Эйдетика как метод образного развития в системе школьной программы младших школьников
проект

В настоящее время мы столкнулись с тем, что объём информации с каждым днем возрастает. В этом потоке очень сложно ориентироваться.     Люди все чаще не могут быстро концентрировать свое внимание, запоминать нужное и отсеивать второстепенное. Бытует мнение – хорошая память либо есть, либо ее нет.  Людей, которые не могут что то запомнить нет, есть люди, которым не объяснили, как это сделать. Для того чтобы правильно пользоваться своей памятью, использовать свои природные резервы необходимо освоить методы мнемотехники и эйдетики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_eydetika_kak_metod_obraznogo_razvitiya.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

Тема: «Эйдетика как метод образного развития в системе школьной программы младших школьников»              СЛАЙД 1

Актуальность темы: 

     В настоящее время мы столкнулись с тем, что объём информации с каждым днем возрастает. В этом потоке очень сложно ориентироваться.     Люди все чаще не могут быстро концентрировать свое внимание, запоминать нужное и отсеивать второстепенное. Бытует мнение – хорошая память либо есть, либо ее нет.   СЛАЙД 2

    Но это не так. Память — это функция мозга, который является органом нашего тела. И если мы тренируем ноги, руки, органы дыхания, зрение то мозг также можно и нужно тренировать. Мы всю жизнь пытаемся что-то запоминать, совершенно не понимая при этом, почему одно запоминается легко, а другое нет.  Например,  говорят: « Этот мальчик хорошо запоминает стихи, а эта девочка хорошо запоминает цифры ». Но нет такой памяти, как гуманитарная или математическая и т. п. Есть память вообще!

    Людей, которые не могут что то запомнить нет, есть люди, которым не объяснили, как это сделать. Для того чтобы правильно пользоваться своей памятью, использовать свои природные резервы необходимо освоить методы мнемотехники и эйдетики.

    Приёмы мнемотехники, многие помнят с детства, например приём, который позволил запомнить последовательность цветов в радуге: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», кто слышал эту фразу хоть раз уже не забудет ее.

   До выхода в свет книги академика Лурия А.Р. “Маленькая книжка о большой памяти” все приёмы и методы для развития памяти назывались “мнемотехникой”.

Эйдетика, какое странное и незнакомое слово, большинству оно совершенно ни о чём не говорит. (СЛАЙД 3) Но, между прочим, в нём абсолютно нет ничего загадочного, слово «эйдос» в переводе с греческого - это образ.    Особенности нашей памяти и работы нашего мозга заключается в том, что любая информация запоминается нами в виде «эйдосов». Если мы, например, говорим слово море (чашка, компьютер, яблоко…)  у каждого возникает свой « внутренний экран » и каждый видит свое море (чашку, компьютер, яблоко…)

Но эйдос это не только образ - картинка, это ещё и соощущения, можно почувствовать запахи, вкусы т.д..

       В чем секрет эйдетики? Все довольно просто: запоминание идет именно  через образ, через игру с ним. Самое главное, что хотелось бы отметить — нужно ставить перед собой задачу не запомнить, а видеть и представлять.    Что мы чаще всего говорим, когда что-то не знаем? «Не представляю!»

      И как правило говорим правду. Ну а когда человек не представляет, то вряд ли у него получится что - то запомнить.

      Эйдетика, делает человека более гармоничным и способствует развитию обоих полушарий.  Улучшается работоспособность, память, возрастает способность концентрировать внимание.

      Известный советский  психолог  Л.С.Выготский рассматривает эйдетизм как закономерную стадию нормального детского развития.

        Он считает, что "...эйдетические наглядные образы характерны для детского возраста, в частности есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству".

         В этих образах, по мнению Л.С.Выготского,  заключены зачатки трех будущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления.

        В школе требуется запоминать много различной информации, но как это делать, никто не рассказывает. Нет в школьной программе такого предмета - наука учиться и запоминать. К сожалению. И каждому из нас приходится постигать эту науку самостоятельно.

                 Эйдетика как раз и является наукой  запоминать и владеть информацией. Чем раньше освоит ребенок принципы эйдетики, тем легче он будет учиться, т.к. развивая память, мы развиваем и внимание, и мышление. Можно сказать, что память - основа интеллекта.

      Принцип ее работы заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться.          Система эйдетики помогает в изучении литературы, математики, иностранного языка – чего угодно!

            В работе со своими учениками я выбираю такие методы эйдетики, которые легко адаптируются к школьной программе. На моих уроках всегда присутствует творчество и фантазия, смех и шутки.

        Я считаю, что детям на уроках должно быть радостно! Нестандартные приемы вызывают у детей позитивные эмоции, учат видеть образами, фантазировать, мыслить творчески. Образное мышление сохраняется у учеников на всю жизнь. Цифры и буквы становятся уже не просто сухими знаками, они имеют запах, вкус, цвет, разговаривают и движутся.

              Одним из самых любимых учениками методов эйдетики является метод пиктограмм (СЛАЙД4)

         Дети получают большое удовольствие и удовлетворение от выполненных заданий.

