Из опыта работы "Дидактические материалы для промежуточного и итогового контроля по основам светской этики"
тест (4 класс) по теме

Москвитина Татьяна Васильевна

Из опыта работы "Дидактические материалы для промежуточного и итогового контроля по основам светской этики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические материалы для промежуточного и итогового контроля

по инновационному комплексному учебному курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Наименование ОУ ___МБОУ «НОШ №11»_________________________________________

Данные об участнике:

ФИО ____Москвитина Татьяна Васильевна____________________________________________________________________

Модуль, по которому разработаны задания _____Основы светской этики___________________________________

Представленные материалы являются (нужное отметить):

 авторскими (разработаны и описаны лично учителем)

 частично авторскими (задания изначально взяты из учебника, методических пособий, Интернета и т.д., однако существенно изменены, доработаны и описаны по планируемым предметным результатам)

 полностью адаптированными (задания взяты из учебника, методических пособий, Интернета и т.д., но описаны по планируемым предметным результатам).

Задания могут использоваться (нужное отметить):

 для промежуточного контроля

 для итогового контроля (использовать задания базового уровня, частично – повышенного).

   

Формируе-мый предметный результат

Проверяемое умение

Задание

Уровень задания (базовый/ повышенный)

Критерии выполнения

1

2

3

4

5

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

Умение выделять основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

Задание 1.  Соедини стрелками понятия и определения понятий:

Мораль    

                     

Моральный выбор

Моральный долг              

  • Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
  • Осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.
  • Выбор между различными способами поведения , нормами, идеалами, к которым  человек стремится

Задание 2. Выбери и подчеркни те качества человека, которые мораль одобряет:

Смелость,  трусость, верность, предательство, правдивость,  общительность, замкнутость, зависть,  скромность,  доброта,    великодушие, злорадство,   щедрость , лживость,  равнодушие,  мужество,  стойкость,    бесстрашие,      пренебрежение,    уважение,    хамство,     высокомерие,    вежливость, милосердие,  жадность.

Задание 3. Кто заботится о морали в обществе?

Задание 4. Определи  те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не осуждаются (Подчеркни одной чертой те, которые осуждаются моралью).

- курить: в общественном месте, в школьном возрасте;

-срывать цветы: на лугу, в своём саду, в чужом саду;

-ударить: собаку, человека, упасть и удариться;

-соврать: чтобы тебя не наказали, чтобы прикрыть друга, спасти жизнь.

Задание 5. Выбери вариант ответа

  1. Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма?     ДА    НЕТ 
  2. Моральные нормы или обязанности- это общепринятые в обществе правила?   ДА    НЕТ 
  3. Нужно ли уважать других людей и их права? ДА    НЕТ
  4. Завидовать, обзываться, пинаться- это норма?   ДА    НЕТ 
  5. Нужно ли заботится о пожилых и больных людях? ДА    НЕТ
  6. Уметь благодарить- это норма?     ДА    НЕТ 
  7. Родители должны заботится о своих детях? ДА    НЕТ
  8. Дети должны помогать родителям? ДА    НЕТ

базовый

справился – правильно соотнес понятия и определения понятий,

частично справился –   правильно соотнес правильно 1-2 понятия и его определение.

 

справился – выбрал 13-14 качества, которые мораль одобряет,

частично справился –   выбрал  8-12 качеств, которые мораль одобряет.

справился – приводит 2-3 примера,

частично справился –   приводит 1 пример.

справился – выбрал все действия правильно,  

частично справился –   допустил -1-2 ошибки.

справился – выбрал все варианты ответа  правильно,  

частично справился –   допустил 1-4 ошибки.

Понимание  основных  норм    морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

Задание 1. Заполнить соответствующую часть в таблице. (Приложение 1)

Моральные обязанности   человека

Нельзя

Уважать других людей и их права

Бескорыстная помощь другим людям

Благодарность

Родительский долг

Профессиональный долг

Задание 2. Составь свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье ( не менее 5).

