Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Занятия способствуют развитию умственных качеств учащихся, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижени. хороших результатов  в учёбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Тема:  Организация  внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС.

     

Учителя начальных классов

        Кусаевой  Эльвиры Хубайдулловны

Г. Соль-Илецк, 2016.

     Рабочая программа  внеурочной деятельности «Учимся  учиться», составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС).

       Рабочая программа ориентирована  на детей от 6 до 10 лет, рассчитана  на 34 занятия +1 час резервный (1 час в неделю ) и предназначена для работы в любой системе начального образования.

       Для реализации программы используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:

1)36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2011

2)36 занятий для будущих отличников:  методическое пособие /. –М.: Издательство РОСТ, 2011.

Основная цель  программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему  развивающих упражнений.

   В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

  1. Развитие познавательных способностей младших школьников.
  2. Развитие творческих способностей младших школьников.
  3. Расширение кругозора учащихся.   4Развитие эмоционально-волевой сферы детей.   5Формирование стремления учащихся к личностному росту.

         Содержание  программы:  комплекс, специально  разработанных интегрированных  заданий  из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия , таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию

     Приведём пример заданий

1) Графические диктанты

Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

Задание: Изобрази предмет по клеточкам. (СЛ.)

Учащийся ставит точку в уголке клетки. И выполняет следующее.

-Проведите линию на три клетки вверх, на  одну клетку вверх  наискосок слева направо, на одну клетку вправо, на одну клетку вниз наискосок слева направо, на три клетки вниз, на одну клетку вниз  наискосок справа налево, на две клетки вниз, на одну клетку влево, на две клетки вверх, на одну клетку вверх наискосок справа налево.

-Получится вот такая фигура. (СЛ.)

-Далее следует задание:  какие предметы напоминает вам это изображение? Учащиеся, конечно, обращают внимание на картинки, предложенные в тетради и дополняют ответы (На картинках это дерево,  мороженое, зеркальце, ракетка)

- После изображения предмета  по клеткам, это цветы,  ягоды, грибы и т.д. Задания самые разные: очеловечь гриб: нарисуй ему глаза, рот, нос,  раскрась,  вообрази себя этим предметом, расскажи где растёт, о чём  мечтает и т.д.

- Учащиеся любят  фантазировать в этом возрасте.

2) Тренировка внимания

Очень много упражнений, направленных на развитие произвольного внимания учащихся, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.

Задание:  На одном из занятий учащихся ждала  встреча с русской  народной сказкой «Маша и медведь». Многие из учащихся, конечно же, знакомы с её содержанием: кому-то читали родители, кто-то смотрел мультфильм. Поэтому занятие начинается с разминки:  учащиеся отвечают на вопросы по содержанию.

1.Кем приходится Машенька  бабушке и дедушке? (Внучкой)

2.С кем однажды отправилась Машенька в лес? ( С подружками)

3.Какие кондитерские изделия помогли девочке вернуться домой? (Пирожки)     и т.д.

-И тут  начинает сказка сказываться:

Жили-были дедушка  да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес- по грибы да по ягоды. Вот этот лес:

     Задание: найди ошибки. (СЛ.)

-Можно поработать в парах. Отмечаются учащиеся, которые ошибок нашли быстрее и больше.

(Ответ: на сосне растут яблоки,  на ёлке грибы, в траве клумба с розами, урна, ёжик тащит на спине конфету. У белки в лапах денежная купюра( одна развешивает купюры на ветках), у зайца серёжка, на пне змея, на её спине неправдоподобный растительный  узор.)

-Учащиеся стараются быть предельно внимательными, чтобы найти все ошибки.

-Далее продолжает сказка сказываться. Появляется медведь.

     Задание: перерисуй по памяти. (СЛ.) Учащиеся   рассматривают и запоминают изображение медведя. Закрывают рисунок и перерисовывают его в рабочую  тетрадь.

С  документ –камерой ,   хорошо из нескольких работ совместно  выбрать более точного медведя.

В рабочей тетради часто встречаются задания, где нужно запомнить и перерисовать, т.е.  на развитие и совершенствование зрительной памяти.

Задание: внимательно, в течение 10 секунд посмотри на верхний рисунок. Закрой его, посмотри на нижний. Скажи, что изменилось. (СЛ.)

Выполняя эти задания, учащиеся учатся пользоваться своей памятью. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

3)Поиск закономерностей

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.

- Если мы вернёмся  к занятию « По страницам русской народной сказки Маша и Медведь», то  в следующем задании мы должны отметить «лишний предмет из избушки медведя.

Задание: «Лишний предмет». (СЛ.)

- Учащиеся отмечают  лишний предмет и дают  общее название предметам из каждой строки. (лишний: диван и пылесос,1- строка-мебель, 2-я строка- предметы  для уборки)

Задание: «Найди закономерность» (СЛ.)

-В пустой прямоугольник нужно вставить недостающую фигуру.

- В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать

Вывод:  Занятия, способствуют  развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны уметь: 

1.Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность. 

2.Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор. 

3.Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.

4.Находить сходства и различие предметов  (по цвету, форме, размеру,  функциональному назначению и т. д.)

5.Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

6.Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.

7.Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

8.Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.

9.Самостоятельно составлять рисунки  на клетчатой бумаге.

10.Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеучебной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС (презентация)

В презентации показаны наравления работы учителя во время внеучебной деятельности в рамках ФГОС 2 поколения....

Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".

В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....

"Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС" (обобщение опыта)

В статье описан опыт взаимодействия учителя начальных классов и учреждения дополнительного образования детей по реализации новых ФГОС. Новое - это всё забытое старое!...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС

Организация внеурочной деятельности в начальной школе...

статья выступления на педсовете ГБОУ школа № 695 "Радуга" "Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС."

laquo;Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Актуальность Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образ...