Пиктограмма  - это изображение, передающее рисунком какую-то информацию.

        Пиктограммы очень хорошо использовать при обработке текстов и стихотворений. На уроках чтения они полезны как с точки зрения запоминания слов, так и с точки зрения развития художественного мышления. Сначала читается все произведение от начала до конца, затем по строчкам или по частям плана. После этого ученик рисует пиктограмму к каждому отрывку. (СЛАЙД5)

(практическая часть – составление пиктограмм)   СЛАЙД6

- Составляем пиктограмму к стихотворению «Если был бы я девчонкой»

(раздаю карточки со стихами)

С помощью этой системы можно легко и просто выучить любой материал, например, таблицу умножения. СЛАЙД 7

      Ребенок запоминает не цифры, а героев, которые ассоциируются с ними.

То есть числа представлены в виде животных и предметов. А значения примеров он воспринимает как мультфильм или историю.

       При таком виде запоминания активно задействованы зрение, слух, ощущения и эмоции. Развивается образное и ассоциативное мышление. Запоминание происходит осознанно. Нет путаницы в ответах.

При изучении таблицы умноження  используем метод зрительной прорисовки.

Итак, как же это происходит?

 - Давайте познакомимся с новыми друзьями: (СЛАЙД 8 нажать неск. раз)

1 – это весёлый маяк, худой, высокий похож на цифру 1.

2 – дракончик Рома, если провести от головы до его хвоста линию, то получим цифру 2.

3 – прекрасная бабочка, в крылышках спряталась циферка 3.

4 – смелый кораблик, он напоминает нам – 4.

5 – самый быстрый самокат, посмотрите на его колесо, руль, увидим цифру 5

6 – добрая улитка, в его ракушке спряталась цифра 6.

7 – раллийный флаг по форме напоминает нам цифру 7.  СЛАЙД 9

8 – а эта вредная хрюшка, круглая голова и круглый животик будет цифра8.

9 – умный глобус, шарик и крючок получилось 9.

0 – яркое солнышко, круглое как 0.

Вот и познакомились с главными героями !

А дальше у нас – второстепенные персонажи, которые будут участвовать в истории.  СЛАЙД10

- у домино четыре точки – это 4;

- свисток похож на цифру -6;

- компас состоит из двух кружков – это 8

- палочка похожа на единицу;

- конфета круглая – ноль.

Упражнение для мозга.

Чтобы наш мозг хорошо заработал выполним одно упражнение:

Возьмитесь одной рукой за кончик носа, а другой дотроньтесь до уха….

- А теперь поменяйтесь!

Настало время узнать о приключениях главных героев.

1)Итак, 2 умножить на 2 (СЛАЙД 11)
А теперь история:

Два дракончика играли в домино. Домино – это 4, значит 2 х 2=4(СЛАЙД 12)

2) 2 умножить на 3 (СЛАЙД 13)

История: У дракончика была дрессированная бабочка, он дул в свисток и она к нему тут же прилетала. Свисток – это 6. Значит 2х3=6.(СЛАЙД 14)

3)2 умножить на 4 (СЛАЙД 15)

История: Дракончик потерялся в море, когда плавал на кораблике.

И вдруг, он вспомнил, что у него есть волшебный компас.

Компас – это 8. Значит 2х4=8.(СЛАЙД 16)

Практическая часть.  ( СЛАЙД 17)

- А теперь, уважаемы коллеги, поработаем вместе . Вам нужно придумать историю умножения 2 на 5, используя  и второстепенные персонажи тоже.

( выслушиваются истории)

История: Дракончик катался на самокате и облизывал конфетку на палочке. Палочка – это 1, а конфета  это 0.Значит 2х5=10. (СЛАЙД  18)

Истории яркие и необычные, поэтому запоминаются с первого раза.

Но самое главное — зубрить ничего не нужно!

Смотришь картины, потом пересказываешь сюжеты, в которых легко узнать нужные числа. Ассоциации помогают сразу вспомнить правильный ответ. А красочные тренажеры помогают довести навык умножения и деления до автоматизма.

Методика запоминания на основе эйдетики  изменяет весь подход к запоминанию информации. (СЛАЙД 19)

Школьник учится использовать свою память на все 100%,  применять эти приемы при запоминании любой информации. А это, безусловно, поднимает его на новый уровень обучения.

Таким образом, методы эйдетики помогают развивать у ребенка: 

  • образное мышление, фантазию, зрительную память;

  •  познавательную активность и креативные способности;

  • речевые центры;  

  • уверенность в собственных силах;

  •   инициативность;  

  • работоспособность.

Методы эйдетики построены по формуле:

воображение + положительные эмоции = усвоенный матеріал

Благодарю за внимание!!! СЛАЙД 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод интеллектуальных игр как способ развития познавательного интереса к обучению младших школьников

Развитие интеллектуальных способностей — одно из приоритетных  направлений в психологии развития личности. В процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное ...

Способы и методы развития интереса к чтению у младших школьников

Статья представляет собой краткое описание путей развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста...

Инновационные методы развития интереса к чтению у младших школьников

Инновационные методы развития интереса к чтению у младших школьников...