«Эйдетика как метод развития образной памяти школьников»
материал по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- это «Эйдетика как метод развития образной памяти школьников»
« Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать куда и как следует ». А.Суворов
Уровень развития образной памяти уровень Не вижу 0 Еле заметны черты, которые быстро исчезают 1 Четкий черно-белый образ, но неустойчивый 2 Устойчивый черно-белый образ 3 Устойчивый цветной образ 4 Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами 5 Можете изменить его цвет, форму и т. д. 6
Немецкий учёный Эйдетизм В переводе с греческого слово «эйдос»- «образ» Э. Йенш
- это
Эйдетика И. Ю. Матюгин
Фонетические ассоциации. Б е рёза Б и лет Д е ревня Ж е лезо Р е бята С о бака Женщ и на Т а релка Ул и ца
В слове спряталось другое слово. Вал е нки Св е ркает Вдру г Г о реть Л и сица Обл а ко С о л о вей Уж и н Комн а т а
Графические ассоциации. П УГ ВИЦА В СХОД К ПЕЙКА ДУВАНЧИК
Составление ребусов. Вос е мь – во7 Заяц - Ц Я
0 2 2 х 0 = 0 1 2 х 1 = 2
S poon Shoe Shore Cock Carrot
π Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх. (~3,14159265358…) M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1)
Уж замуж невтерпёж. Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц». У девчонки чужой парчовый башмачок- нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку. Надеваю одежду, одеваю — Надежду. Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах «вкусный, интересный»
Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли Начиная от Солнца: Меркурий, Венера, Земля Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун ( Плутон — с 2006 года карликовая планета).
«ВВ ОО»
Каждый ребенок особенный, талантливый, одаренный. Каждый ребенок имеет свой потенциал возможностей и сферу деятельности, в которой может стать лидером. И чем раньше он осознает и ощутит свои способности и таланты, тем больше у него шансов достичь успеха.
Методы решения творческих задач
Предварительный просмотр:
(1 слайд) Мастер – класс Беловой Ларисы Александровны учителя МОУ СОШ №31 г. Карталы.
(2 слайд) Тема: «Эйдетика как метод развития образной памяти школьников»
- Введение в тему
Наша память — это большая кладовая. Когда мы заходим туда и видим огромную кучу разнообразных вещей, что мы вытянем? Наиболее красочные и привлекающие взгляд вещи. Русский полководец А.Суворов заметил, что
(3 слайд) «Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать куда и как следует». О том, КАК это сделать мы сейчас поговорим.
(4 слайд) Начать я решила с теста. Закройте глаза и представьте любой цветок. Можно, например, розу.
уровень | |
Не вижу | 0 |
Еле заметны черты, которые быстро исчезают | 1 |
Четкий черно-белый образ, но неустойчивый | 2 |
Устойчивый черно-белый образ | 3 |
Устойчивый цветной образ | 4 |
Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами | 5 |
Можете изменить его цвет, форму и т. д. | 6 |
Оцените теперь, какой уровень развития образной памяти у вас преобладает?
Если вы сумели ярко представить себе образ цветка, то вы обладаете важным условие к формированию опыта сверхзапоминания информации, если вас постигла неудача, то вам предстоит научиться. У взрослых с образами сложнее.
(5 слайд) Стоит напомнить, что существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полушарие является эмоциональным, образным, левое — логическим. Наша задача научить работать оба полушария одновременно, чтобы научиться воспринимать мир всеми органами чувств.
«Образ» по гречески «эйдос».
(6 слайд) Эйдетизм – разновидность образной памяти - это естественная и удобная, да и просто необходимая способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Термин «эйдетизм» ввёл немецкий психолог Эрих Йенш.
- Метод эйдетики - способ развития образной памяти.
В чём же принцип, суть методики? Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести.
Помните, как легко мы запоминали шуточные определения типа: (7 слайд) «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп. Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и «радужного» фазана. Образ, доступный воображению + положительные эмоции - в результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколёнка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении. (8 слайд) Существуют Школы Эйдетики с 1989 г.– автор Игорь Юрьевич Матюгин.
3. Упражнения, игры, позволяющие лучше развить образную память детей для учебы, развития их личности, улучшения настроения.
Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы - особенность возраста. Такую психическую особенность учителя начальных классов используют на уроках. Для запоминания букв, цифр, таблицы умножения, правописания словарных и других трудных для написания слов и т.д. Ценность этого метода в том, что дети сами, быстрее нас, у них в этом есть потребность, подбирают ассоциации. Приемы и методы запоминания словарных слов можно разделить на несколько групп. Вот некоторые из них:
(9 слайд) 1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Тренинг-разминка для «заржавевших» серых клеточек. Заштопать «дырку в голове»
Береза – белая береза
Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”
Деревня – дед в деревне
Железо – железо режу еле-еле
Ребята – ребята решают ребус
Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня
Женщина - варит щи
Тарелка – тарелка-это тара
Улица – на улице встречаю знакомые лица
(10 слайд) 2. В слове спряталось другое слово.
