Конференция "Современный урок в рамках внедрения ФГОС"
методическая разработка по теме

Конференция проводилась для всех учителей лицея. Цель конференции: дать представление учителям основной школы о требованиях к современному уроку в рамках внедрения федеральных стандартов образования. Работа в группах позволила учителям на практике разработать технологическую карту современного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya_sovremennyy_urok_v_svete_vnedreniya_fgos.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

11 декабря 2012г.

КОНФЕРЕНЦИЯ

«Современное образование в период перехода на Федеральные стандарты»

РЕГЛАМЕНТ

  1. «Российское образование в период  перехода на новые ФГОС» (Тимошенская Т. А., 3 мин.)
  2. «Планируемые результаты» (Зотеева М. Н., 7 мин.)
  3. «Универсальные учебные действия» (Дайбова Н. Н., 7 мин.)
  4. «Современный урок в рамках стандарта» (Лебедева Л. А., 10 мин.)
  5. Практическая часть «Построение технологической карты урока. Универсальные учебные действия» (Волегова Е. В., 15 мин., работа в группа)
  6. Обсуждение практической части. Подведение итогов. (Тимошенская Т. А., 15 мин.)

Итого 1 час.

 

Выступление  Т.А.Тимошенской.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт.   В основу ФГОС    положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями   поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика   как субъекта познавательной деятельности.

В основе стандарта лежит все лучшее, что появилось в системе образования за прошлые годы. Это продолжение многих достойных, проверенных теорий и идей в новых социально-экономических условиях.   Следует подчеркнуть, что все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребёнку, сколько органам власти всех уровней, руководителям системы образования, директорам школ, учителям.

Если прежний стандарт прописывал содержание образования: т.е., тот минимум, которым должны были овладевать ученики, то новый стандарт фиксирует  не объем запоминаемой информации,  а

базовые требования к условиям, в которых будет проходить процесс обучения,

к  структуре образовательных программ, по которым будет проходить обучение,  а также

 требования к результату обучения. Это первое важное отличие нового стандарта.

Необходимо отметить еще одну важную особенность:  - стандарт рассматривается как общественный договор  между семьей, обществом и государством, т.е. фиксируется распределение взаимных обязательств между ними. И если профессиональное сообщество озабочено набором знаний и умений по отдельным предметам, то семья ждет от образования возможностей личностного и карьерного успеха. Общество ставит вопрос о социальной мобильности и формировании модели адекватного социального поведения молодежи, а государство заинтересовано в воспитании ответственных и законопослушных граждан и в обеспечении безопасности. Все эти интересы  согласованы в рамках  федерального стандарта образования.

Ответственность за качество образования не будет теперь лежать на одном учителе, а поровну распределится между семьёй, муниципалитетом, государством (за ресурсное обеспечение) и учителем. Отныне в каждой школе будет разработан и заключен общественный договор между родителями и школой, в котором должны быть определены права и обязанности двух сторон на весь период обучения ребенка в школе.

Основная  цель  образовательных стандартов - обучение и воспитание обучающихся, отвечающих запросам гражданского общества.

Основная    функция образовательного стандарта

 -обеспечение права на полноценное образование- обеспечение посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования.

-Обеспечение единства образовательного пространства страны.

-Обеспечение преемственности основных образовательных программ начального

общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования

В связи с этим изменились

 цели обучения:   от ЗУН  к  формированию  УУД

  содержание образования:  включение в  обучение решения значимых жизненных задач

организация  учебного процесса: - создание индивидуальных образовательных программ

 формы обучения:  - признание решающей роли учебного сотрудничества, главной методологией стандарта  является системно-деятельностный подход.

Системообразующей составляющей стандарта являются «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» - это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования, в соответствии с которым она должна строить свою деятельность. «Требования...» содержат наиболее общую характеристику наиболее существенных результатов, достижения которых ждут от системы образования ученики и их семьи, общество и государство. Требования представляют собой конкретизированные и  цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ  являются  планируемые результаты начального общего образования. Они ориентируют учителя как в объеме учебного материала и ожидаемых достижениях выпускников начальной школы, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса.

