Психолого-педагогические условия использования современных способов оценивания учебных достижений младших школьников
статья по теме
В образовательной системе, на сегодняшний день, соблюдаются общие условия оценивания, которые являются необходимыми для результативного осуществления процесса обучения. Но наряду с ними, важны и конкретные психолого-педагогические условия, которые должны учитываться при использовании современных способов оценивания учебных достижений младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Аносова Светлана Викторовна
НАУЧНЫЙ ДОКЛАД
Психолого-педагогические условия использования современных способов оценивания учебных достижений младших школьников
В образовательной системе, на сегодняшний день, соблюдаются общие условия оценивания, которые являются необходимыми для результативного осуществления процесса обучения. Это такие условия, как:
- целенаправленность системы оценивания;
- систематичность оценивания;
- доступность и ясность эталонов оценивания и другие.
Но наряду с ними, важны и конкретные психолого-педагогические условия, которые должны учитываться при использовании современных способов оценивания учебных достижений младших школьников.
Смысл и значение категории «условие», которыми она наделяется во многих исследованиях, направленных на решение проблем общественного развития, социального детерминизма отражено в следующих определениях.
«Условие – обстановка, в которой происходит, протекает что-либо; условие – есть основа, предпосылка, наличие обстоятельств, способствующих чему-либо» [Кузнецов 1998:763].
В «Философском словаре» условие является одной из философских категорий, которая выражает отношения предмета к окружающим его процессам и явлениям, без которых он осуществляться не может.
На наш взгляд, условие – есть не только материальные, вещественные образования, составляющие фундамент, основу практической деятельности. Условиями являются и разнообразные духовные свойства субъекта, какие-либо идеальные образования, продукты духовной деятельности, которые выполняют функцию внутренних источников человеческой деятельности. Таким образом, условия составляют обстановку, среду, в котором необходимое явление возникает, существует и развивается.
Исходя из проблемы нашего исследования, мы будем рассматривать понятие «условие» в аспекте педагогическом, что влечет за собой педагогическое осмысление этого понятия.
Проанализировав современные психолого-педагогические работы, мы выяснили, что категория «условие» рассматривается в контексте видовой пары по отношению к его родовым понятиям, таким как «обстоятельства», «среда», «обстановка». Однако исследователи Н.М. Яковлева и Е.Ю. Никитина полагают, что «такое понятие расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования или изменения обусловливаемой педагогической конструкции, поскольку включает в себя все ее окружение. Они полагают, что сюда могут попасть и случайные отношения, объекты, не оказывающие никакого влияния на обусловливаемые процесс» [Никитина 1995].
Исходя из вышесказанного, мы можем полагать, что «психолого-педагогические условия» могут определяться через различные категории психологии и дидактики, которые отражают основные элементы образовательного процесса (обучающая и учебная деятельность, содержание образование).
На наш взгляд, большое значение здесь имеет точка зрения российского педагога В.И.Андреева, который утверждает, что психолого-педагогические условия – это результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, приемов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей [Андреев 1996].
В нашем исследовании под психолого-педагогическими условиями мы будем понимать взаимосвязанную совокупность методов, приемов, способов обучения, обеспечивающих эффективное использование современных способов оценивания учебных достижений младших школьников.
Итак, раскроем сущность каждого из психолого-педагогического условия эффективного использования современных способов оценивания обучающихся в нашем исследовании:
- Учет возрастных особенностей педагогической оценки. Педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста ребенка. Индивидуальные особенности детей определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебно-познавательной и личностно-развивающей деятельности. Достигнутый ребенком уровень интеллектуального развития влияет на его познавательные интересы, а личностное развитие влияет на стремление иметь у себя определенные персональные качества.
Основные тенденции возрастного изменения значимости педагогической оценки заключаются в следующем. С возрастом, во-первых, растет понимание необходимости приобретения новых знаний, умений и навыков. Во-вторых, в детстве из года в год увеличивается значимость обладания определенными качествами личности. В-третьих, по мере взросления, особенно в школьные годы, возрастает роль социально-психологических стимулов. Наконец, в-четвертых, намечается тенденция постепенного перехода от ориентации на внешние к учету внутренних стимулов.
