«Реализация компетентностного подхода в воспитании учащихся».
занимательные факты
Тема: «Реализация компетентностного подхода в воспитании учащихся».
«Формирование навыков « самостоятельного поиска» как первый шаг к самообразованию и самовоспитанию».
Начальная школа – это первая ступень обучения и воспитания. Важное звено в системе школьного образования. В рамках реализации компетентностного подхода знания, умения, навыки это не цель воспитания, обучения, а средство с помощью которого происходит всестороннее развитие ребёнка. В начальной школе необходимо сформировать самостоятельную организацию процесса усвоения и поиска знаний. Учителя непрерывно занимаются формированием у школьников потребности в самосовершенствовании, которая проявляется в двух взаимосвязанных формах: самовоспитании и самообразовании. Самовоспитание представляет собой активную, целеустремлённую деятельность учащегося, направленную на формирование и развитие у себя положительных и устранение отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, социальными условиями и личной программой развития. Самовоспитание неразрывно связано с самообразованием, под которым понимается целенаправленная работа по обновлению, расширению и углублению ранее полученных знаний, а также совершенствованию практических навыков и умений в целях достижения высокого уровня образования и культуры. Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний. Классному руководителю принадлежит ведущая роль в руководстве самовоспитанием и самообразованием, которое он осуществляет с опорой на ученические организации. Стимулирующее воздействие на внутренние мотивы самовоспитания и самообразования заключается в формировании у воспитанников сознательной установки, определённого психологического настроя к работе над собой. Одним из важных направлений в руководстве самовоспитанием и самообразованием является оказание помощи учащимся в объективной оценке своих качеств, в осуществлении самоконтроля за работой над собой. Введение новых образовательных стандартов II поколения предполагает ориентацию образования не только на усвоение учениками определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных интересов. Учащиеся овладевают ключевыми компетенциями самовоспитания и самообразования через развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, организации своей деятельности, планированию, контролю и оценке своих действий. Система нашей работы предполагает, что у учащихся будут заложены основы самостоятельности, инициативности и ответственности личности как главное условие её самоактуализации, готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
Для достижения этих целей я организую работу следующим образом.
При подготовке к мероприятиям я ставлю перед детьми задачу: «Как мы это сделаем?»
В результате самостоятельного поиска и под моим руководством дети решают, что они хотят видеть. Например, конкретно праздник «Масленица» (русские костюмы, блины, чучело, следовательно они вспоминают песенки, хороводы, игры). Я старалась заинтересовать: историей праздника, атрибутами, рассказами по теме этого мероприятия, использовала наглядные пособия, образы.Подобрав сценарный план и продумав организацию праздника, я подвела детей к выбору своей роли. Заинтересованность детей привлекла к этому мероприятию и родителей. Они вызвались петь частушки, печь блины и предложили свою помощь. Зная, что дети хотели бы видеть, я стремилась к максимально качественному решению, поставленных задач:
· определить роль каждого ребёнка;
· место этой роли в организации праздника.
В процессе подготовки выступления, что-то не получалось, кто-то заболел, но все были так вовлечены, что могли на любом этапе подготовки друг друга заменить. Совместное переживание и проживание ситуации в процессе подготовки этого мероприятия способствовало формированию сплочённого, дружного коллектива и личностных качеств: умение общаться, осознавать свою роль, знания в бытовой и культурно-досуговой деятельности, анализировать своё поведение, умение вести беседу, задать вопрос. То есть, в результате не только провели мероприятие, но и приобрели опыт, который теперь нам помогает в любом совместном деле и в индивидуальной деятельности учащихся. В ходе подготовки следующего мероприятия дети сами предлагали способы более красочного, творческого решения. Они применяют полученный опыт и получают результат. Так, если в прошлом году я была инициатором , то в этом идейными вдохновителями являются дети и родители. Несколько слов скажу о последнем участии моих детей в церемонии награждения «Учитель года ГОУ СОШ №1825». С днём учителя дети поздравили меня, спев песню «Учителям Москвы». Послушав песню, я поняла, что не имею права не дать послушать её своим коллегам, потому что высоко оцениваю их труд. Всем кто заходил в этот день в мой кабинет, я предлагала послушать песню и делилась своими эмоциями. На этом не могло закончится, мне и детям было необходимо спеть её всем учителям. Сопережив, пропустив через сознание эту песню, дети захотели подарить сделанную своими руками поделку в знак уважения и благодарности профессии учителя.
