Проектная деятельность в начальной школе.
статья (2 класс) по теме

Чувилина Валентина Анатольевна

Значение проетного обучения. Этапы работы над проектами. Проект "Узоры и орнаменты на посуде ". 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальных классах.

  В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования определены направления внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое). Особое место в ФГОСе отводится проектной деятельности.

Само понятие «Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод – это «брошенный вперёд». В древнегреческой культуре оно означает «помеху, препятствие, задачу, вопрос».  Исходя из этого можем сказать, что проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношения, книгу, фильм, модель, сценарий и так далее.

Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать, кто-то с родителями побывал в разных уголках нашей страны и в других странах. У всех детей – семилетний опыт освоения окружающего мира и общения с людьми .

Начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения возможно привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности.  

     Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности с использованием информационных технологий. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям:  в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и в дополнительном образовании с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы.  В нашем лицее осуществляется работа по этим двух направлениям, что дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои устремления и способности.

Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:

1.     Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.

2.     Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

3.     3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

4.     4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».

   Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учётом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.

Цель работы над проектами в начальной школе: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Творческую деятельность младшего школьника нужно рассматривать в совокупности с самостоятельной и не проводить резкой грани между ними, так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого. Самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. Без такой самостоятельности говорить о творчестве пожалуй, нельзя. А творчество в нашей работе проявляется в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.

Задачи, реализующиеся в ходе проектной деятельности:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

Порядок действий в работе с проектами:

1. Знакомство группы с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Проекты могут отличаются друг от друга

1. Результатом:

- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);

- мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

2. Числом детей:

-индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

-работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

-коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями,

-одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);

3. Продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

5. Соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

6. Необходимостью привлечения взрослых.

Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем:

Проек«Мой класс и моя школа»

Цель проекта: создать фотоальбом с запоминающимися событиями из жизни первоклассников;

-учить работе в группе

-учиться создавать презентации в  программе PowerPoint

Этот проект мы готовили с ребятами 1класса. Для начала мы просмотрели все фото, сделанные начиная с 1 сентября. Затем отобрали самые интересные, объединили их по группам, а в программе Power Point создали электронную презентацию. В эту работу с удовольствием  подключились родители.

Во время каникул ученики сделали проект по математике: «Узоры и орнаменты на посуде».

Цели проекта:

-закрепить знания  детей о геометрических фигурах

-уточнить понятия  узор и орнамент

-развивать творческие способности,  чувство ответственности за порученное дело

-учить детей самостоятельно искать необходимую информацию из разных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения, обосновывать её

-анализировать собственные творческие и деловые возможности

1 этап:   Разработка проекта

-определение темы, распределение по группам по желанию учащихся, уточнение источников информации, разработка критериев оценки результатов работы

Класс выбирает подтемы

1 Золотая Хохлома

2 Виды орнаментов

3 Из прошлого в настоящее

4 Как создают посуду из керамики и фаянса

5 Применение посуды в декорировании квартиры

6 Старинная посуда

7 Посуда народов мира

8 Гжельские мастера

9 Царские сервизы

10 Посуда, посвящённая знаменательным датам (фарфоровый сервиз «Георгиевская лента»)

Создание своего образца узора обязательна.

2 этап : Работа над проектом

Задачи этапа:  Сбор и уточнение информации

Ученики самостоятельно  (помощь взрослых в создании электронных презентаций в программе PowerPoint  приветствуется) работают с информацией индивидуально, в парах или в небольшой группе

Учитель наблюдает и консультирует.

Проводится урок по изобразительному искусству  по созданию своих узоров, расписываем одноразовые бумажные тарелочки.

На уроке труда делаем посуду из солёного теста .

3 этап:  Защита проекта. Урок презентация.

Представление работ перед одноклассниками. Организация выставки  в виде альбомов, изделий по труду и ИЗО, газет в  рекреации лицея, выступление перед учениками других классов и для родителей.

4 этап: Оценка результатов работы.

Задачи этапа: Анализ выполнения проектных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....