повышенный

справился –  понимает моральные обязанности  правильно,

частично справился – понимает моральные обязанности  правильно,

 но понимает не в полном объеме.

справился –  составил перечень из 4-5 и более правил,  

частично справился –  составил перечень из 2-3 правил.

Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

Иметь представление о

светской этике, религиях, их роли в культуре, истории и современности России

Задание 1.     Вставь пропущенные слова. 

__________________________ – любовь к мудрости.

__________________________ – (греч. ethike, от ethos - обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. (IV век до н.э.).

__________________________ –  не церковный, гражданский.

Задание 2.    Отметьте, иллюстрации (поставьте галочку), на которых изображены люди светских профессий.

Задание 3. Перечисли основные религии мира.

Задание 4. (Приложение 2)

 Перечисли  основные правила нравственности, которые нашли отражение во всех религиях мира и морали всех народов.

Задание 5.      В нашей стране проживают люди более ста национальностей. У каждого народа свой язык и культура. Это большая ценность. Люди каких национальностей живут в твоём крае? Запиши.

базовый

справился –  верно вставил все слова,

частично справился –  допусти 1-2 ошибки.

справился –  верно отметил все иллюстрации,

частично справился –  допусти 1-2 ошибки.

справился –  верно перечислил все религии,

частично справился –  указал 1-2 религии.

справился –  верно перечислил 4-5 правил,

частично справился –   перечислил  2-3 правила.

справился –  верно перечислил 4-5 национальности ,

частично справился –  перечислил  2-3 национальности.

Задание 1. (Приложение 3)

В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Прочитай документ и ответь на следующие вопросы:

  1. Какие черты русской культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?
  2. Каких из упомянутых традиций уже не встретишь?
  3. Как вам кажется, хорошо ли это?

повышенный

справился –  верно ответил на вопросы, понимает значение традиции,

частично справился – ответил на вопросы, но не сумел выделить все черты русской культуры, не плностью сумел соотнести с современностью.

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

Умение устанавливать взаимосвязь нравственности и религии

Задание 1. Чему  учат  религии независимо от национальности?

А) доброте и  милосердию

Б ) вражде между народами

Г) войнам

Задание2.  Ответьте  на вопрос: в каких религиозных книгах можно прочитать о моральных нормах?

Задание 3. Подчеркни те качества человека, которые во все времена      осуждались:

Трусость, щедрость, жадность,  предательство, бедность, жестокость, клевета, храбрость, лицемерие, зависть, добродушие, несправедливость, ложь.

базовый

справился –  верно выбрал вариант ответа,

 .

справился – верно перечислил 2-3 книги,

частично справился – назвал 1 книгу.

справился – верно выделил 8-9 качеств,

частично справился –  указал 5-7 качеств.

Задание 1.Как вы понимаете слова Аристотеля «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать  хорошими людьми».

Задание 2. Как вы понимаете слова древнего китайского мудреца Конфуция?

«Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок»

повышенный

справился –  смысл фразы понимает правильно,  

частично справился – смысл фразы  объясняет, но понимает не в полном объеме.

Первоначальные представления об исторической роли традиционных  религий в становлении российской государственности.

Иметь первоначальные представления об исторической роли традиционных  религий в становлении российской государственности.

 Задание 1. Запиши золотое правило нравственности, которое существует во всех традиционных религиях мира.

Задание 2.  Выбери вариант ответа.

1) Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?  

                          а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

                           б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

                           в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

                           г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

2) Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

                  а) Потому что это закон государства.

                  б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

                  в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.

                  г) Все варианты верны.

3) Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

                 а) Потому что даёт людям добро и радость

                 б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.

                 в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

                 г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.

Задание 2. Прочитайте текст. (Приложение 4)

Постарайтесь определить к какой из религий он относится, о ком идет речь в тексте.

справился –  верно записал золотое правило нравственности,  

частично справился –  записал золотое правило нравственности    не в полном объеме.

