Проектная деятельность в начальной школе
методическая разработка по теме
Мспользование современной образовательной технологии на уроках в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole1.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в начальной школе
Доклад подготовила: Юрченко Юлия Владимировна
Термин «проект» (от лат. projectus – выступающий, выдающийся вперед) предполагает несколько смыслов:
- прототип, прообраз предлагаемого объекта;
- описание (обоснование) замысла, идеи, образа, раскрывающее их сущность и возможность практической реализации;
- деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата/цели.
Под проектированием, как правило, понимается универсальный тип деятельности, подчиняющийся определенному алгоритму:
- формирование идеального прообраза;
- выстраивание шагов для его достижения;
- реализация идеи в виде конечного продукта.
- Ученический проект
Цель ученического проекта – создание развивающей среды, способствующей развитию таких личностных качеств подростка как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, умение решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, прогнозировать результаты своей деятельности и возможные последствия различных вариантов решения.
Задачи ученического проекта:
- Научить школьника решать задачи, зачастую не имеющие аналога, от самого начала (замысла) до завершения (представления результатов), используя тот багаж знаний и личного опыта, которым доступен ребенку на данной ступени развития.
- Помочь учащемуся стать первооткрывателем, позволить ему исследовать то, что доступно для наблюдения и согласуется с его опытом, «переоткрыть» для себя известные науке факты.
- Помочь ученику переосмыслить результаты своей деятельности и творчески воплотить их в доступной для него форме. Творчество – сотворение собственного, «незаемного» текста культуры, а если уж не творение нового, то «со-творение», сотворчество – одно из наиболее привлекательных свойств проекта.
- Способствовать приобретению опыта самостоятельного исследования, накопление освоение и индивидуализация которого невозможна иными (в частности, вербальными) способами, кроме как в результате собственной, особым образом конструированной, практики.
При этом ученический проект сохраняет алгоритм, присущий любой проективной деятельности и включает следующие компоненты:
- формирование идеального прообраза – определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, желаемых качеств предполагаемого продукта и разработка на этой основе документируемого на любом профессиональном языке проекта (описание, изображение, компьютерная программа и пр.);
- выстраивание «шагов» для достижения желаемого результата – определение методов исследования и последовательности действий, способов оформления конечного продукта, согласование со всеми заинтересованными сторонами;
- реализация идеи соответствующими средствами и подведение итогов проекта – сбор, систематизация и анализ полученных данных, оформление результатов и их презентация.
Таким образом, под ученическим проектом понимается последовательный алгоритм действий, разработанный для достижения поставленных результатов в пределах определенных временных рамок. Изменения, которые предполагается получить вследствие реализации проекта, касаются, прежде всего, личности самого исследователя.
Специфика целеполагания проектной деятельности определила и отличительные характеристики ученического (детского) проекта:
- проект имеет обучающий характер и потому, как правило, не является полностью самостоятельным продуктом, он создается при участии руководителя, направляющего и корректирующего детское исследование;
- проект не предполагает создание уникального продукта, «неповторимость» предлагаемых результатов заключается лишь в том, что они являются собственным прочтением, как правило, уже известного человечеству опыта;
- проект, как правило, изначально не ориентирован на внедрение результатов в практику, а, следовательно, имеет «имитационный» характер. В лучшем случае – ученические проекты представлены на выставках, в худшем – уничтожаются сразу после завершения работы. Именно эта характеристика – наиболее уязвимое место ученического проекта, поскольку практикоориентированность является его неотъемлемой чертой, тогда как невостребованность результатов значительно снижает внутреннюю мотивацию школьников к исследовательской проектной деятельности.
- Требования к «идеальному проекту»
- Первое и самое трудно выполняемое требование связано с реализацией прагматической направленности проектной деятельности на результат. Определить значимый результат практической деятельности не только для школьника, но и для общества, создать условия для «нужности» и востребованности конечного продукта в рамках школы, микрорайона, города, одна из сложнейших задач.
- Проект не может быть навязан или продиктован, он должен исходить от самих учеников и быть обусловлен внутренней мотивацией, отвечая их запросам и интересам. В идеале – тема проекта должна задаваться самими школьниками, в этом случае проект будет им интересен, а участие в нем примет «добровольный» характер. Можно предположить, что проект может быть инициирован и учителем, но только после обсуждения с детьми, выявления их интересов и потребностей.
- Проект подразумевает разрешение проблемных ситуаций, поэтому идея, заложенная в проекте, должна иметь проблемный характер, а, следовательно, множественность разнообразных, но одинаково возможных решений. Как следствие – непредсказуемость проекта, его «открытый финал»: проект должен оставлять свободное пространство для творчества, предполагать корректировку результатов и поиск новых, изначально незапланированных путей решения.
- Проект должен представлять собой законченный продукт, но при этом иметь незавершенный характер, иными словами иметь тенденцию к дальнейшему развитию, потенциальную возможность стать основой для других исследований, инициировать различные виды исследовательской деятельности, в т.ч. и проектной.
- Проект интегративен – объединяет знания различных областей человеческой деятельности, и строится на принципе многоканальности, что предполагает использование для решения поставленной проблемы различных текстов культуры и различных способов познания.
- Проект опирается на самостоятельную активную исследовательскую деятельность учащихся, позволяя сместить акценты с усвоения информации на овладение различными способами взаимодействия с миром своего окружения. В освоении определенных видов деятельности происходит накопление информации об окружающем мире, обогащение опыта ребенка, а главное – его первичное самоопределение, которое в дальнейшем может стать определяющим в выборе жизненного пути.
- Проект, независимо от его содержания, выстраивается как культурологическое исследование, в котором узкоспециальная проблема рассматривается в контексте культурных процессов и явлений. В этом случае происходит расширение представлений о значимости и возможности использования результатов проектной деятельности, взаимосвязи всех предметов и явлений окружающего мира.
- Типы проектов
По целеполаганию
1. Учебный проект, доминантой которого является организация исследовательской деятельности школьников, направленной, преимущественно, на освоение программного материала, что позволяет вывести его освоение на надпредметный уровень.
2. Культурно-образовательный проект, нацеленный на освоение одной из культурных доминант, нашедшей отражение в разных видах творческой деятельности человека и в разные эпохи.
3. Творческий проект, предполагающий в качестве педагогической образовательной доминанты создание учащимися творческого художественного продукта.
Учебный проект
Учебный проект «строиться» от потребности в создании условий для более осмысленного и заинтересованного освоения содержания курса МХК, решения конкретных прагматических задач.
Культурно-образовательный проект
Культурно-образовательный проект – исследование, обладающее большей степенью самостоятельной активности школьников (по сравнению с ученическим проектом), в ходе которого ученику или группе учащихся предоставляется значительная свобода в выборе проблемы и темы исследования, способов освоения материала и принятия решений.
Обязательным условием реализации проектов этого типа является интеграция, объединение для решения культурологической проблемы содержания ряда предметных дисциплин, как гуманитарных, так и естественнонаучных.
Творческий проект
Творческий проект представляет собой развернутое более сложное творческое задание, разделенное на этапы и направленное на создание собственного оригинального продукта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...