доклад «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования»
статья
Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
ДОКЛАД
на тему:
«Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования»
Докладчик: Мурадинова А.С.
учитель начальных классов
2019 г.
Самообразование учителя есть – необходимое условие профессиональной
деятельности педагога.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того что бы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике и экономике. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что, в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Что такое профессиональное становление педагога? Как долго проходит этот процесс? Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его профессиональное мастерство.
Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку приходиться менять поле деятельности; не всегда выбор, сделанный после окончания школы, бывает осознанным .
Но, так или иначе, любая работа требует развития определённых навыков. И самый главный навык , который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста – это навык самообразования. Особенно это важно для педагога – как утверждал К.Д.Ушинский, учитель живёт до тех пор, пока учиться.
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моралью и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Если процесс образования осуществляется добровольно, осуществляется сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идёт о самообразовании.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути, обретением собственного голоса. Для меня, как для учителя начальных классов, план профессионально-личностного развития как педагога нацелен на получение мною таких знаний, которые бы способствовали расширению образованности в своём предмете, повышению эффективности обучения предмету, способствовали бы выработке новых педагогических приемов и методик, развитию творческого потенциала в профессиональной деятельности. Создавая модель программы профессионально-личностного саморазвития, я исходила из того, что сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, освоению новых сфер деятельности. Занимаясь самообразованием согласно личному плану саморазвития, мною достигнуты значительные результаты в работе, доказывающие то, что у моих учеников формируется новая система, знаний, умений и навыков; развивается самодеятельность учеников по моим предметам, что способствует повышению эффективности обучению школьников.
Мотивы, побуждающие меня к самообразованию
Ежедневная работа с информацией требует всех больших знаний не только по поиску, анализу новой информации, но и по её хранению, использованию и достоверности
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, не хотелось бы, что бы мой образ формировался у них как образ «несовременного человека».
Конкуренция. Возможность быть востребованной на работе. Не секрет, что многие родители, приводят ребёнка в школу, просятся в класс конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.
Общественное мнение, мне не безразлично, считать меня «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
Материальное стимулирование. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться повышения категории, увеличение нагрузки в школе.
Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Основные направления профессионально-личностного саморазвития
Расширение образованности в своём предмете, в культуре человека:
- глубокое ознакомление с принципами современной государственной
образовательной политики: развитие экономической грамотности;
- овладение элементами информационной культуры;
- достижение высокого общекультурного уровня; обеспечение качественной психолого –
педагогической поддержки образовательного процесса; формирование навыков
педагогического менеджмента;
- принятие философии маркетинга в качестве одной из основных идей деятельности
педагога в условиях рыночных отношений в образований; способность к выработке
индивидуального стиля педагогического поведения.
Содержание самообразования заключается не только в обогащении и обновлении предметных и дидактико – методических знаний и не в простом присоединении к ним социальных, психологических и культурологических знаний, но, прежде всего, в решении следующих задач:
- удовлетворение специфического запроса учителя на практико – ориентированные
знания;
- обеспечение развивающего эффекта приобретаемые знаний через реализацию
проблемно-методологического подхода, через решение задач, моделирующих
реальные практические ситуации, возникающие в процессе педагогической
деятельности.
Можно сказать, что содержание программы нацелено на отражение и разрешение реальных проблем, с которыми я сталкиваюсь в процессе своей профессиональной деятельности.
Для достижения намеченных целей самообразование мною решались следующие задачи:
Воспитание культуры оперирования информацией:
-критическое отношение к информации, чёткое определение цели использования
информации, что бы она не несла вред обществу и человеку, многократная проверка
достоверности информации, культура методов её передачи и самовыражения,
самоутверждения при использовании информаций.
Алгоритм выполнения задач:
- назначение информации: обогащение общественного сознания и самосознания;
- мотивация: потребность в информации и ее полезность – деловая, политическая,
экономическая, научная и т.д.;
-анализ ценности информации: ее значимость, полезность, достоверность;
- прогностичность: предвидение последствий распространения данной информации;
- адресность: комплексная направленность (на какие слои населения и на какие сферы
жизни и каким образом может влиять данная информация);
- ораторское , журналистское, педагогическое преподнесение информации, её
апробация среди узкого круга профессионалов, что бы знать, какие вопросы возникнут
в процессе информационного сообщения, как надо отвечать на них.
Формирование рационального, учебного мышления, научиться адресности
получения и использования информации:
Алгоритм решения задач:
-концентрация: научиться сосредотачивать мысль на какой-то одной проблеме;
- организация и самоорганизация: подбор необходимой информации по проблеме,
полученной из разных источников и соединение с жизненным опытом;
- формулировка ведущей идеи, объясняющей положение дел по проблеме;
-вероятное объяснение главного в проблеме, её сильных сторон, слабостей и
противоречий;
- прогнозирование развития событий и тенденций в явлении или процессе.
Виды деятельности в процессе самообразования
- систематический просмотр определенных телепередач;
- чтение педагогических периодических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии
педагогических технологий;
-решение задач, упражнениё , тестов, кроссвордов и других заданий по своему
предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- изучение современных психологических методик в процессе интерактивных
тренингов;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- организация кружковой и внеклассной деятельности;
- изучение информационно - компьютерных технологий;
- посещение предметных выставок и тематические экскурсии;
- общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
- ведение здорового образа жизни, занятие спортом, физическими упражнениями;
Этапы самообразования
Содержание понятия профессиональной компетентности учителя включает три аспекта качеств и свойств личности:
- профессионально-личностный, связанный с освоением и развитием
профессиональных знаний и умений, интеллектуального потенциала и эмоционально –
волевой сферы;
- профессионально-деятельный, связанный с развитием личности и созданием условий
для её саморазвития;
- профессионально-творческий, связанный с готовностью учителя к воспитанию и
реализации инновационных идей, новой информации, умением овладеть новыми
технологиями.
Такой подход позволяет сформировать модель развития моей профессиональной компетентности в условиях дополнительного педагогического образования как целостную, динамическую систему, которая включает диагностический, информационно- мотивационный, проектно – организационный и обобщающий этапы.
На диагностическом этапе
Отвечают на вопросы: знаю ли я это и зачем мне это надо знать, определяю мои потребности, интересы, затруднения в практической профессиональной деятельности.
На информационно – мотивационном этапе
Результатом работы является пробуждение интереса к особенностям своей «Я - концепции» и своего профессионального развития, причинам и источникам своих практических затруднений.
На проектно – организационном этапе
Выстраиваю индивидуальную перспективу программу профессионального развития и саморазвития.
На обобщающем этапе
Завершающим моментом является готовность к самореализации в своей практической деятельности полученных знаний, рекомендаций, оценка степени значимости полученной информации.
«только тот может стать настоящим человеком, кто смотрит вперёд, знает, что ему надо сделать за свои годы», - так я говорю своим детям и так делаю сама.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие профессиональной компетенции педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО»,
Доклад на августовском совещании...
Доклад на тему "«Профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества образования.»
Выступление на семинаре учителей начальных классов....
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Методическая разработка для педагогов на тему: «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»...
Самообразование и самовоспитание учителя – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различ­...
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.
В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...
Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС
Образование в России переживает сложный период, характеризующийся резким ростом темпов сменяемости и обновления знаний, изменениями основополагающих подходов и принци...
РМО учителей начальных классов, как одна из ступеней повышения профессионального мастерства педагогов.
Статья об РМО учителей начальных классов Приволжского района г.Казани для электоронного журнала Kazanobr.ru...