Валенки – валенки у Ленки
Сверкает – в новом платье сверкает Верка
Вдруг – друг-друга
Гореть – горе гореть!
Лисица – братец Лис
Облако – на облаке лак
Пловец – пловец плывет в плове
Соловей - соловей поет соло
Ужин – ужи на ужин?
Комната – живёт Ната
(11 слайд) 3. Графичекие ассоциации /по схожести изображения/
(12 слайд) 4. Составление ребусов.
Восемь – во7
Заяц - Яц (за буквой я буква ц)
(Катя и Коля аккуратные)
Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего. А заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. Результатом такой систематической (надо начинать такую работу с самого первого сл. слова) работы является запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.
Урок математики. (13 слайд)
Как ты думаешь, на что похож ноль?
На мяч, на обруч, на бублик, на колесо, …- отвечает ребенок.
Да! Молодец! А еще ноль похож на огромную шляпу. Где в ней спрятался ноль.
А два на что?
Если накрыть гуся шляпой, то останется шляпа, т.е. 2 х 0 = 0.
Правило: При умножении любого числа на ноль, будет ноль.
Если гусь посмотрится в зеркало, то увидит самого себя, т.е. 2 х 1 = 2.
Правило: При умножении любого числа на единицу, будет само число.
Вы скажете: везёт же учителям начальной школы! Развитие образной памяти происходит до 11-16 лет.
(14 слайд) Эйдетика помогает в изучении чего угодно: математики, истории, литературы, химии, физики, иностранных языков! Приём мнемотехники.
Например, ребёнку трудно запомнить слово «ложка» на английском — spoon. Но для этого достаточно всего лишь представить себе что-то неординарное, весёлое. К примеру, человек, который любит поспать — СПУН — спит, свернувшись клубочком в ложке.
Ship — корабль. Корабль с такими ШИПами очень сильно колется.
Shoe — ботинок, туфли. Туфли громко шумели.
Shore — берег. Весь берег был просто усыпан шортами.
Cock — петух. Петух у нас работает поваром (кок) на корабле.
Carrot — морковь. Крот с прекрасным аппетитом грызет свежую морковку.
(15 слайд) Химия.
Менделееву его таблица химических элементов пришла во сне не случайно. Наверняка он долго прокручивал в голове образы Водорода и какого-нибудь там злобного Бериллия.
Для облегчения запоминания придумывается история, в которой элементы таблицы Менделеева становятся как бы героями, либо используются в практических целях, например:
«Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причем с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть. Но Не он (Неон) был нам нужен, поэтому мы отошли На три (Натрий) метра и попали в Магнолию (Магний), где Алю в мини (Алюминий) юбке намазали Кремом (Кремний) с содержанием Фосфора (Фосфор), чтобы она перестала быть Серой (Сера). После этого Аля взяла Хлорку (Хлор) и помыла корабль Аргонавтов (Аргон)».
Смешивание кислоты и воды. В случаях приготовления растворов сильных кислот согласно правилам техники безопасности кислоту нужно лить в воду, но ни в коем случае не наоборот. Для запоминания этого лабораторного приема существует несколько мнемонических правил:
Лей кислоту поверх воды,
А то недолго до беды!
Для запоминания валентности некоторых химических элементов существуют следующие мнемоническое стихотворение:
Железо, алюминий, хром — их валентность равна трём.
Натрий, калий, серебро — одновалентное добро.
Натрий, калий и аргентум - навсегда одновалентны.
(16 слайд) Математика. Медиана — это такая обезьяна, которая всем говорит "здрасти" и делит противоположную сторону треугольника на две равные части.
Назовите числовое выражение величины числа π (~3,14159265358…). Запоминание происходит легче, если использовать его стихотворную форму.
«Чтобы нам не ошибиться,
Надо правильно прочесть
Три, четырнадцать, пятнадцать
Девяносто два и шесть»
Для закрепления в памяти буквенных обозначений римских цифр в порядке убывания, можно использовать, например, такую фразу: Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх. Соответственно M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1)
Русский язык (17 слайд)
Уж замуж невтерпёж — мнемофраза для запоминания наречий без ь
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» — мнемофраза для запоминания слов с ы после ц.
У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё.
Надеваю одежду, одеваю — Надежду — для запоминания употребления «одевать» и «надевать».
Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах «вкусный, интересный» — В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».
Физика.
Три закона Ньютона:
1) не пнёшь — не полетит
2) как пнёшь, так и полетит
3) как пнёшь, так и получишь
Астрономия. Название и порядок следования планет Солнечной системы начиная от Солнца:
Меркурий,
Венера,
Земля
Марс,
Юпитер,
Сатурн,
Уран,
Нептун
(Плутон — с 2006 года карликовая планета).