В младшем школьном возрасте на первый план выходят и приобретают в глазах детей особенную ценность стимулы, связанные с имеющимися у них знаниями, умениями и навыками, с соблюдением дисциплинарных требований, а также социально-психологические стимулы. Доминирование этих форм оценочной мотивации является одним из свидетельств личностной возрастной зрелости ребенка. Характерной чертой данного возраста в стимулировании обучения и воспитания детей становится то, что наиболее эффективными являются педагогические оценки, даваемые не всеми, а значимыми взрослыми людьми, учителями и родителями.
- Разработка словесных критериев по оцениванию учебных достижений обучающихся. Любое педагогическое оценивание, особенно при безотметочном обучении, предполагает словесное оценивание всех видов работ обучающихся (устных ответов, проектов, письменных работ и т.д.). Для этого педагогу необходимо правильно разработать или выбрать критерии, по которым будет осуществляться оценивание детей. Ведь оцениванию подлежат не только знания, умения и навыки ребенка, но и его различные индивидуальные характеристики и те усилия, которые он приложил для достижения результата. В соответствии с данным психолого-педагогическим условием разработаны разнообразные диагностические карты для обучающихся начальной школы и многие другие способы оценивания.
Говоря о базовых ценностях открытой педагогической системы (мы говорим о школе), мы можем выделить главную - ученик и деятельность учителей, направленная на его обучение и воспитание. С этой целью мы видим необходимость вычленения психолого-педагогических условий эффективного оценивания, касающиеся обучающихся.
1. Как говорил Л.С. Выготский, развитие психики ребенка имеет социальную природу и его источником является обучение и деятельность в сотрудничестве. Исходя из данного фундаментального положения, мы можем утверждать, что использование современных способов оценивания должно происходить в сотрудничестве педагога и ребенка, то есть быть двусторонним процессом. И при соблюдении этого условия современные способы и средства оценивания помогут развить мотивацию ребенка и в будущем сформировать у обучающихся оценочную самостоятельность.
2. Ш.А. Амонашвили, проанализировав работы последователей Л.В. Занкова, пишет, что обучение должно пониматься не оторвано от тех компонентов, в связи с которыми оно протекает (цели, содержание, методы обучения и т.д.), а как целостность компонентов, обусловленная задачей достижения наиболее эффективного уровня общего развития [Амонашвили 1984:139].
И потому, мы можем с уверенностью сказать о том, что правильно организованное оценивание, которое не будет нарушать целостности процесса обучения создаст предпосылки для возникновения у обучающихся познавательных потребностей, стремления к знаниям, добровольного принятия ими трудностей обучения.
- Выдающийся советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский говорил, что учебно-воспитательная система должна основываться на гуманистических идеях воспитания человека. Он много писал о последствиях, которые ждут учителей, детей и родителей, если оценивание ребенка будет происходить в резкой и негативной форме: «Записывая в дневник ребенка плохую отметку, учитель, по сути дела, часто кладет в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына. ...А ребенок ненавидит того, кто бьет. Он очень тонко понимает и чувствует, что руку отца направляет учитель. Он начинает ненавидеть отца и учителя, школу и книгу» [Сухомлинский 1979:17].
Основой оценочной деятельности учителя В.А. Сухомлинский считал успех, достигнутый в учении: «Есть успех – есть и желание учиться» - вот формула, которой должны следовать все педагоги. И исходя из данного положения мы можем выделить еще одно условие применения способов оценивания в обучении – оценивание не должно закрывать обучающемуся путь к успеху. Необходимо лелеять в душе младшего школьника огонек жажды познания. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в учении, чувство гордости труженика. Необходимо вознаграждать каждый успех, каждое преодоление трудностей.
- Учебно-познавательная деятельность в силу общественной значимости ее результатов имеет для школьника огромный личностный смысл. Потребность в успешной учебно-познавательной деятельности одна из основных, после потребности развития, которое мыслится как преодоление препятствий и трудностей. «Успех – это достижение общественно значимой и личностно намеченной цели в результате определенной напряженной работы познавательных сил. Неуспех – противоположное состояние, вызывающее чувство неудовлетворенности и огорчения. На «тернистом» пути познания совершенно исключено, что обучающихся будут ждать только успехи. И тут акцент необходимо поставить на том, как будут оценены неуспехи в познавательной деятельности школьника, кто и как будет сопереживать ему в неудаче. Если оценивание сводится к выводу о неспособности школьника, а взамен сопереживания следует каскад наказаний и упреков, то это скорее будет способствовать торможению и дезориентации внутренних школьника, нарушению его мотивационной основы» [Амонашвили 1984:161].
