Проектная деятельность в начальной школе.
статья (2 класс) по теме
Значение проетного обучения. Этапы работы над проектами. Проект "Узоры и орнаменты на посуде ". 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx | 16.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в начальных классах.
В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования определены направления внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое). Особое место в ФГОСе отводится проектной деятельности.
Само понятие «Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод – это «брошенный вперёд». В древнегреческой культуре оно означает «помеху, препятствие, задачу, вопрос». Исходя из этого можем сказать, что проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношения, книгу, фильм, модель, сценарий и так далее.
Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать, кто-то с родителями побывал в разных уголках нашей страны и в других странах. У всех детей – семилетний опыт освоения окружающего мира и общения с людьми .
Начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения возможно привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности.
Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности с использованием информационных технологий. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям: в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и в дополнительном образовании с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. В нашем лицее осуществляется работа по этим двух направлениям, что дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои устремления и способности.
Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:
1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.
2. Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
3. 3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
4. 4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».
Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учётом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.
Цель работы над проектами в начальной школе: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Творческую деятельность младшего школьника нужно рассматривать в совокупности с самостоятельной и не проводить резкой грани между ними, так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого. Самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. Без такой самостоятельности говорить о творчестве пожалуй, нельзя. А творчество в нашей работе проявляется в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.
Задачи, реализующиеся в ходе проектной деятельности:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
Порядок действий в работе с проектами:
1. Знакомство группы с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Проекты могут отличаются друг от друга
1. Результатом:
- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);
- мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
2. Числом детей:
-индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
-работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
-коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями,
-одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);
3. Продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
5. Соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
6. Необходимостью привлечения взрослых.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем:
Проек«Мой класс и моя школа»
Цель проекта: создать фотоальбом с запоминающимися событиями из жизни первоклассников;
-учить работе в группе
-учиться создавать презентации в программе PowerPoint
Этот проект мы готовили с ребятами 1класса. Для начала мы просмотрели все фото, сделанные начиная с 1 сентября. Затем отобрали самые интересные, объединили их по группам, а в программе Power Point создали электронную презентацию. В эту работу с удовольствием подключились родители.
Во время каникул ученики сделали проект по математике: «Узоры и орнаменты на посуде».
Цели проекта:
-закрепить знания детей о геометрических фигурах
-уточнить понятия узор и орнамент
-развивать творческие способности, чувство ответственности за порученное дело
-учить детей самостоятельно искать необходимую информацию из разных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения, обосновывать её
-анализировать собственные творческие и деловые возможности
1 этап: Разработка проекта
-определение темы, распределение по группам по желанию учащихся, уточнение источников информации, разработка критериев оценки результатов работы
Класс выбирает подтемы
1 Золотая Хохлома
2 Виды орнаментов
3 Из прошлого в настоящее
4 Как создают посуду из керамики и фаянса
5 Применение посуды в декорировании квартиры
6 Старинная посуда
7 Посуда народов мира
8 Гжельские мастера
9 Царские сервизы
10 Посуда, посвящённая знаменательным датам (фарфоровый сервиз «Георгиевская лента»)
Создание своего образца узора обязательна.
2 этап : Работа над проектом
Задачи этапа: Сбор и уточнение информации
Ученики самостоятельно (помощь взрослых в создании электронных презентаций в программе PowerPoint приветствуется) работают с информацией индивидуально, в парах или в небольшой группе
Учитель наблюдает и консультирует.
Проводится урок по изобразительному искусству по созданию своих узоров, расписываем одноразовые бумажные тарелочки.
На уроке труда делаем посуду из солёного теста .
3 этап: Защита проекта. Урок презентация.
Представление работ перед одноклассниками. Организация выставки в виде альбомов, изделий по труду и ИЗО, газет в рекреации лицея, выступление перед учениками других классов и для родителей.
4 этап: Оценка результатов работы.
Задачи этапа: Анализ выполнения проектных заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...