Интегрированные уроки как одна из форм повышения мыслительной активности учащихся
методическая разработка по теме

Козлова  Надежда  Николаевна

С учетом возрастных особенностей младших школьников, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadacha_integrirovaniya.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные уроки как одна из форм повышения мыслительной  активности учащихся

Все в мире цепью связано нетленной,

Все включено в один круговорот:

Сорвешь цветок,

А где-то во Вселенной

В тот миг звезда взорвется и умрет…

Л. Куклин.

Интегрированный подход к обучению все больше осознается как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации.  С учетом возрастных особенностей младших школьников, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широкоэрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем.

Действительно, у детей рано складывается своя “картина мира”, и пусть она далека от совершенства, но она целостна. В школе же эта целостность разрушается из-за границ между предметами. Учитывая возрастные особенности учащихся  младшего школьного возраста, а именно: неспособность долгое время заниматься какой-либо учебной деятельностью в одном направлении,  задача   учителя - разнообразить их занятия, тем самым, достигая наибольшей работоспособности у каждого ребёнка на уроке и положительных результатов в обучении. Чередование видов деятельности во время проведения интегрированных уроков снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, позволяет избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает у школьников в разряд нелюбимых, повышает успешность обучения. Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения.

Я  считаю, что мыслительная  деятельность ученика возможна там, где для её развития создаются определённые, необходимые для этого, условия. Я пришла  к выводу, что существенную роль в этом играет интеграция учебного процесса.

Задача учителя, планирующего интегрирующий урок, — научить младших школьников мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщённые выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений. А для этого нужно, чтобы они попытались взглянуть на вещь заново, как на непривычную для них. С этой целью ученики проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений над одним явлением на другое, используют личное уподобление, незнакомое делают знакомым и, наконец, моделируют все эти обобщённые мыслительные операции. Всё это способствует развитию творческого мышления учащихся. По мысли детского писателя Джанни Родари, «развитие у детей творческих способностей, воображения необходимо не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом», то есть каждый должен быть мыслителем, ведь только мышление способно сделать человека свободным в выборе поступков. Альтернативность и вариативность мышления — возможность, которую предоставляет интегрированное обучение, и в этом его огромная польза. 

Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

В основе таких уроков – близость содержания тем предметов и их логическая взаимосвязь. Интеграционные  связи хорошо устанавливаются между  математикой и  окружающим  миром.

Интегрированные задания для устной работы на уроках математики и природоведения (для 2—4-х классов)

Выполнив математическое задание, ты узнаешь правильный ответ на вопрос, расположенный в правом столбике.

Выполни действия по цепочке.        

Карточка № 2. 1                                         Как на карте выглядит меридиан?

         + 9               - 4               -7    

7

                                                                                    18 - окружность;

                                                        + 8                       20 - дуга;

                                                                                    25 - горизонтальная прямая.

                                                         + 7

Выполни действия по цепочке.        

Карточка № 2. 2

Какой природный комплекс образовался в результате деятельности человека?

         + 5               + 4               -8    

7

                                                                                    24 - равнина

                                                        + 12                     14 - сад

                                                                                    18 - залив

                                                         - 6

Реши уравнение.                             На каком языке говорят в Австралии?

Карточка № 2. 3

 78 – х = 35        

                                                           113 - хинди;

                                                            43 - английском;

                                                            34 - испанском

Реши уравнение.         Какой язык является самым распространённым в мире?

Карточка № 2. 4

х – 24 = 38        

                                                              52 - французский;

                                                              14 - английский;

                                                              62 - китайский.

Карточка № 2.5

“Самая полноводная река Африки; полноводна в течение всего года; имеет много порогов и водопадов, не образует дельту”. О какой реке идёт речь?

           + 5                 - 9                  + 11                                      40 - О Ниле;

42

Х

                                                                                                     35 - о Конго;

                                                                                                     49 - о Ниагаре.

Найди  Х.

        

Выполни действия.

Карточка № 2.6

(65 – 15) + (27 – 17) +26                   Какие народы живут на севере Африки?

                                                                                             86 - арабские народы;

                                                                                             34 - бушмены;

                                                                                             66 - негроиды.

        

Карточка № 2.7                                      Что в Австралии называют криками?

Выполни действия наиболее удобным способом:

 (397 + 51)+ (249 + 3)                              

                                                                     45 - светлые эвкалиптовые леса;

                                                                     35 - временные пересыхающие реки;                                                                                              

                                                                     49 - подземные артезианские воды

                                                                                                                                                                               

Карточка № 2.8.

