Роль внеурочной деятельности в современной начальной школе
учебно-методический материал на тему
"Мир деятельности " - внеурочный курс, помогающий наблюдать формирование УУД у учеников начальной школы.
Комплексный мониторинг, разработанный авторами курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочный курс "Мир деятельности". | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль внеурочной деятельности
в достижении результатов начального общего образования.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой нагрузки учащихся.
Внеурочная деятельность в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Поскольку внеурочная деятельность организуется по принципу свободного выбора ребёнка, то основной организационной формой может быть не «класс», а «группа», сформированная по разновозрастному принципу, из учащихся разных классов одной параллели и т.д.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающегося и/или его родителей (законных представителей).
В начале учебного года родители получили анкеты, по результатам которых была составлена ОБЩАЯ КАРТА ЗАНЯТОСТИ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Внеурочная деятельность, согласно ФГОС НОО организуется по следующим направлениям развития личности:
- Спортивно-оздоровительное (Подвижные игры, Шахматы)
- Духовно-нравственное (Я и мир)
- Социальное (Школа вежливых наук)
- Общеинтеллектуальное (Юный исследователь, Мир деятельности, Информатика)
- Общекультурное (Домисолька, Театр, Город мастеров, Изостудия)
Соответственно количество часов на каждого обучающегося определяется индивидуально.
Содержание программ внеурочной деятельности может носить, как предметно ориентированный характер, так и не быть связанным с предметной областью.
По каждому курсу, в рамках данных направлений педагогами разработаны РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения программы. В первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся должны научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Мощной поддержкой для этого стал новый экспериментальный курс «Мир деятельности», который мы осваивали с сентября 2011г.
Цель надпредметного курса «Мир деятельности»:
создание теоретического фундамента для формирования общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств.
Курс «Мир деятельности» состоит из четырех содержательно-методических линий:
1. Организационно-рефлексивная
Основная цель: знакомство с шагами учебной деятельности
У учащихся формируются первичное представление об учебной деятельности, ее цели и результате. Дети учатся осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируются представления о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания.
2. Коммуникативная:
Основная цель: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевой саморегуляции.
Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в группе, паре и применяют их в ходе работы на предметных уроков.
3. Познавательная:
Основная цель: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов.
У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата.
4. Ценностная:
Основная цель: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни.
У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ, СЕМЬЯ. Эти обсуждения строятся на имеющимся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях.
Концептуальная идея формирования УУД .
Умение выполнять УУД формируется тем же способом, что и любое умение.
| Мотивация и знание УУД, внешний контроль - на занятиях по «Миру деятельности» Первичный опыт УУД, тренинг, Рефлексия деятельности, самоконтроль и коррекция УУД На предметных уроках |
Надпредметные умения начинают формироваться только к концу 3 класса и в 4 классе, т.к. в этот период приходит осознание того, для чего нужны знания.
Ребенок начинает понимать, что знания, полученные на занятиях по МИДу , могут работать вне учебы. Такое самостоятельное открытие ему принять легче, т.к. он сам это осознал.
Начинает «работать» понятие УМЕЮ: « Как я сегодня применял свои знания». Дети начинают осознавать процесс обучения.
В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:
определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;
В соответствии с этим, в курсе «Мир деятельности» предложена комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя:
- тестирование учащихся – диагностика сформированности надпредметных знаний;
- выполнение учащимися практической работы – диагностика сформированности надпредметных умений;
- наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений;
- анкетирование родителя – установки и принципы взаимодействия родителей с ребенком;
- психологическое исследование[1].
В отдельную таблицу вынесены Сравнительные показатели по умению выполнять регулятивные УУД :
- фиксация затруднения
- определение причины затруднения
- постановка цели
- планирование
Эти данные составлены по результатам выполненных практических работ, в которых предусмотрено содержание учебного предмета и содержание, не связанное с учебным предметом.
При проведении данной диагностики сопоставляются около 35 показателей. В результате удаётся получить максимально объективную картину уровня сформированности у учащихся УУД, выявить наиболее благоприятные или, наоборот, проблемные факторы, влияющие на их формирование, установить способы преодоления выявленных затруднений или дальнейшего развития успешных результатов.
Результатом контроля (текущего и итогового) по курсу «Мир деятельности» должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы МБОУ «СОШ № 34» г. Владимира
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интере...
Внеурочная деятельность в современной начальной школе в рамках ФГОС
Работа была представлена на педагогических чтения им. М. Буби. Работа содержит основные направления современной внеурочной деятельности в начальной школе (их виды, адаптация к ФГОС, обобщенный личный ...
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы "Знайкины посиделки".
Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование занятий....
"Играем в сказку" Конспект занятия по внеурочной деятельности "Театр в начальной школе"
Конспект занятия "Играем в сказку"+презентация.Инсценирование сказки "Репка " на новый лад, представление на ширме "Три поросёнка"...
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
Программа театральной студии «Мир театра»Программа театрального кружка рассчитана на 4 года занятий с детьми начальных классов с расчётом 1 час в неделю (128 ч.)....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Начальная школа ХХI век" духовно-нравственное направление
Рабочая программа "Этика: азбука добра"...
"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...