Формирование здорового образа жизни обучающихся воспитанников с ОВЗ (ЗПР)
статья по зож

Суманева Вера Васильевна

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте  всех физических и духовных сил, и  венцом этой гармонии является  радость творчества»                                                               В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_zozh.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование здорового образа жизни обучающихся воспитанников с ОВЗ (ЗПР)

(учитель  начальных классов : Суманева В.В.)

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму,                                питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте  всех физических и духовных сил, и  венцом этой гармонии является  радость творчества»                                                               В.А.Сухомлинский

Забота о сохранении здоровья обучающихся воспитанников – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребёнка.

    Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу – это стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих

В своей работе выделяю следующие задачи по формированию ЗОЖ:

•организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

•создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;

•осознание школьником себя как ценности и ценности здоровья для собственной жизни. Для взаимодействия с другими людьми;

•обучение воспитанника различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья с целью самостоятельного применения их впоследствии.

•воспитать у обучающихся воспитанников с ОВЗ (ЗПР) ответственность за своё здоровье;

•развивать и прививать воспитанникам навыки здорового образа жизни;

•воспитывать устойчивое, негативное отношение ко всем вредным привычкам;

•работать в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами школы-интерната по пропаганде здорового образа жизни обучающихся воспитанников

 Приняв во внимание анатомно -физиологические и психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ (ЗПР), а также гигиенические требования к учебному процессу для успешного обучения  воспитанников без всякого ущерба для здоровья, я приняла решение , что необходимо использовать  в своей работе   здравоохранительную методику профессора В.Ф. Базарного

За основу здравоохранительной системы В.Ф.Базарного принят режим меняющихся поз, в частности перевод детей из позы «сидя» в позу «стоя». Это один из немедикоментозных методов коррекции здоровья воспитанников. Всё это достигается за счёт разработки настольной конторки, установленной на стандартный стол.   В моём учебном кабинете были установлены конторки.

Метод В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это здоровье-сберегающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, прошла практическую апробацию в течение 30 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат .

К основным методам и приемам,   используемым в здоровьесберегающей методике В. Ф. Базарного относятся:

1.Режим динамической смены поз

2.Схема зрительно-двигательных траекторий

           

)

Благодаря данной методике достигается:

      ●Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья обучающихся.

●Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесс

●Психологический комфорт в образовательном учреждении. 

●Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.

Работая много лет по методике В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, повышается активность на уроке,  а значит, увеличивается объём выполняемых работ в классе.

Здоровьесберегающая методика профессора В.Ф.Базарного апробирована, даёт хорошие результаты в укреплении здоровья и развития детей.

В ходе работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся воспитанников, постоянно провожу урок в игровой форме, часто использую в практике нестандартные уроки: уроки – игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки – экскурсии и др.

Игра создаёт приподнятое настроение, оказывает благотворное влияние на развитие зрения, мышечного чувства, слуха, моторики - действует на обучающихся воспитанников развивающее

На уроках русского языка, в минутках чистописания, использую пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Включаю в урок специальные методические приёмы и средства, которые в значительной степени обеспечивают выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье. (Приложение №1)

Строю урок на основе:

* комфортного начала и окончания урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой обучающихся (использование положительных установок на успех в деятельности, умение настроить себя на положительную волну, положительная мотивация учащихся);

*упорядочения системы домашних заданий, их дозировки, творческого характера;

*учета индивидуальных способностей и особенностей ребенка;

*проведения на уроке динамических пауз, физкультминуток. (Приложение №1)

Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье обучающихся. Физкультминутки – элемент урока в начальных классах. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Так, например, при изучении темы: «Однокоренные слова» во время физкультминутки дети выполняют задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «гриб». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права, – наклон назад». Очень нравятся ребятам физкультминутки в стихотворной форме.

К здоровьесберегающим приемам относятся:

-  пальчиковые, дыхательные гимнастики,

-  релаксация,

-  гимнастики для глаз,

-  ситуация успеха,

-  «минутка здоровья»,

-  определение своего эмоционального состояния на начало и конец урока,

ориентируясь на состояние, когда у значительной части обучающихся воспитанников  начинает проявляться утомление. В течение урока провожу 1-2 физкультминутки.

В моём кабинете много цветов. Выращивание  комнатных растений  связано с задачей сохранения и укрепления здоровья.  Многие из них способствуют очищению воздуха:

•аспарагус уменьшает количество вредных микроорганизмов в два раза;

•фикус, бегония, герань обладают особым противомикробным эффектом;

сансевиерия - это растение можно сравнить с настоящей кислородной установкой.

 При подборе растений я строго соблюдаю два условия:

1) запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим;

2) присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из обучающих воспитанников;

3) подбор растений в классах осуществляется с учётом их фитотерапевтических свойств.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у воспитанников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Систематически и с творческим подходом провожу открытые мероприятия по пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся воспитанников, родителей и педагогов школы-интерната. Провожу практические занятия «Чистые руки», «Здоровые зубы», «Внешний вид» и т.д.