Установи закономерность и найди недостающее число.

35     53     42     24     79     ?                           Кто первым достиг Южного полюса?

                                                                        97 - Р. Амундсен;

                                                                        52 - Ф.Нансен;

                                                                        43 - Г.Я. Седов.

Интегрированные уроки   (окружающий мир + математика) в 3-м классе

(программа “Школа  2100”)

Тема:  «Пётр 1», «Трёхзначные числа».

Устный счёт:

– 900 уменьшить в 100 раз.

– Чему равно произведение чисел 22 и 4.

Дата 988. Что она значит в истории России? Кто повелел всем жителям России принять христианство.

– Частное чисел 100 и 10 увеличить на 2.

– 420 уменьшить в 10 раз.

Дата 1242. Какое событие относится к этой дате? Какой князь командовал русским войсками в битве?

– Делимое 65, делитель 5. Чему равно частное?

– Найдите разность чисел 100 и 20.

Дата 1380. О каком событии поведала вам эта дата? Как после битвы на Куликовом поле был прозван князь Дмитрий Иванович?

– Частное чисел 800 и 100 увеличить в 2 раза.

– Произведение 40 и 2 увеличить на 2.

Дата 1682. Говорит ли вам о чём-нибудь эта дата, с какой исторической личностью мы её связываем?

- Какое число лишнее? Почему? Дайте характеристику этого числа.

-Найдите в Галерее исторических личностей новое для вас имя.

Тема: «Деление на многозначные числа»,  « Загадочный материк – Австралия».

 

– Покажите на карте водный путь из Москвы в Австралию.

– Воспользуйтесь масштабом, определите расстояние, которое нам предстоит преодолеть.

– В каких единицах измеряются водные расстояния?

– Чему равна одна миля?

– Переведите расстояние до Австралии в мили.

– В путешествии нам необходимы продукты, пресная вода. В сутки человеку необходимо 2 литра воды. Нас 28 человек. Путешествие продлиться 7 дней. Какой запас воды нужно взять с собой в путешествие?

Из Австралии получена шифровка: “1 2 3 4 2 5 6 2 7 5 6 2 7 8”. В ней разные цифры обозначают разные буквы, а одинаковые цифры – одинаковые буквы. Что могло быть написано в шифровке?

а) думай и трудись;

б) гуляй и отдыхай;

в) вперед к победам;

г) мой вопрос прост.

Капитан Врунгель разложил сокровища в три разноцветных сундука, стоящих у стены: в один – драгоценные камни, в другой – золотые монеты, а в третий – магические книги. Он помнит, что

– красный сундук правее, чем драгоценные камни;

– магические книги правее, чем красный сундук.

В каком сундуке лежат магические книги, если зелёный сундук стоит левее, чем синий?

Пока мы с вами решали эти задачи, на горизонте показалась Австралия. Столица Австралии – Канберра. Два крупнейших города – Мельбурн и Сидней. Коренные жители – аборигены, т.е. “древнейшие жители”. Для коренных жителей Австралии – Земля и все живое – растения и животные – священны, так что хрупкое равновесие австралийской природы ничто не нарушает. Можно считать этот материк огромным заповедником. Большинство населяющих его животных не встретишь  нигде  в мире.

В реках обитает двоякодышащая рыба рогозуб, которая дышит как жабрами, так и легкими.

Очень интересен утконос – древнее и таинственное животное. Тело его покрыто мягкой шерстью, роговой клюв похож на утиный. Он откладывает яйца, как ящерица и крокодилы, но вскармливает детенышей молоком, как все млекопитающие. Утконосы живут по берегам рек, хорошо плавают и питаются мелкой рыбёшкой и личинками насекомых.

Когда первые иноземцы достигли берегов Австралии, они увидели интересное животное, прыгающее на двух ногах с сумкой на животе. Иноземцы спросили у местных аборигенов, как называется это животное, местные жители ответили, не понимая вопроса: “кенгуру”. Что в переводе означало – “не понимаем”.

В Австралии живет около 50 видов кенгуру. Один из самых крупных видов – рыжий кенгуру (до 2-х метров в высоту). А родившийся детеныш – 4 см. Определите, во сколько раз детеныш меньше своих родителей?

Тема:  «Лес и человек» (4-й класс)

-Представьте себе, что каждую минуту на земле вырубают 200 га леса.

-Попробуем представить,   какую S занимает 1 га.

Дети переводят га в м2.

