Статья для конференции "Технология развития информационно - интеллектуальной компетенции"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Выступление на конференции «Методическое сопровождение ФГОС».
14.10.2011 г.
«Лучшее обучение – это включение в деятельность»
В июне 2011 года, мы, учителя Василеостровского района собрались в НМЦ на занятия курса «Технология развития информационно – интеллектуальной компетентности» (ТРИИК). Среди нас оказались и совсем молодые, начинающие педагоги, и те, чей педагогический опыт составил 20 лет. Мы все были разные.
Руководитель курса кандидат педагогических наук Людмила Генриховна Панфилова на первом занятии предложила педагогам определить своё отношение к инновационной деятельности и самоопределиться к обучению в технологии развития информационно – интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Ряд учителей выразили критическое отношение к изучению новой технологии, мотивируя это тем, что обладание новыми умениями и знаниями не даёт возможности для личного роста, как профессионального, так и эмоционального. И этих учителей не в чем упрекнуть. В последние годы в нашей стране незаслуженно принижено положение учителя в обществе. Эти коллеги не стали посещать курс. Те, кто остались, задумались. Конечно, можно работать по – старому, всё равно детей выучим. Но в современном, быстро меняющемся мире, когда выражение «Кто владеет информацией, тот владеет миром» перестало быть просто афоризмом, хотим мы того или нет, и жить, и учить придётся по – новому. И учителя, оставшиеся на курсе не пожалели о своём выборе.
На первом же занятии стало понятно, что не будет обилия утомительной теории. Учителя станут участниками процесса изучения и применения на практике новой технологии. Для того, чтобы они лучше понимали свои стремления, Людмила Генриховна предложила тесты «Потребность в достижениях» и «Сила мотивации к достижению успеха в деятельности». Воодушевившись тем, что сила и потребность в достижении успеха у учителей есть, мы приступили к занятиям.
Курс освоения инновационной технологии работы с информацией был разбит на несколько модулей, где теоретическое освоение технологии логично перетекало в проектирование методического инструментария и создания его модели в виде технологической карты к апробации её в учебном процессе.
Модули обучения:
- Теоретические основы технологии развития информационно – интеллектуальной компетентности.
- Проектирование инновационного методического инструментария, обеспечивающего реализацию требований ФГОС второго поколения.
- Создание модели инновационного методического инструментария.
- Апробация модели методической разработки в учебном процессе.
Занятие в каждом модуле начиналось необычно и интересно – с ситуативного задания. Такой мозговой штурм сразу придавал энергии на всё время занятия. Но от нас требовалось не только работать в теме, но и определиться с выбором цели деятельности, записав фразу – конструкт; сформулировать результат занятия; сделать самоанализ; дать оценку своей работы. И здесь испытали муки творчества не только начинающие учителя, но и их коллеги с большим педагогическим опытом. Но, как «идущий осилит дорогу», так и наши учителя постепенно стали всё быстрее оформлять свои мысли, находить нестандартные решения, воодушевляться своими успехами и радоваться успехам коллег. И, хотя Людмила Генриховна не обещала нам лёгких путей на её курсе, пришло понимание, что мы не зря обучаемся технологии ТРИИК. Ей удалось сформировать у нас мотивацию - понимание того, что приобретенные знания пригодятся на практике, ведь дети, которые придут в школу 1 сентября, будут уже учиться по новым стандартам. А мотивация полезности знания самая устойчивая.
В связи с этим, приступив к практической части обучения, учителя всю душу вложили в составление технологической карты. Замечательно, что Людмила Генриховна не ограничивала нас ни в выборе урока, ни в выборе темы. Мы разбились на группы, познакомились с коллегами, выбрали тему и стали дружно работать над серией уроков, объединённых этой темой.
Получив алгоритм подготовки учебной информации, мы начали заполнять технологическую карту по разделам:
- Тема.
- Цели.
- Основное содержание темы.
- Термины и понятия.
- Планируемый результат.
- Организация образовательного пространства.
- Технология изучения темы.
Тут - то мы и вспомнили высказывание великого полководца: «Тяжело в учении – легко в бою». Учебные задания мы старались формулировать с учётом критериев логико–информационной корректности. Посредством постановки проблемной ситуации (ситуативное задание), которую можно решить только после освоения всего материала, планировали мотивировать детей к учебной деятельности по изучению темы. Составляли учебные задания на знание, понимание, умение, рефлексию. В этом нам очень помогли ключевые слова для формулирования УЗ.
Составленную технологическую карту мы апробировали в учебном процессе в своём классе. Надо сказать, что эти уроки стали образцом чёткого и последовательного изучения темы, когда цель, поставленная в начале, соответствует результатам, полученным в конце освоения материала.
Каковы же итоги работы с технологической картой?
- Карта экономит время учителя, освобождая его от ежедневной работы над отдельным уроком.
- Соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
- Помогает учить ребёнка работать самостоятельно и использовать приобретённые знания в повседневной жизни.
- Использование карты позволяет мотивировать на успешное обучение, выявлять возможности и развивать интеллект каждого ребёнка.
Таким образом, приобретенные нами знания и умения, должны помочь в главном: научить ребёнка учиться, ведь нам предстоит воспитывать современного ученика, который должен ориентироваться в потоке информации, а для этого в нём должны научиться ориентироваться учителя.
Учителю учителей Людмиле Генриховне Панфиловой искренняя благодарность за разработку технологии, позволяющей учителям работать в русле современных требований к образованию, за организацию интересного и насыщенного новыми идеями курса ТРИИК.
Хочется надеяться, что коллеги, покинувшие курсы в начале занятий, придут к пониманию, что, если они остались в профессии, то в ней надо совершенствоваться. А мы, такие разные в начале, теперь можем считать себя единомышленниками.
В данном сборнике представлены технологические карты учителей Василеостровского района – итог работы на курсе ТРИИК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с использованием ТРИИК (технология развития информационно- интеллектуальной компетенции младшего школьника)
Актуализация знаний о правописании слов с безударной гласной, проверяемой ударением. Освоение приёма работы со словарём. Правописание словарных слов....

формирование и развитие информационной компетенции уч-ся начальной школы
Тема по самообразованию "Формирование и развитие информационной компетенции учащихся начальной школы посредством использования ИКТ по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

Использование возможностей МЭШ как способ развития информационной компетенции учителя
Речь моего выступления на педагогическом совете....

Статья "Возможности технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности учащихся (ТРИИК) при реализации ФГОС НОО"
Статья "Возможности технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности учащихся (ТРИИК) при реализации ФГОС НОО"...

Дидактический потенциал технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)
Умение школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в...

Развитие коммуникативно-речевой компетенции у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством применения программно-дидактического комплекса ЛОГОМЕР, МЕРСИБО РИТМ
laquo;Логомер» — это индивидуализированная цифровая образовательная среда для кабинета логопеда и дефектолога. Игры Мерсибо можно использовать в коррекционной деятельности прак...