Внеурочная деятельность в современной начальной школе в рамках ФГОС
статья (4 класс) на тему

Работа была представлена на педагогических чтения им. М. Буби. Работа содержит основные направления современной внеурочной деятельности в начальной школе (их виды, адаптация к ФГОС, обобщенный личный опыт работы с детьми). Представлена интересная модель целевого конструктора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_v_sovremennoy_nachalnoy_shkole.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в современной начальной школе

учитель начальных классов Терехина О. Я.

МБОУ Средняя общеобразовательная

татарско-русская школа №71

 с углубленным изучением отдельных предметов

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников,  в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Целью внеурочной деятельности  является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-4-х классов.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся;  формирование способностей  к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности             и настойчивости в достижении результата.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Внеурочная   деятельность  может быть организована  по следующим видам деятельности: игровая, познавательная, досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная

преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность

        

        Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.  Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

          Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

        Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий и т.д.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и мета предметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность.

Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.

Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает направления внеурочной деятельности, определяет временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности). Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

В нашей школе широко распространена внеурочная деятельность на базе  модели дополнительного образования. К нам в школу привлечены работники допобразования по многим направлениям, работают музыкальная, художественная и много спортивных школ и секций.

Основные направления  внеурочной деятельности  в начальном звене школы №71  ( по модель дополнительного образования)

Спортивно-оздоровительное

Хоккей на траве, волейбол, борьба, легкая атлетика

Художественно-эстетическое

Музыкальная, художественная школы, кружок мироведения

Научно-познавательное  

Занимательный английский, Я- исследователь

Военно-патриотическое  

Отряд «ФОРПОСТ» врамках Айдиновского движения

Социальное  (адаптация к школе)

Работа психолога и логопеда

 

Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные секции, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности.

Художественно-эстетическое и военно-патриотическое направления, общекультурное направление реализуется через кружки художественного творчества, прикладного искусства:

Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы,чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений и т.д.

Научно-познавательное направление реализуется через  такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии» и др., «Детская риторика» и др., кружки «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др., олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др., детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др.

Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе работы детей над реальным проектом.

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность. Формы организации социального направления: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); коллективное творческое дело; социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика») и др.

Социальное направление может быть ориентировано на адаптацию ребенка к школе (будущие первоклассники, новые дети в коллективе, трудные дети).

Планируя тот или иной вид внеурочной деятельности в своем классе я стараюсь создавать определенные целевые уровни.

  • 1-й уровень: приобретение школьником социальных знаний (1-2 класс)
  • 2-й уровень: развитие позитивных отношений к базовым общественным ценностям  (2-3 класс)
  • 3-й уровень: накопление опыта самостоятельного ценностно ориентированного социального действия (4 класс).

Оценивая достигнутые результаты я составляю целевые конструкторы( модели-таблицы куда свожу все результаты моих детей). См Приложение 1

Работа которую я провожу с детьми помимо уроков помогает добиться мне следующих результатов:

  • Легче и быстрее проходит адаптационный период ребенка к школе (или коллективу)
  • Дети испытывают ситуации успеха занимаясь любимым делом (и не всегда хорошо успевая по предметам)
  • Класс становится одной командой, сплоченным коллективом, одним целым

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В настоящее время в современной общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности, но об этом в следующей статье.

Приложение 1

Результаты работы по внеурочной деятельности

в  рамках художественно- эстетического направления

Воспитательные результаты

Приобретение школьником  социальных знаний

(1 уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(2 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия

(3 уровень)

Художественно- эстетическое направление

Занятия в музыкальной художественной школе в театральной студии

Художественные выставки приуроченные к школьным праздникам. Театральный фестиваль искусств, спектакли в классе, школе. Тематический праздник «Масленица», «Навруз»

Участие в районных и городских конкурсах

«Зеркало природы», «Музыкальная мозаика»,

 «Мини-мисс Татарстана»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".

В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....

"Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС" (обобщение опыта)

В статье описан опыт взаимодействия учителя начальных классов и учреждения дополнительного образования детей по реализации новых ФГОС. Новое - это всё забытое старое!...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС

Занятия способствуют развитию умственных качеств учащихся, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижени. хороших результатов  в учёбе....

Роль внеурочной деятельности в современной начальной школе

"Мир деятельности " -  внеурочный курс, помогающий наблюдать формирование УУД у учеников начальной школы.Комплексный мониторинг, разработанный авторами курса....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся является внеурочная деятельность. Сегодня внеурочная деятельность – это  деятельность, ...

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»

Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения-один из методов, направленных на выработку  самостоятельных исследовательских умений, для выполнения которой требу...