Выступление Дайбовой Н.А.

Слайд 1

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования.

Слайд 2

Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.

Слайд 3        

Начальное образование требует новых подходов, которые заложены в новых государственных образовательных стандартах.

Слайд 4         

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений.

Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.

Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.

Что же такое «универсальные учебные действия»?

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 5

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся

раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Слайд 6

 Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Слайд 7

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока, которые формируются в процессе изучения различных учебных дисциплин.

Познавательные УУД – включают общеучебные, знаково – символические, логические универсальные действия, а также действия постановки и решения проблем.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3. применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  4. структурирование знаний;
  5. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  6. выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
  7. рефле/ксия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  8. смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  9. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

На протяжении младшего школьного возраста происходит становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная.

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

Поэтому ежедневно необходимо создавать условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.

Уроки технологии, литературного чтения и окружающего мира можно проводить по технологии «Педагогические мастерские», которая основана на работе детей по группам. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.

Очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.

 Видами коммуникативных действий являются:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  2. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  4. разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация, контроль, коррекция и оценка действий партнера.

Регулятивные УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.   К ним относятся:

  1. целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  3. прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
  4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  5. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, и к преодолению препятствий;
  6. коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  7. оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  1. самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное;
  2. смыслообразование - установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  3. нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания изучаемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

         Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества, решения важных задач жизнедеятельности учащихся.

Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке.

Тема: «Урок вежливости»

Цель:

1)Закрепить и углубить знания учащихся о вежливости;

2) Учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;

3) Прививать детям этические нормы поведения.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Формирование ценностей российского общества;
  2. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  3. Формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством использования «волшебных слов»

Метапредметные:

  1. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач.
  2. Освоение начальных форм рефлексивной деятельности.

Предметные:

  1. Актуализация основных норм светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  2. Формирование представления об историческом происхождении «волшебных слов».
  3. Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию и духовному саморазвитию.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Анализировать и объяснять понятия:

2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Делать выводы на основе анализа объектов.

5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель этапа

Содержание урока

Действия учителя

Действия ученика


УУД

1 этап. Организационный.


Постановка учебных задач.

Проверка готовности к уроку. Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Приветствие учеников.


Ребята, сегодня к нам в гости пришли Маша и Миша. Они принесли с собой задания, с которыми им самим не справиться и попросили Вас им помочь. Поможем Маше и Мише? А заодно узнаем тему сегодняшнего урока.

(В руке у мальчика конверт с заданиями. Маша вытягивает первое задание и вывешивает на доску).


Задание 1. Из слова СВЕТ взять вторую и третью буквы – ВЕ

Задание 2.  Из слова УЖ взять согласную букву – Ж

Задание 3. В слове МАЛИНА найти второй слог – ЛИ

Задание 4. В слове ВЕРЕВКА найти повторяющиеся согласные – В

Задание 5. В слове КОСТЬ убрать первую букву - ОСТЬ

Приветствует учеников. Проверяет наличие учебников, дневников, письменных принадлежностей.


Приглашает помощников (Машу и Мишу).

Предлагает ученикам совместно с Машей и Мишей разгадать ребусы с целью определения темы урока. (Маша и Миша показывают ребятам очередной ребус)


Ребята, какое слово у нас получилось: ВЕЖЛИВОСТЬ

Поблагодарить детей за помощь

Объявляет тему урока. Ставит задачи перед учениками.

2 этап. Актуализация знаний учащихся

Актуализировать знания детей о понятии вежливость

А что такое вежливость?

Задает вопросы учащимся. Контролирует их ответы.

3 этап. Объяснение нового материала.

Объяснение понятия вежливость

Вежливость – соблюдение правил приличия.

Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый.