Введение школьной формы мы обсуждали на первом родительском собрании (жилетки, рубашки, водолазки, брюки). Такие требования к внешнему виду помогают выработать аккуратность, дисциплинированность, приучают к самоконтролю, помогают сформировать позицию ученика, у которого есть свои обязанности. Для выработки самоконтроля я предлагаю учащимся после ежедневной утренней зарядки, выбрать из классной библиотеки книгу для чтения, эта работа ведётся сначала учебного года, но уже есть положительные результаты. Она помогает сосредоточиться, смотивировать детей на учёбу, тем самым ребёнок занимается самовоспитанием и самообразованием. Организация перемен тоже гораздо легче проходит, потому что дети подбирают, разучивают игры самостоятельно. Если в прошлом году, я играла каждую перемену, то сейчас в этом нет необходимости.
Мы, учителя начальной школы, развиваем способности и создаём платформу для формирования ценностно – смысловой, социокультурной компетенции личностного самосовершенствования в основной и старшей школе.
Выдающийся философ, психолог, педагог Павел Петрович Блонский видел задачу учителя в том, чтобы не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспитанию. «Мы должны…, - писал он, -воспитывать человека, способного к самоопределению. Воспитываться – значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_vystuplenie_na_pedsovete.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Реализация компетентностного подхода в воспитании учащихся».
«Формирование навыков « самостоятельного поиска» как первый шаг к самообразованию и самовоспитанию».
Начальная школа – это первая ступень обучения и воспитания. Важное звено в системе школьного образования. В рамках реализации компетентностного подхода знания, умения, навыки это не цель воспитания, обучения, а средство с помощью которого происходит всестороннее развитие ребёнка. В начальной школе необходимо сформировать самостоятельную организацию процесса усвоения и поиска знаний.
Учителя непрерывно занимаются формированием у школьников потребности в самосовершенствовании, которая проявляется в двух взаимосвязанных формах: самовоспитании и самообразовании. Самовоспитание представляет собой активную, целеустремлённую деятельность учащегося, направленную на формирование и развитие у себя положительных и устранение отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, социальными условиями и личной программой развития.
Самовоспитание неразрывно связано с самообразованием, под которым понимается целенаправленная работа по обновлению, расширению и углублению ранее полученных знаний, а также совершенствованию практических навыков и умений в целях достижения высокого уровня образования и культуры. Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний. Классному руководителю принадлежит ведущая роль в руководстве самовоспитанием и самообразованием, которое он осуществляет с опорой на ученические организации. Стимулирующее воздействие на внутренние мотивы самовоспитания и самообразования заключается в формировании у воспитанников сознательной установки, определённого психологического настроя к работе над собой.
Одним из важных направлений в руководстве самовоспитанием и самообразованием является оказание помощи учащимся в объективной оценке своих качеств, в осуществлении самоконтроля за работой над собой.
Введение новых образовательных стандартов II поколения предполагает ориентацию образования не только на усвоение учениками определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных интересов. Учащиеся овладевают ключевыми компетенциями самовоспитания и самообразования через развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, организации своей деятельности, планированию, контролю и оценке своих действий. Система нашей работы предполагает, что у учащихся будут заложены основы самостоятельности, инициативности и ответственности личности как главное условие её самоактуализации, готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
Для достижения этих целей я организую работу следующим образом.
При подготовке к мероприятиям я ставлю перед детьми задачу: «Как мы это сделаем?»