На протяжении многих лет вела кружок  «Азбука здоровья» для обучающихся воспитанников 1-5 классов  по курсу валеологии, где особым разделом был «Разговор о правильном питании», так как правильное питание является составной частью сохранения и укрепления здоровья.

 

Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

Не менее двух раз в год обучающихся, сидящих в первом и третьем рядах, меняю местами, не нарушая соответствие номеров мебели их росту. Это делается с целью профилактики нарушений осанки и зрения. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, рассаживаю дальше от наружной стены.

В своей  работе я организую индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учётом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья обучающихся воспитанников.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих воспитанников. 1класс - за учебный год переболело простудными заболеваниями около 80%, а во 2 классе процент заболевших снизился до 16%.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Методические приёмы: вставки о здоровье на уроках.

Русский язык

 Вежливые слова и здоровье.

 Я предлагаю  детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

 - Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

 - Я хочу быть здоровым!

 - Я могу быть здоровым!

 - Я буду здоровым!

Списывание текста о здоровье.

 Я предлагаю обучающимся воспитанникам правильно списать с доски текст:

 «Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».

 Или такой текст:

 «Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».

 Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.

 После краткого обсуждения пословицы я предлагаю повторить её вслух всем вместе.

Литература

 Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

 Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.

« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

 - Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

 - Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

 - Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

 Воспитанники  вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

 

- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.

Природоведение

« Введение». Природа и человек.

 - Нет неживой природы. Земля, вода, камни так же, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

                              ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Примерный комплекс упражнений физкультминуток (ФМ) (разработан в Научном центре здоровья детей РАМН)

     ФМ для улучшения мозгового кровообращения

1.Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле.1-голову наклонить вправо; 2- и.п.; 3-голову наклонить влево; 4-и.п.; 5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

2.И.п. – сидя, руки на поясе. 1-поворот головы направо; 2-и.п.; 3-поворот головы налево; 4.и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

    ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1.И.п.- стоя, руки на поясе. 1-правую руку вперёд, левую вверх; 2-переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза, Темп средний.

2. И.п.-стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд; 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. – сидя, руки вверх. 1-сжать кисти в кулак; 2-разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

    ФМ для снятия напряжения с мышц туловища

1. И.п. – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 – круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 – то же в другую сторону; 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. И.п.- стойка, ноги врозь. 1-2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3-4 – и.п.;5-8 – то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.

Комплекс упражнений ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма

1.Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

И.п. – сидя, руки на поясе. 1-поворот головы направо; 2-и.п.; 3-поворот головы налево; 4-и.п.; 5-голову наклонить вперёд.; 6-и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2.Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И.п.- сидя, руки подняты вверх; 1-сжать кисти в кулак; 2-разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3.Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

И.п.-стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1-повернуть туловище направо; 2-повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания.

И.п.- стоя, руки вдоль туловища; 1-правую руку на пояс; 2-левую руку на пояс; 3-правую руку на плечо; 4-левую руку на плечо; 5-правую руку вверх; 6- левую руку вверх; 7-8- хлопки руками над головой; 9-опустить левую руку на плечо; 10-правую руку на плечо; 11-левую руку на пояс; 12-правую руку на пояс; 13-14- хлопки руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп-1 раз медленный; 2-3 раза-средний; 3-4-быстрый; 1-2-медленный.

 Корригирующие упражнения для нормализации осанки

1.Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2. Ходьба обычная, следя за осанкой.

3. Ходьба на носках, руки за головой.

4. Ходьба на пятках, руки на поясе.

5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

 Упражнения стоя

1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка – выдох). То же самое другой ногой.

2. И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-2 – развести локти в стороны, сводя лопатки – вдох; 3-4 – и.п. – выдох.

3. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться). Колени развести в стороны, руки вперёд или в стороны на счёт 1-2, на 3-4 медленно вернуться в и.п.

4. И.п.- ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.

5. И.п.- ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперёд с прямой спиной.

6. Поднимание прямых рук через стороны вверх – вдох. Возвращение в и.п. – выдох.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

•В последние годы у нас в стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных ор...

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках в начальной школе

Наша школа в 2012 году получила статус областной инновационной площадки по реализации проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве в ус...

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках в начальной школе

Наша школа в 2012 году получила статус областной инновационной площадки по реализации проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве в ус...

Обобщение опыта по теме: «Формирование здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната»

Работая в школе-интернате,  я поняла, что условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых, которые бесспорно несут отв...

Учебно-методическое пособие «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» (для занятий с детьми от 11 до 17 лет) в помощь воспитателям

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;-способство...

Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся (методическое объединение учителей начальных классов).

  Методическое бъединение учителей начальных классовФорма проведения  - деловая играТема. Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся.Цель: Создание усло...