Внеурочная деятельность в современной начальной школе в рамках ФГОС
статья (4 класс) на тему
Работа была представлена на педагогических чтения им. М. Буби. Работа содержит основные направления современной внеурочной деятельности в начальной школе (их виды, адаптация к ФГОС, обобщенный личный опыт работы с детьми). Представлена интересная модель целевого конструктора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_v_sovremennoy_nachalnoy_shkole.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность в современной начальной школе
учитель начальных классов Терехина О. Я.
МБОУ Средняя общеобразовательная
татарско-русская школа №71
с углубленным изучением отдельных предметов
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-4-х классов.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Внеурочная деятельность может быть организована по следующим видам деятельности: игровая, познавательная, досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная
преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий и т.д.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и мета предметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность.
Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.
Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает направления внеурочной деятельности, определяет временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности). Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
В нашей школе широко распространена внеурочная деятельность на базе модели дополнительного образования. К нам в школу привлечены работники допобразования по многим направлениям, работают музыкальная, художественная и много спортивных школ и секций.
Основные направления внеурочной деятельности в начальном звене школы №71 ( по модель дополнительного образования) | |
Спортивно-оздоровительное | Хоккей на траве, волейбол, борьба, легкая атлетика |
Художественно-эстетическое | Музыкальная, художественная школы, кружок мироведения |
Научно-познавательное | Занимательный английский, Я- исследователь |
Военно-патриотическое | Отряд «ФОРПОСТ» врамках Айдиновского движения |
Социальное (адаптация к школе) | Работа психолога и логопеда |
Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные секции, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности.
Художественно-эстетическое и военно-патриотическое направления, общекультурное направление реализуется через кружки художественного творчества, прикладного искусства:
Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы,чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений и т.д.
Научно-познавательное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии» и др., «Детская риторика» и др., кружки «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др., олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др., детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др.
Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе работы детей над реальным проектом.
В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность. Формы организации социального направления: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); коллективное творческое дело; социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика») и др.
Социальное направление может быть ориентировано на адаптацию ребенка к школе (будущие первоклассники, новые дети в коллективе, трудные дети).
Планируя тот или иной вид внеурочной деятельности в своем классе я стараюсь создавать определенные целевые уровни.
- 1-й уровень: приобретение школьником социальных знаний (1-2 класс)
- 2-й уровень: развитие позитивных отношений к базовым общественным ценностям (2-3 класс)
- 3-й уровень: накопление опыта самостоятельного ценностно ориентированного социального действия (4 класс).
Оценивая достигнутые результаты я составляю целевые конструкторы( модели-таблицы куда свожу все результаты моих детей). См Приложение 1
Работа которую я провожу с детьми помимо уроков помогает добиться мне следующих результатов:
- Легче и быстрее проходит адаптационный период ребенка к школе (или коллективу)
- Дети испытывают ситуации успеха занимаясь любимым делом (и не всегда хорошо успевая по предметам)
- Класс становится одной командой, сплоченным коллективом, одним целым
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В настоящее время в современной общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности, но об этом в следующей статье.
Приложение 1
Результаты работы по внеурочной деятельности
в рамках художественно- эстетического направления
Воспитательные результаты | Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) | Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) | Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) |
Художественно- эстетическое направление | Занятия в музыкальной художественной школе в театральной студии | ||
Художественные выставки приуроченные к школьным праздникам. Театральный фестиваль искусств, спектакли в классе, школе. Тематический праздник «Масленица», «Навруз» | |||
Участие в районных и городских конкурсах «Зеркало природы», «Музыкальная мозаика», «Мини-мисс Татарстана» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".
В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....
"Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС" (обобщение опыта)
В статье описан опыт взаимодействия учителя начальных классов и учреждения дополнительного образования детей по реализации новых ФГОС. Новое - это всё забытое старое!...
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС
Занятия способствуют развитию умственных качеств учащихся, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижени. хороших результатов в учёбе....
Роль внеурочной деятельности в современной начальной школе
"Мир деятельности " - внеурочный курс, помогающий наблюдать формирование УУД у учеников начальной школы.Комплексный мониторинг, разработанный авторами курса....
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).
Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся является внеурочная деятельность. Сегодня внеурочная деятельность – это деятельность, ...
Открытое занятие в рамках семинара "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС" по LEGO-конструированию в 1 классе 2013г.-2014 уч.год ) (август 2017)
Разработка занятия с презентацией...
«Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»
Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения-один из методов, направленных на выработку самостоятельных исследовательских умений, для выполнения которой требу...