В результате самостоятельного поиска и под моим руководством дети решают, что они хотят видеть. Например, конкретно праздник «Масленица» (русские костюмы, блины, чучело, следовательно они вспоминают песенки, хороводы, игры). Я старалась заинтересовать: историей праздника, атрибутами, рассказами по теме этого мероприятия, использовала наглядные пособия, образы.Подобрав сценарный план и продумав организацию праздника, я подвела детей к выбору своей роли. Заинтересованность детей привлекла к этому мероприятию и родителей. Они вызвались петь частушки, печь блины и предложили свою помощь. Зная, что дети хотели бы видеть, я стремилась к максимально качественному решению, поставленных задач:
- определить роль каждого ребёнка;
- место этой роли в организации праздника.
В процессе подготовки выступления, что-то не получалось, кто-то заболел, но все были так вовлечены, что могли на любом этапе подготовки друг друга заменить. Совместное переживание и проживание ситуации в процессе подготовки этого мероприятия способствовало формированию сплочённого, дружного коллектива и личностных качеств: умение общаться, осознавать свою роль, знания в бытовой и культурно-досуговой деятельности, анализировать своё поведение, умение вести беседу, задать вопрос. То есть, в результате не только провели мероприятие, но и приобрели опыт, который теперь нам помогает в любом совместном деле и в индивидуальной деятельности учащихся. В ходе подготовки следующего мероприятия дети сами предлагали способы более красочного, творческого решения. Они применяют полученный опыт и получают результат. Так, если в прошлом году я была инициатором , то в этом идейными вдохновителями являются дети и родители. Несколько слов скажу о последнем участии моих детей в церемонии награждения «Учитель года ГОУ СОШ №1825». С днём учителя дети поздравили меня, спев песню «Учителям Москвы». Послушав песню, я поняла, что не имею права не дать послушать её своим коллегам, потому что высоко оцениваю их труд. Всем кто заходил в этот день в мой кабинет, я предлагала послушать песню и делилась своими эмоциями. На этом не могло закончится, мне и детям было необходимо спеть её всем учителям. Сопережив, пропустив через сознание эту песню, дети захотели подарить сделанную своими руками поделку в знак уважения и благодарности профессии учителя.
Введение школьной формы мы обсуждали на первом родительском собрании (жилетки, рубашки, водолазки, брюки). Такие требования к внешнему виду помогают выработать аккуратность, дисциплинированность, приучают к самоконтролю, помогают сформировать позицию ученика, у которого есть свои обязанности.
Для выработки самоконтроля я предлагаю учащимся после ежедневной утренней зарядки, выбрать из классной библиотеки книгу для чтения, эта работа ведётся сначала учебного года, но уже есть положительные результаты. Она помогает сосредоточиться, смотивировать детей на учёбу, тем самым ребёнок занимается самовоспитанием и самообразованием.
Организация перемен тоже гораздо легче проходит, потому что дети подбирают, разучивают игры самостоятельно. Если в прошлом году, я играла каждую перемену, то сейчас в этом нет необходимости.
Мы, учителя начальной школы, развиваем способности и создаём платформу для формирования ценностно – смысловой, социокультурной компетенции личностного самосовершенствования в основной и старшей школе.
Выдающийся философ, психолог, педагог Павел Петрович Блонский видел задачу учителя в том, чтобы не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспитанию. «Мы должны…, - писал он, -воспитывать человека, способного к самоопределению. Воспитываться – значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Раскрытие понятия компетентностного подхода в образовании осуществляется с помощью презентации, которая дает нам наглядное представление об этой теме....
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании
Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ
Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный...
Проблема качества образования при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе
Статья "Проблема качества образования при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе"...
« Реализация компетентностного подхода через организацию групповой деятельности учащихся на уроке»
Групповые формы работы позволяют наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике...
Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»
Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...
Перспективный индивидуальный план самообразования классного руководителя «Личностно - ориентированный подход в воспитании учащихся в условиях реализации ФГОС на основе национальных традиций»
Этот план самообразования может быть полезным для учителей начальных классов...