справился –  верно выбрал варианты ответов,  

частично справился –  допустил 1-2 ошибки.

справился –  верно определил все религии, вставил слова в текст. выбрал варианты ответов,  

частично справился –  допустил 1-2 ошибки.

Задание 1. 

Как применить золотое правило нравственности в жизни?

Задание 2.

Люди разных вероисповеданий способствовали процветанию нашей Родины.  А кого из них знаешь ты? Запиши. (не менее 3)

справился –    демонстрирует понимание золотого правила нравственности, приводит примеры,

частично справился – демонстрирует понимание, но примеры привести не может.

справился –  приводит не менее 3 примеров,

частично справился –  привел 1-2 примера.

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести

Умение адекватно оценивать

собственное поведение и

поведение окружающих.  

Умение

осуществлять нравственный

самоконтроль, требовать от

себя выполнения моральных

норм.

Задание 1.Соедини стрелками понятия и определения понятий:

Стыд

переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой.

Вина

переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман.

совесть

тяжелое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.

Задание 2.

Как ты поступишь?        

  • Ты нечаянно, но сильно толкнул одноклассника (одноклассницу)…
  • Ты бегал по классу, смахнул с парты одноклассника тетради и другие вещи. Что ты будешь делать?
  • Ты услышал, что кто-то тебя обидно обозвал…
  • Одноклассник говорит тебе: «Я плохо себя чувствую…» Что ты ответишь? Как поступишь дальше?
  • Кто-то из одноклассников долго болеет (лежит в больнице) ….

Задание 2. (Приложение 5)

Прочитайте  притчу  Монаха Варнавы (Евгения Санина). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Ответь на вопросы:

- Как поступит герой притчи?

-Почему  он вернет кошелек хозяину?

Задание 3.

 Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».

Я не буду  …., так как ….  .

базовый

справился – правильно соотнес понятия и определения понятий,

частично справился –   правильно соотнес правильно 1-2 понятия и его определение.

справился – сделал правильный выбор поведения с точки зрения морали во всех ситуациях,  

частично справился –  допустил 1-2 ошибки в выборе поведения.

справился – верно понимает смысл притчи, объяснение полное.

частично справился – понимает смысл притчи,  но  объяснил не

полностью.

справился –  записал фразу, полностью соотнеся с золотым правилом нравственности

   

Задание 1. Согласен ли ты с утверждением   «Цель оправдывает средства».  Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 2. Прочитай рассказ «Автомобильчик» (Приложение 6)

Чем могла закончиться эта история? Напиши вариант, который ты считаешь правильным.

повышенный

справился –  демонстрирует понимание смысла фразы, доказывают свою точку зрения  примерами,

частично справился –  смысл фразы понимает, но доказывают свою точку зрения  не может.

справился – вариант оканчания истори записал, нашел правильное разрешение ситуации с точки зрения морали, верно оценив поведение мальчиков,

частично справился – вариант оканчания истори записал, но не сумел оценить поведение детей.  

Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России

Понимание нравственности,

основанной на свободе, воле

и духовных отечественных

традициях.

Умение уважительно

относиться к иному

мнению, истории и культуре

других народов.

Задание 1. Выбери вариант ответа:

А) Каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение. ДА  НЕТ

Б) Необходимо уважать мнение других людей. ДА  НЕТ

В) Нужно всегда соглашаться с мнением других людей. ДА  НЕТ

Г) У каждого человека есть свои убеждения, мнения. ДА  НЕТ

Д) Если убеждения человека не совпадают с вашим, его можно заставить отказаться от них. ДА  НЕТ

Е) Необходимо припятсвтвовать человеку, если его убеждения  противоречат правам других людей ДА  НЕТ

Задание 2 Заполни пропуски в предложениях.

Мы живём в замечательной стране, имя которой –  __________.

Мы с любовью называем нашу страну ____________ , потому что родились и живём в ней.

Основной закон нашего государства – ______________ .