1 га = 10.000 м2 20 га = 200.000 м2

-Это прямоугольник длинной 2 км шириной 100 м.

1 мин – 20 га

- Сколько га вырубают за 10 минут, 1 час?

10 мин – 200 га

1 час = 60 минут

1 час = 1200 га

Тема:  «Арктика. Зона арктических пустынь». (4-й класс)

- Предлагаю вам решить выражения и найти их значения. Каждому ответу соответствует буква, которую нужно вписать в таблицу под ответом

(17 + 28) : 9 = К                                        60 – 32 : 4 = Р

(80 - 50) : 15 = А                                       20 • 8 : 40 = К        

600 : 10 • 3 = А                                          75 : 3 • 2 = И                                                49 : 7 + 6 • 5 = Т

180        52        4        37        50        5        2

А        Р        К        Т        И        К        А

        

Широко  использую  познавательные  задачи:

1. Тигровая акула живет 70 лет, а возраст рыбы-палтуса в Северном море – 60 лет. На сколько лет больше живет тигровая акула?        

2. Китовая акула имеет длину 18 м, а карликовая – 18 см. Во сколько раз китовая акула длиннее карликовой?

3. В морях и океанах обитает 39 видов акул, опасных для человека, в том числе 14 видов особенно агрессивных. Сколько менее агрессивных видов акул?

4. Сколько граммов пойманных “запасов” оказалось в брюхе акулы, если там было 23 рыбы по 800 г каждая?

5. Акуле лечили зуб. Масса зуба 72 г, а масса пломбы 14 г. Какова масса зуба с пломбой?

6. За 10 лет тигровая акула способна поменять 24000 зубов. Сколько зубов она поменяет за два года?

7. Сколько   человек   побывало   в музее “Обитатели морей” за 3 дня, если в первый день пришли 25 человек, во второй – 32 человека, а в третий – 14 человек?        

8. Сколько  человек  побывало   в океанариуме за 2 дня, если в первый день пришли 500 человек, а во второй – на 130 человек больше?

Так как интеграция – это не самоцель  в  моей  работе, а определенная система в деятельности, то виден  и конечный результат интегрированного обучения:

- успеваемость  по  предметам  за  все  годы  работы  составляет  100%.

- качество  знаний  по  классу:

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

63,8%

Первый

класс

64,5%

66,7%

61,2%

   -качество  знаний  по  предметам:

       

2006

2007

2008

2009

2010

Литературное  чтение          

81,3%

Первый

класс

84,4%

84,7%

85,2%

Русский  язык                        

61,7%

64,6%

65,2%

64,9%

Математика

69,3%

72,2%

72,9%

74,2%

Окружающий  мир                

73,7%

75,3%

75,8%

79,3%

                                       

-   результаты      мониторингового обследования качества общего образования учащихся 4-х классов  2010  г.:

Предмет

Средний  балл  по  классу

Русский  язык

62,4%

Математика

60,2%

-наблюдается стабильное повышение  количества детей с  высоким  и  средним уровнем интеллектуальной активности: 

Уровень  интеллектуальной  активности  учащихся

(методика  Мошер  Ф.А.,  Хорнсби  Л.Р.)

- к  концу  четвертого  класса  уровень  учебной  мотивации  повысился

 на  29%

(методика  Н.Г. Лускановой  «Оценка  уровня  школьной  мотивации»):  

- учащиеся  класса  активно  включаются  в творческую деятельность, результатом которой являются  их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам:

        - победитель  краевого  творческого  конкурса  «Открой  дверь  в  сказку!»  для  учащихся  3-4  классов  -  Айрапетян  Мэри;

-победители городского  конкурса  экологического  письма  «Наш  адрес – планета  Земля»:

            Айрапетян  Мэри  - диплом  II  степени,

            Шакурова  Диана  - диплом  III степени,

- победитель   муниципальной  литературно-  художественной  викторины  «Сказы  Павла  Бажова»

 Горбунова  Анна (1 место).

Приведенные результаты  соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Это позволяет сформулировать вывод о том, что интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Интегрированный день как одна и форм равития метопредметных реультатов деятельности обучающихся "

СтатьяТема : «Интегрированный день как одна из форм развития метапредметных результатов деятельности обучающихся»....

Самообразование и самовоспитание учителя – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различ­...

Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя логопеда и педагога психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися

Задачи учителя логопеда и педагога-психолога в ходе коррекционной-развивающей работы с обучающимися тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности р...

Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе

Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе...

доклад «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования»

Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога....

Доклад :"Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью".

Доклад :"Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью."...