(18 слайд) Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли
География. Крупные острова Японии.
Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю — для запоминания четырех основных островов Японии.
Ура, ассоциации! Такие ассоциации легко запомнятся ребёнком. Дети с удовольствием будут посещать ваши уроки.
В жизни мы тоже пользуемся этим методом и приёмами мнемотехники.
Правила Дорожного Движения
Порядок перевода стрелок часов на летнее/зимнее время определяется правилом первых букв: (19 слайд) «ВВ — весной вперед, ОО — осенью обратно» (сокращённо: «ВВ ОО»).
4. Выводы
Эта методика повышает мотивацию учения, так как она ведёт к сотрудничеству и совместному творчеству ученика и учителя. Попробуйте этот прием, вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске, что очень важно в самостоятельном, или совместном! Сила метода в его простоте!
(20 слайд)
Каждый ребенок особенный, талантливый, одаренный.
Каждый ребенок имеет свой потенциал возможностей
и сферу деятельности, в которой может стать лидером.
И чем раньше он осознает и ощутит свои способности
и таланты, тем больше у него шансов достичь успеха.
(21 слайд) Литература.
Положите на левую руку то, что вы получили, а на правую – то, что вложили и аплодируйте себе!!!
Меню для памяти:
Когда мы думаем, чувствуем или вспоминаем, мозг расходует энергию. А для получения этой энергии нервные клетки сжигают молекулы сахара. Если мозг регулярно снабжается углеводами, например, из хлеба, картофеля или макарон, он остается активным - способность концентрироваться функционирует безупречно. Если же утром вы садитесь за рабочий стол, выпив лишь чашечку кофе, у нервных клеток отсутствует горючее, поэтому центр управления мыслью работает не на полную мощность.
Ваш мозг нуждается в правильном питании не меньше, чем желудок. От полноценного питания зависят память и продолжительность интеллектуальной жизни. Особенно необходимы клеткам мозга для поддержания хорошей памяти:
Ненасыщенные жирные кислоты. Из них состоит треть мозга. Если их недостаточно, клетки мозга, нейроны, плохо работают и даже могут совсем стереть воспоминания. Благодаря этим кислотам лучше циркулирует кровь, а значит, больше питательных веществ попадает в клетки. Поставщики "хороших" жиров - рыбий жир и некоторые растительные масла: подсолнечное, соевое, рапсовое, оливковое, а также орехи и семечки. Жирное мясо, маргарин поставляют, наоборот, "беспамятный" жир.
Углеводы. Они дают глюкозу - "топливо" нейронов.
Белки (протеины). Они содержат необходимые нервам и мозгу аминокислоты. Рекомендуются рыба, злаковые и бобовые культуры: бурый рис, чечевица, красная фасоль.
Витамины. Витамины группы В - лидеры подпитки мозга и нервной системы. Они играют главную роль в процессе запоминания, нужны постоянно. Мало того, они необходимы для правильного обмена белков.
Витамин Е необходим для энергообеспечения и (вместе с витамином А) защиты клеток, в том числе мозга, для жирового обмена. Он даже может, например, замедлить потерю памяти при болезни Альцгеймера.
Макро- и микроэлементы. Наиболее важны для памяти железо, магний, необходимый для эмоционального равновесия и концентрации внимания, цинк.
Институт Питания РАМН установил, что нехватка цинка, железа, йода, витаминов B1, B2, B9, A, E - одни из важнейших нарушений пищевого статуса россиян (до 80% людей не получают их в нужном количестве).
(22 слайд) Спасибо всем!!!
2010 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эйдетика. Развитие образного мышления младших школьников
Психический мир людей многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития психики человек многое может и умеет. Мы сохраняем приобретенный и накаплив...
Мастер-класс Использование приемов эйдетики и мнемотехники для формирования и совершенствования орфографического навыка
Данная методика эфективно повышает качество гамотности учащихся...
Эйдетика. Методическое обеспечение.
В методическом обеспечении показаны способы и приёмы эйдотехники и мнемотехники для запоминания учебного материала....
Авторская разработка . Эйдетика.
Авторская разработка для формирования орфографических навыков....
Отчет по теме самообразования учителя начальных классов «Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников»
Современные дети мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является ...
Кружок "Эйдетика. Развитие образной памяти" на дистанте
За эти 8 занятий мы подготовим долгосрочный групповой творческийпроект «Фотоальбом «Ребусы: угадай наши имена»Проблема: дети в силу занятости имеют мало опыта в отгадывании ребусов, ...
Эйдетика как метод образного развития в системе школьной программы младших школьников
В настоящее время мы столкнулись с тем, что объём информации с каждым днем возрастает. В этом потоке очень сложно ориентироваться. Люди все чаще не могут быстро концентрировать...