Исходя из этого факта, мы можем выделить еще одно условие использования современных способов оценивания – оценивание должно управлять учением школьника с позиции его развивающихся и формирующихся возможностей.
- Следующем условием эффективности оценивания, имеющее отношение к обучающемуся является саморазвитие ученика. Саморазвитие – это процесс объективный, который характеризуется физическими и психическими изменениями свойств личности; на любом уровне развития личности, а тем более саморазвития, педагог должен способствовать развитию собственной активности ребенка, а значит, создавать условия для проявления оценочной самостоятельности»
Стоит отметить тот факт, что деятельность педагога является одной из главных составляющих, которые содействуют саморазвитию обучающегося. Именно учитель сможет развивать у младших школьников оценочную самостоятельность и умение рефлексировать.
- Для успешной организации оценивания учебных достижений младших школьников необходимо развивать у них умение проводить самоанализ и самоконтроль, потому что оценивание будет эффективным только тогда, когда в нем будут участвовать как педагог, так и обучающийся. Для адекватного восприятия оценки педагога и в будущем для самооценивания важно уяснить для себя свои возможности, слабые и сильные стороны, то есть необходимо самопознание, которое включает в себя такие основные приемы, как: самовоспитание, самосознание, самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценку. Благодаря этому будет происходить смена мотивов, повышаться уровень подготовленности, а самое главное, меняться характер самоуправления. Младшему школьнику необходимо отслеживать деятельность по саморазвитию, что позволит ему заметить отклонение. Это и будет являться самоконтролем. Однако, ребенку данного возраста трудно разработать собственную программу развития, а тем более корректировать ее. И тут на помощь придет педагог, который поможет поставить цель, определить сильные и слабые стороны ученика и развивать умения оценочной самостоятельности.
- Эффективное использование современных способов оценивания будет невозможно без достаточного уровня социального развития обучающегося. Говоря об оценивании, можно конкретизировать и выделить показатели уровня социального развития:
- Высокая степень дисциплинированности и сознательности в отношении учебной деятельности;
- Адекватное отношение к различным педагогическим воздействиям, которые оказывают педагоги и другие взрослые.
- Способность критически оценить поступки окружающих людей в соответствии с нормами морали и права;
- Самокритичность, наличие навыков самоанализа;
- Внимательное, чуткое отношение к окружающим людям, способность к эмпатии и переживанию.
- Немаловажным условием использования современных способов оценивания является управление качеством результатов образовательного процесса со стороны учителя. Такое управление основано на знании педагогом того, как протекает управляемый процесс. С этой целью в школах должны проводиться мониторинги качества образовательного процесса, благодаря которым будут выявлены и оценены промежуточные результаты, факторы, которые повлияли на них. Все это позволит наметить верную стратегию оценивания и правильно подобрать способы оценивания учебных достижений младших школьников.
- При отборе стратегии и способов оценивания учебных достижений обязательно должно учитываться следующее условие - учёт психологических особенностей ребёнка младшего школьного возраста (неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др.)
- Личностно-ориентированное обучение предполагает направленность на индивидуальность, личность ребенка. При таком обучении происходит переход от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным, когда обучающийся имеет право влиять на образовательный процесс. Немаловажным условием эффективного использования современных способов оценивания является их обязательное воздействие на познавательную, эмоциональную и волевую сферы обучающегося, на его личность в целом.
В данном научном докладе мы определили психолого-педагогические условия эффективного использования современных способов оценивания учебных достижений младших школьников, а также рассмотрели сущность каждого из них.
Библиографический список
- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296с.
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. С. 568.
- Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С., 1998.
- Никитина Е.Ю. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе: Автореф. канд. пед. наук. — Челябинск, 1995. 196 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / Пер. с укр. Н. Дангуловой. - 3-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1979. – 335с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад
Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...
Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС
Выступление Глотовой Светланы Николаевны на районном методическом объединении учителей начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...
Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения
В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...
Система оценивания учебных достижений младших школьников через использование УМК "Школа-2100".
Данный материал поможет учителю по-новому оценивать детей....
Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС.
С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный ...
Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников
Современная начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и вы...
Статья Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников.
В настоящее время одной из актуальных проблем является проблема обновления системы оценивания достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС....