Итоговые занятия по предмету "Основы светской этики"
учебно-методический материал (4 класс) по теме
Выступление - отчет работы по предмету "Основы светской этики". Подготовка к проектам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к зачетным занятиям по предмету "Основы светской этики" | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ "Фроловская основная общеобразовательная школа"
Итоговые занятия по предмету
Основы светской этики
Учитель: Морозова Наталья Георгиевна
2011 год.
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. (слайд 2) Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает взаимопонимание и сотрудничество с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Учитывая уровень развития возрастных познавательных возможностей школьников 4 – 5-х классов, которым адресован данный курс, в методических рекомендациях приходится ограничивать набор образовательных стратегий работы с источниками. Однако преподавателю важно владеть максимально полной информацией об основных принципах и приемах изучения источников в основной школе, поскольку они применяются в целом блоке учебных дисциплин, ценностно созвучных целям и задачам курса «Основы религиозной культуры и светской этики». В образовательном пространстве школы создаются главные условия для достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов гуманитарного образования:( слайд 3)
«освоение способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях»
и «система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам»
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Выход на итоговые занятия уже начинается с первого урока. (слайд 4)Первый урок в четвертом классе по всем модулям называется "Россия – наша Родина". На этом уроке учитель показывает значимость великой России для каждого человека, живущего на территории Российской Федерации. Задача учителя замотивировать обучающихся на дальнейший диалог. Ребятам было предложено в конце учебного года выполнить проектную работу на одну из тем: (слайд5) "Россия – наша Родина", "Что такое добро и зло", "Ты навсегда в ответе за тех , кого приручили", "Вот что значит настоящий, верный друг".
Первый урок (слайд6) в пятом классе "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества" так же настраивает ребят на итоговое занятие в конце курса "Основы светской этики". Через изображение родового дерева, семейных фотографий, рассматривания иллюстраций дети понимают, что человек растет через семью и все самое лучшее закладывается в семье. С первого же занятия начинается подготовка к творческому проекту "Ценности родства и семейные ценности".
Огромную роль при подготовке проектов играет домашнее задание. (слайд7) Домашняя работа обучающихся – особый вид индивидуальной самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя.
Формируется
- Самостоятельность
- Волевые качества
- Самореализация
- Творческие умения
- Познавательность
- Закрепление материала
Преимущественно домашнее задание для детей предлагаю творческого, проблемного и поискового характера.(слайд8)
- Найди пословицы на тему…
- Составь мини-сочинение
- Составь сочинение- рассуждение
- Дополни фразу
- Обратись к художественной литературе
- Найди материал из различных источников информации
- Подбери иллюстративный материал
- Поговори с родителями
- Спроси у взрослых
Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Взрослым вне школы сложно общаться с детьми на темы решения математических задач, но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Вот такие домашние задания и помогают общаться ребенку с родителями.
В конце 4 класса 2009 – 2010 учебного года ребята представили свои проекты "Что мы Родиной зовем", "Наша Родина - Россия" и " Ты навсегда в ответе за тех, кого приручили". В своих проектах "Наша Родина - Россия" дети рассказали о Родине, как о государстве Российская Федерация, подобрали стихи о Родине, пословицы, сделали зарисовки, подобрали иллюстративный материал и написали сочинение. Каждый проект был индивидуальным.
Проект "Ты навсегда в ответе за тех, кого приручили" построен по такому же принципу. Цель проекта собрать материал о домашних животных, об их назначении в жизни человека. Эта работа была отправлена на конкурс по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". (слайд9) Смирнова Инна была отмечена благодарностью за активное участие в областном заочном конкурсе на лучший проект, созданный учащимися 4 – 5 классов по результатам обучения в рамках апробации учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". Я, как учитель, так же получила благодарность за подготовку участника областного заочного конкурса на лучший проект, созданный учащимися 4 – 5 классов.
Итоговым занятием по курсу "Основы светской этики" был творческий проект (слайд 10) в виде праздника "Ценности родства и семейные ценности". Цель занятия : воспитывать у обучающихся любовь и уважение к своим родным, выделить семейные ценности своей семьи и перенести их в свое будущее. Была проведена большая подготовительная работа. Ребята распределили, о ком будут рассказывать на празднике о маме, папе, бабушке, дедушке. Выучили стихи и разучили песни. (слайд11) На празднике царила атмосфера доброты, взаимопонимания. В конце мероприятия было предложено ребятам представить " портрет" своей семьи. Каждый присутствующий не остался без внимания.
Данная методическая разработка мероприятия так же была отправлена на конкурс по учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". (слайд 12) За что был получен сертификат участника регионального конкурса педагогов на лучшую учебно–методическую разработку.
В 2010 – 2011 учебном году обучающихся в 4 классе было два человека, поэтому работу выполняли в паре. Проект называется "Вот что значит настоящий, верный друг". Ребята подобрали афоризмы на данную тему, пословицы и поговорки, стихи, законы дружбы, нарисовали портрет друга и написали о нем сочинение.
Итогом этого года будет подготовлена презентация детьми на тему "Герои России", где будет подобран материал о героях Вологодской области. Сейчас идет сбор различной информации из разных источников.
Светская этика дает знания, которые помогут обучающимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
Данный курс (слайд 13) учит добру, внимательному отношению к людям разных народов, заставляет задуматься о своих поступках. Помогает в общении и понимании родитель – ребенок, отношения между взрослыми и детьми стали более доверительными, открытыми. (слайд 14)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Из опыта работы "Дидактические материалы для промежуточного и итогового контроля по основам светской этики"
Из опыта работы "Дидактические материалы для промежуточного и итогового контроля по основам светской этики"...
Занятие кружка "Основы светской этики" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия: способствовать усвоению «золотого правила нравственности» как условия оценивания собственного поведения.Задачи:Обучающий аспект: вывести золотое правило этики, усвоить «золотое пра...
Тест по теме: «Итоговый урок за 1 полугодие» по светской этики
Тест по теме: «Итоговый урок за 1 полугодие» по светской этики....
Методическая разработка учебного занятия по предмету «Основы религиозных культур и светской этике. Модуль: светская этика» «Человек рождён для добра»
Методическая разработка учебного занятия...
Итоговая контрольная работа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс
Итоговая контрольная работа позволит оценить знания учащихся курса "Светская этика"....