "Гореть, ловить, апельсин, гора, озеро, ласточка". Если есть возможность и необходимость можно на предложенных словах повторить изученные части речи, провести решение логических задач.

5. Ситуация  «яркого пятна». Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.

6. Группировка. Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Например,    урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

7. Исключение. Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Второй вид. Учитель задает детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.

Например, урок окружающего мира в 1классе по теме урока "Насекомые".

– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".

– Что общего во всех словах? (Названия животных)

– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.)

8. Домысливание. 1) Предлагается тема урока и слова - "помощники":

Повторим…

изучим…

узнаем…

проверим…

С помощью слов - "помощников" дети формулируют задачи урока.

2) Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение - есть задача урока. Например: для темы "Число 9 и его состав" проводится наблюдение  над  рядом чисел: 1, 3, 5, 7, …

На уроке  русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:

Играть – играл – играю –…

Читать – читал – читаю –…

3) Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока русского языка по теме «Общее понятие об однокоренных словах» предлагаю детям ряд слов и ставлю вопрос «Что объединяет все эти слова?»

Садовник, садовый, садик, посадили.

Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".

 

(63 + 7) ∙10

24 ∙ (16 –  4 ∙ 2)

(42 – 12 + 5) ∙ 7

8 ∙ (7 – 2 ∙ 3)

4) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать  увиденное и определить тему и задачу урока.
Например, на уроке  русского языка в 1 классе по теме "Предложение" можно предложить схему:

9. Проблема предыдущего урока. В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

  Предложенные приёмы интересны, доступны  обучающимся, результативны.

Особую роль в деятельности учителя в данном вопросе занимает наблюдение и фиксация результатов умения целеполагания. Это даёт возможность своевременно организовать педагогическую коррекцию. Умение формулировать цель урока отслеживалось в течение 2011/2012, 2012/2013 учебные годы по следующим критериям:

 - формулировка  цели самостоятельно;

- формулируют цель урока с наводящей помощью учителя (вопросы, слова-опоры и т.д.);

- умение не сформировано.

По результатам исследования:

критерии

2011/2012

 уч. год

I полугодие

2012/2013 уч. год

формулировка  цели самостоятельно

7,5%

23%

формулировка цели с наводящей помощью учителя

61, 5%

61,5%

умение не сформировано

31%

15,5%

Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.  

Литература.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Р.Ф. -М.: Просвещение, 2010.

2. Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006
3. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

4. ж. Начальная школа  №9   2005 г.   Л. В. Трубайчук. «Младший школьник как субъект учебной деятельности».

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008

6. Федосова Н.А.  «Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения». Газета «Управление начальной школой» октябрь 2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование умения целеполагания у младших школьников."

         Материал представляет собой доклад на тему: " Формирование умения целеполагания у младших школьников". В работе представлены сущность целеполагания, классифика...

Приёмы активного целеполагания на уроке

Приёмы активного целеполагания на уроке...

ФГОС: Новое в обучении: приемы активного целеполагания на уроке

Целеполагание: постановка учебной задачи; соотнесение того, что уже известно иусвоено, и того, что еще неизвестно.Целеполагание...

Программа психолого-педагогической деятельности по формированию познавательной активности у слабоуспевающих обучающихся младших классов.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, познавательный интерес. Освоение основной общеоб...

Обучающие задания по работе с информацией, направленных на формирование умения ориентироваться в источнике информации; умения определить характер требуемой информации и извлечь ее; умения определить характер недостающей информации

Обучающие задания по работе с информацией, направленных на формирование умения ориентироваться в источнике информации; умения определить характер требуемой информации и извлечь ее; умения определить х...