Послушайте, откуда пришло это слово:

(Маша читает рассказ

Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

- Ах, ты невежа – говорили ему.

Он очень обижался и кричал в ответ:

- Нет, я вежа, вежа, вежа!)

Как вы думаете: прав ли был мальчик?

(Ответы учащихся)

Да, странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, ученого. А «вежество» означало ученость, учтивость. Отсюда и появилось слово «вежливость» - доброе поведение, почтительность.

Так что мальчик был прав: есть такое слово «вежа». Только мальчика-то никак нельзя было назвать вежей. Сначала ему нужно было научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.

Объясняет понятие вежливость. Предлагает ученикам послушать историю о происхождении этого слова.

Оценить героя рассказа.

Обобщает ответы учащихся.

4 этап. Конструирование нового способа действия

Актуализировать знания детей о других «волшебных словах» вежливого человека.

А какие еще вы знаете волшебные слова? (Ответы детей)

 А сейчас Маша и Миша предлагают Вам поиграть в игру «Подскажи словечко». Они  хотят, чтобы вы угадали «волшебные слова».

Маша и Миша по очереди читают загадки:

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим … (извините, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).

Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова … (извините).

Задает вопросы учащимся. Контролирует их ответы.


Предлагает ученикам сыграть в игру с Мишей и Машей.


5. Этап. Домашнее задание.

Записать домашнее задание.

Сегодня на уроке мы познакомились с происхождением слова «вежливость». А вот дома вы прочитаете о происхождении и других «волшебных слов».

Тема 3. Стр. 27-32, вопросы1-4

Предлагает учащимся открыть дневники и записать домашнее задание.

6 этап. Решение частных задач.

Оценить ситуацию, всегда ли человек вежлив, если он употребляет «волшебные слова».

А как вы думаете, достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливым? (Ответы детей)

Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю,
Витя просит: “Извините,
Я ошибку признаю”.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя: “Извините,
Я немного опоздал”.
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя, или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.


Скажите, вежлив ли Витя? Почему?

ВЫВОД. Для того чтобы быть вежливым надо как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их и называют «волшебными».

Чем чаще мы будем говорить людям волшебные слова, тем чаще они будут говорить их нам в ответ. Важно лишь говорить их искренне, от души.

Задает вопросы. Контролирует ответы. Предлагает прочитать стихотворение и оценить героя, вежлив ли он?










Ответы детей




Просит учащихся сделать вывод по теме урока.

7 этап. Закрепление и контроль достигнутых результатов

Закрепление полученных знаний. Оценка правильности использования «волшебных слов».

1. Маша и Миша снова предлагают вам поиграть в игру. У вас на столах есть листы бумаги. Напишите, какие вежливые слова вы знаете, когда:

- вы здороваетесь с кем-нибудь?

- прощаетесь с кем-нибудь?

- обращаетесь к кому-нибудь с просьбой?

- извиняетесь перед кем-нибудь?

2. У Маши и Миши есть два друга: Алеша – вежливый мальчик, Незнайка – невежливый мальчик. Прочитайте историю о вежливом мальчике и догадайтесь, какие вежливые слова употребил Алеша:

  1. Однажды Алеша Крючков ехал в автобусе. Он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. На следующей остановке в автобус вошла женщина с ребенком на руках. Алеша встал и сказал ей “…………..”.
  2. Женщина тоже была вежливая и сказала Алеше: “…………….”
  3. Вдруг автобус неожиданно остановился. Алеша не удержался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Алеше, что надо держаться, но Алеша быстро сказал ему: “…………”
  4. И мужчина улыбнулся и ответил: “Ничего, бывает. Ты сам-то не ушибся?”

