Проектная деятельность в начальной школе
методическая разработка по теме

Юрченко Юлия Владимировна

Мспользование современной образовательной технологии на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole1.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе

Доклад подготовила: Юрченко Юлия Владимировна

Термин «проект» (от лат. projectus – выступающий, выдающийся вперед) предполагает несколько смыслов:

  1. прототип, прообраз предлагаемого объекта;
  2. описание (обоснование) замысла, идеи, образа, раскрывающее их сущность и возможность практической реализации;
  3. деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата/цели.

Под проектированием, как правило, понимается универсальный тип деятельности, подчиняющийся определенному алгоритму:

- формирование идеального прообраза;

- выстраивание шагов для его достижения;

- реализация идеи в виде конечного продукта.

  1. Ученический проект

Цель ученического проекта – создание развивающей среды, способствующей развитию таких личностных качеств подростка как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, умение решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, прогнозировать результаты своей деятельности и возможные последствия различных вариантов решения.

Задачи ученического проекта:

  1. Научить школьника решать задачи, зачастую не имеющие аналога, от самого начала (замысла) до завершения (представления результатов), используя тот багаж знаний и личного опыта, которым доступен ребенку на данной ступени развития. 
  2. Помочь учащемуся стать первооткрывателем, позволить ему исследовать то, что доступно для наблюдения и согласуется с его опытом, «переоткрыть» для себя известные науке факты.
  3. Помочь ученику переосмыслить результаты своей деятельности и творчески воплотить их в доступной для него форме. Творчество – сотворение собственного, «незаемного» текста культуры, а если уж не творение нового, то «со-творение», сотворчество – одно из наиболее привлекательных свойств проекта.
  4. Способствовать приобретению опыта самостоятельного исследования, накопление освоение и индивидуализация которого невозможна иными (в частности, вербальными) способами, кроме как в результате собственной, особым образом конструированной, практики.

При этом ученический проект сохраняет алгоритм, присущий любой проективной деятельности и включает следующие компоненты:

  1. формирование идеального прообраза – определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, желаемых качеств предполагаемого продукта и разработка на этой основе документируемого на любом профессиональном языке проекта (описание, изображение, компьютерная программа и пр.);
  2. выстраивание «шагов» для достижения желаемого результата – определение методов исследования и последовательности действий, способов оформления конечного продукта, согласование со всеми заинтересованными сторонами;
  3. реализация идеи соответствующими средствами и подведение итогов проекта – сбор, систематизация и анализ полученных данных, оформление результатов и их презентация.

Таким образом, под ученическим проектом понимается последовательный алгоритм действий, разработанный для достижения поставленных результатов в пределах определенных временных рамок. Изменения, которые предполагается получить вследствие реализации проекта, касаются, прежде всего, личности самого исследователя.

Специфика целеполагания проектной деятельности определила и отличительные характеристики ученического (детского) проекта:

  1. проект имеет обучающий характер и потому, как правило, не является полностью самостоятельным продуктом, он создается при участии руководителя, направляющего и корректирующего детское исследование;
  2. проект не предполагает создание уникального продукта, «неповторимость» предлагаемых результатов заключается лишь в том, что они являются собственным прочтением, как правило, уже известного человечеству опыта;
  3. проект, как правило, изначально не ориентирован на внедрение результатов в практику, а, следовательно, имеет «имитационный» характер. В лучшем случае – ученические проекты представлены на выставках, в худшем – уничтожаются сразу после завершения работы. Именно эта характеристика – наиболее уязвимое место ученического проекта, поскольку практикоориентированность является его неотъемлемой чертой, тогда как невостребованность результатов значительно снижает внутреннюю мотивацию школьников к исследовательской проектной деятельности.

  1.  Требования к «идеальному проекту»
  1. Первое и самое трудно выполняемое требование связано с реализацией прагматической направленности проектной деятельности на результат. Определить значимый результат практической деятельности не только для школьника, но и для общества, создать условия для «нужности» и востребованности конечного продукта в рамках школы, микрорайона, города, одна из сложнейших задач.
  1. Проект не может быть навязан или продиктован, он должен исходить от самих учеников и быть обусловлен внутренней мотивацией, отвечая их запросам и интересам. В идеале – тема проекта должна задаваться самими школьниками, в этом случае проект будет им интересен, а участие в нем примет «добровольный» характер. Можно предположить, что проект может быть инициирован и учителем, но только после обсуждения с детьми, выявления их интересов и потребностей.
  2.  Проект подразумевает разрешение проблемных ситуаций, поэтому идея, заложенная в проекте, должна иметь проблемный характер, а, следовательно, множественность разнообразных, но одинаково возможных решений. Как следствие – непредсказуемость проекта, его «открытый финал»: проект должен оставлять свободное пространство для творчества, предполагать корректировку результатов и поиск новых, изначально незапланированных путей решения.
  3. Проект должен представлять собой законченный продукт, но при этом иметь незавершенный характер, иными словами иметь тенденцию к дальнейшему развитию, потенциальную возможность стать основой для других исследований, инициировать различные виды исследовательской деятельности, в т.ч. и проектной.
  4. Проект интегративен – объединяет знания различных областей человеческой деятельности, и строится на принципе многоканальности, что предполагает использование для решения поставленной проблемы различных текстов культуры и различных способов познания.
  5. Проект опирается на самостоятельную активную исследовательскую деятельность учащихся, позволяя сместить акценты с усвоения информации на овладение различными способами взаимодействия с миром своего окружения. В освоении определенных видов деятельности происходит накопление информации об окружающем мире, обогащение опыта ребенка, а главное – его первичное самоопределение, которое в дальнейшем может стать определяющим в выборе жизненного пути.
  6.  Проект, независимо от его содержания, выстраивается как культурологическое исследование, в котором узкоспециальная проблема рассматривается в контексте культурных процессов и явлений. В этом случае происходит расширение представлений о значимости и возможности использования результатов проектной деятельности, взаимосвязи всех предметов и явлений окружающего мира.  

  1. Типы проектов

По целеполаганию 

1. Учебный проект, доминантой которого является организация исследовательской деятельности школьников, направленной, преимущественно, на освоение программного материала, что позволяет вывести его освоение на надпредметный уровень.

2. Культурно-образовательный проект, нацеленный на освоение одной из культурных доминант, нашедшей отражение в разных видах творческой деятельности человека и в разные эпохи.

3. Творческий проект, предполагающий в качестве педагогической образовательной доминанты создание учащимися творческого художественного продукта.

Учебный проект

Учебный проект «строиться» от потребности в создании условий для более осмысленного и заинтересованного освоения содержания курса МХК, решения конкретных прагматических задач.

Культурно-образовательный проект

Культурно-образовательный проект – исследование, обладающее большей степенью самостоятельной активности школьников (по сравнению с ученическим проектом), в ходе которого ученику или группе учащихся предоставляется значительная свобода в выборе проблемы и темы исследования, способов освоения материала и принятия решений.  

Обязательным условием реализации проектов этого типа является интеграция, объединение для решения культурологической проблемы содержания ряда предметных дисциплин, как гуманитарных, так и естественнонаучных.

Творческий проект

Творческий проект представляет собой развернутое более сложное творческое задание, разделенное на этапы и направленное на создание собственного оригинального продукта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....