Столица России – город __________________________ .

Глава нашего государства – ____________ , ее время этот пост занимает _________________________.  

Государственные символы России – это ______, _______, ________.

Задание 3.

Создайте рисунок для одной из пословиц:

  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Без корня и полынь не растет.
  • Горе в чужой земле безъязыкому.
  • Где сосна взросла, там она и красна.

 

Задание 4.

Кого бы вы назвали  образцом нравственности в культуре нашего Отечества?

Задание 5.

Мини-сочинение  «Россияне – мы такие разные…»

базовый

справился – выбрал все варианты ответа  правильно,  

частично справился –   допустил 1-3 ошибки.

справился –   заполнил все пропуски верно,

частично справился –  допусти 1-3 ошибки.

справился – нарисовал рисунок, верно передав смысл и содержание пословицы.

частично справился – нарисовал рисунок, но смысл пословицы понимает не в полном объеме.  

справился –  демонстрирует понимание вопроса, приведит 2-3 примера.

 

справился –  демонстрирует уважительное отношение

  к иному мнению, истории и культуре других народов.

частично справился –  демонстрирует уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов не в полном объеме.  

Задание 1. Составьте рассказ, в котором надо обязательно использовать следующие слова: народ, культура, уважение,  добро, дружба, мир.

Задание 2. Как вы понимаете данные слова: «Нам право выбора даётся…»

Задание 3.

Россия - многонациональная страна. Как вы думаете, важно ли для каждого человека уважать культурные ценности представителей другой культуры? Почему?

повышенный

справился –  составил рассказ,  продемонстрировав понимание нравственности,

основанной на свободе, воле

и духовных отечественных

традициях.

частично справился –  рассказ составил,  продемонстрировав понимание нравственности,

основанной на свободе, воле

и духовных отечественных

традициях не в полном объеме.

справился –  смысл фразы понимает правильно,  

частично справился – смысл фразы объясняет, но понимает не в полном объеме

справился – верно понимает значимость  уважительного отношения к культурным ценностей  людей, объяснение полное

частично справился – понимает значимость  уважительного отношения к культурным ценностей  людей, объяснение неполное

Осознание ценности человеческой жизни.

Понимание ценности

человеческой жизни.

Задание 1.

Что такое нравственные ценности?

Задание 2. Выбери вариант ответа:

А) Высшая ценность для человека – это его жизнь. ДА  НЕТ

Б) Ценна только счастливая жизнь. ДА  НЕТ

В) Каждая жизнь уникальна, неповторима. ДА  НЕТ

 Г) Жизнь человека ценна для общества. ДА  НЕТ

Д) Жизнь человека – огромная ценность для его близких, родных, друзей. ДА  НЕТ

Е) Государство не защищает жизнь человека. ДА  НЕТ

базовый

справился – объясняет,что такое  нравственные ценности, приводит примеры.

частично справился – перечислил несколько нравственных ценностей.

справился – выбрал все варианты ответа  правильно,  

частично справился –   допустил 1-3 ошибки.

Задание 1.

Почему жизнь является высшей ценностью? Всякая ли жизнь - ценность? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 2 Прочитай   притчу о ценности жизни. (Приложение 6)

В чем заключается ценность жизни для старика? Согласны ли вы с ним?

Задание 2.

Как вы понимаете слова Б.Спиноза «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение?»

Задание 3.

Запиши короткий рассказ «За что ценят жизнь в моей семье».

повышенный

справился –  демострирует понимание ценности жизни, доказывает свою точку зрения,

частично справился –    ценность жизни   пытается объяснить, но понимает не в полном объеме  

справился – смысл фразы понимает правильно, устанавливает связь  своего поведения   и образа жизни,  

частично справился – смысл фразы пытается объяснить, но понимает не в полном объеме

справился –  записал рассказ, продемонстрировав понимание ценности жизни, расскрыв в полном объеме тему,

частично справился –   записал рассказ, расскрыв тему не в полном объеме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...