История про Незнайку:

  1. Встретил Незнайка на улице прохожего и как закричит: “Скажите, сколько сейчас часов?” (Сколько ошибок сделал Незнайка?) (ответы детей)
  2. Услышал  Незнайка ответ, повернулся и пошел дальше. ( Что ему надо было сказать прохожему?) (ответы детей)
  3. Приходит Незнайка утром в школу. У двери класса стоит учительница. Обрадовался Незнайка, подбежал и закричал: “Вера Ивановна! Я вчера интересный фильм посмотрел!” (ответы детей)
  4. Бежит Незнайка по улице, ничего не видит. Торопится всем рассказать, какой он вежливый стал. Навстречу ему идет старичок, под ноги смотрит. Налетел Незнайка на него, толкнул, правда, нечаянно. Но старик сильно рассердился. Но тут Незнайка что-то сказал ему, и дедушка сердиться перестал. (Как вы думаете, что ему сказал Незнайка?) (ответы детей)

Предлагает ученикам сыграть в игру с Машей и Мишей. Контролирует ход игры.

Маша и Миша помогают собирать ответы и вывешивать их на доску по рядам. Выигрывает тот ряд, который представил больше всего слов.



Предлагает прочитать рассказ о мальчике Алеше и Незнайке и вставить пропущенные слова, ответить на вопросы.


Маша и Миша помогают учителю фиксировать результаты на доске.

8  этап. Рефлексия

Подведение итогов. Рефлексия деятельности

Вот и подошел к концу наш урок. Давайте вспомним, о чем говорили мы сегодня на уроке.

А мы сегодня были вежливыми? Мы ни про кого не забыли? (Поблагодарить Мишу и Машу за помощь в проведении урока)

Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

Зеленый – мне урок понравился, и я на нем хорошо поработал.

Желтый – урок понравился, но я не очень на нем постарался.

Красный – мне урок не понравился, и поэтому я не старался.

Подводит итоги урока. Проводит рефлексию деятельности учащихся.

РЕШЕНИЕ
педагогической конференции по теме:

«Внедрение ФГОС второго поколения в лицее. Организация образовательного процесса на основе системно-деятельного подхода обучения учащихся».

  1. На заседании кафедры конкретизировать УУД учащихся и планируемые результаты обучения в соответствии с преподаваемым предметом.

(май-июнь 2012г., ответственные зав. кафедрами, Осетрова И. В., Тимошенская Т. А.)

  1. Зав. кафедрами провести индивидуальные собеседования по глоссарию ФГОС.

(март 2012г., ответственные зав. кафедрами, Волегова Е. В., Тимошенская Т. А.)

  1. На кафедрах спланировать в рамках методических недель проведение открытых уроков с демонстрацией внедрения активных технологий обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

(в течение 2013-2014 учебного года, зав. кафедрами, Волегова Е. В., Тимошенская Т. А.)

  1. Педагогам, которым предстоит работать в 5-х классах, привести программы курса (рабочие программы) в соответствие с требованиями ФГОС.

(июнь 2012 г, зав. кафедрами, Осетрова И. В., Тимошенская Т. А.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в рамках внедрения ФГОС

Проблема обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины, которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной п...

Конспект и презентация к уроку математики в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Площадь прямоугольника" с применением ИКТ в рамках внедрения ФГОС НОО

Данный урок был разработан на конкурс уроков с применением ИКТсреди учителей школ Нефтеюганского района "Переходим на ФГОС: достижение образовательных результатов на личностном, метапредметном и предм...

Уроки в нестандартной форме в рамках внедрения ФГОС

отчет об уроках в нестандартной форме...

Открытый урок по математике «Четные и нечетные числа» 2 класс в рамках внедрения ФГОС НОО

Разработка открытого урока по математике на тему  "Четные нечетные числа" 2 класс , Школа 2100, ФГОС НОО....

Конструкт урока с использованием ИКТ в рамках внедрения ФГОС "Литературное чтение в 1 классе"

Создать условия для организации и проведения упражнений в чтении. Формирование умения наблюдать над значением слова, ознакомление с терминами «диалог», «монолог», «реплики»; обучение в...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...

Игра как средство формирования УУД учащихся на уроке английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения

Статья  "Игра как средство формирования УУД учащихся на уроке английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения"...