РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ
статья по теме
Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kompetentnostnyy_podhod.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ
Л.Р.Мальцева, Н.Р. Асадуллина Н.Р.
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат
«Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования
спортивного профиля », г.Ленинск-Кузнецкий
На сегодняшний день в России уже достаточно много крупных научно-теоретических и научно-методических работ, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций. Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». Перед школой-интернатом спортивного профиля ставится задача способствовать формированию этих компетентностей. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».
Выделяют семь ключевых образовательных компетенций, рассмотрим эти компетенции в условиях школы-интерната спортивного профиля.
Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
В школе-интернате спортивного профиля активно ведется работа по организации деятельности, связанной с накоплением представлений у детей об окружающем мире, через экскурсии, походы, выезды в заповедные места и т.д. При помощи внеклассных мероприятий обучающиеся учатся правилам поведения в общественных местах. Для этого используются беседы, диспуты, классные часы, викторины, конкурсы и т.д.
Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Духовно-нравственные основы жизни обучающихся в нашей школе закладываются в учебно-воспитательном процессе в форме уроков толерантности, тестирования, изучение прав на классных часах. А также особое внимание в школе-интернате уделяется обучению детей уметь играть в подвижные, интеллектуальные игры; уметь пользоваться электро-бытовыми приборами; знать и использовать правила этикета; знать правила подготовки и уборки мест для учебной, трудовой, досуговой деятельности и отдыха; ухаживать за домашними животными и растениями.
Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки на самоподготовках и уроках. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Для школьника-спортсмена характерен следующий объём компетенций: учится работать вместе с товарищем в учебной и внеурочной деятельности; учится читать, соблюдая ударения, паузы, интонацию конца предложения, выделять важные по смыслу слова и т.д.; осваивать основные виды письменных работ; планировать учебные занятия в режиме дня; учится контролировать свои действия и действия своих одноклассников; учится правильно работать с учебником; слушать чтение различных текстов, объяснения учителя; выделять главные факты и мысли в тексте, составлять простой план, пересказывать содержание текста; формировать навыки самообслуживания; учится правильно излагать мысли, работать в группе.
Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Поэтапно, начиная с первого класса, наши дети учатся работать с основными компонентами учебника, составлять простой план письменного ответа, находить нужную книгу, статью, пользоваться справочной литературой. К четвертому классу у школьников формируется умения пользоваться техническими средствами массовой информации (телевидение, радио, компьютерной техникой). Это позволяет решить одну из задач современного образования – формировать способность человека к самостоятельному выходу за пределы собственной компетенции для поиска способов действия в новых ситуациях. Исследовательская деятельность, участие в дистанционных конкурсах и научно-практических конференциях, публикация в школьной газете это основные формы работы, способствующие развитию информационной компетентности в школе – интернате спортивного профиля.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Главная миссия школы - интерната спортивного профиля в отличие от любой российской школы состоит в воспитании подрастающего поколения, умеющего представить себя, дать интервью средствам массовой информации во время соревнований, написать письмо, заполнить анкету, оформить заявление, сформулировать вопрос, вести дискуссию.
Объём коммуникативных компетенций предполагает умение принимать других как данность; работать самостоятельно в большом детском коллективе не требуя к себе внимания педагога и тренера; сосредоточенно слушать; быстро и точно исполнять требования взрослых; вставать на точку зрения другого, оценивать и контролировать действия другого; проявлять терпимость по отношению к другим; реализовывать взаимодействие с наставниками и сверстниками в соответствии с установленными правилами; знать правила поведения в общественных местах; расширять знания о формах обращения к старшим, сверстникам, незнакомым людям; знать общие сведения о различных этикетных ситуациях; осваивать товарищеские нормы отношений обладать навыками общения с младшими, сверстниками, старшими детьми и взрослыми.
Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Методическая работа школы спортивного профиля построена таким образом, чтобы обучающиеся могли получить знания о социальных правах и обязанностях гражданина РФ, о разновидностях профессий, получить первоначальные представления о собственности, понятие Родина; уметь самостоятельно делать покупки; знать законные способы зарабатывания денег; знать безопасный маршрут в школу, во дворец спортивной гимнастики, в магазин; иметь представление о личностном пространстве человека; уметь соблюдать очередность и правила игры; осуществлять взаимодействие с другими людьми в соответствии с установленными нормами и правилами; уметь принимать на себя частичную ответственность за происходящее; осознавать, что он может что-то делать без обязательной поддержки взрослых и их одобрения; осуществлять индивидуальный выбор поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе, в школе и во дворце спортивной гимнастики.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
Разнообразные формы организации воспитательного процесса в школе – интернате спортивного профиля: соревнования, праздники, коллективное творческое дело, викторины, тематические и предметные олимпиады, конкурсы, выставки, экскурсии, устный журнал, беседы и др. способствуют развитию компетенции личностного самосовершенствования младших школьников-спортсменов.
Основа деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения школы – интерната спортивного профиля – изменение модели образования, которая требует прежде всего изменения личности самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, высокого уровня образованности.
Литература
1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009.
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". 2002, 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
3. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. 2003, № 5.
5. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.
6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. 2004, №5.
7. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость. // Мир образования - образование в мире. 2001, № 4.
8. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под
ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК»,
2007.
9. Дополнительное образование: Словарь-справочник /Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002.
10. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ВЛАДОС, 2002.
11. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе
В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...
Реализация компетентностного подхода на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха.
В своей работе для реализации компетентностного подхода в обучении глухих школьников на уроках математики в начальной школе я применяю различные педагогические технологии: проектную деятельность...
Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».
Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования; использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...
«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
В статье раскрывается смысл компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе. Приводятся примеры заданий, которые позволяют формировать ключевые компетентности учащихся начальных класс...
Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка в начальной школе. Лазарева Н.А. МНБОУ "Лицей№76"
Компетенция — это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности. По моему мнению, важнейшей часть...