Когнитивная технология обучения на уроках в начальной школе
консультация
С когнитивной технологией осенью познакомил нас Михаил Евгеньевич Бершадский. Он позиционировал ее, как эффективную педагогическую технологию в условиях информатизации общества. Когнитивная образовательная технология является индивидуально ориентированной образовательной технологией, обеспечивающей понимание ребёнком окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_kognitivnaya.docx | 101.51 КБ |
kognitivnaya_tehnologiya.ppt | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Когнитивная технология обучения на уроках в начальной школе
1. С когнитивной технологией осенью познакомил нас Михаил Евгеньевич Бершадский. Он позиционировал ее, как эффективную педагогическую технологию в условиях информатизации общества.
2. Когнитивная образовательная технология является индивидуально ориентированной образовательной технологией, обеспечивающей понимание ребёнком окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе.
Педагогические принципы когнитивной технологии обучения определяют направление деятельности учителя.
- Вместо передачи знаний — обучение способам их осмысления (понимания) и переработки.
- Вместо передачи норм и правил — помощь в формировании ценностного отношения к явлениям и поступкам.
- Вместо контроля первичного усвоения — создание ситуаций для практического применения и творческого развития знания.
Основные особенности данной технологии в том, что она разработана на основе а) когнитивной психологии и призвана решить проблему индивидуального взаимодействия с информацией (восприятие, переработка, хранение, применение). Она предоставляет возможность б) формирования компетенций: учебно-познавательной, информационной, личностного самосовершенствования.
(слайд) Когнитивность - способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.
Развитие когнитивных способностей к обучению это:
- тренировка разных видов памяти для освоения учебной информации;
- освоение способов умственных действий с информацией в процессе её использования.
Слайд – в) Главная цель данной технологии - повышение интеллектуальных способностей учащихся, помощь в формировании когнитивных схем, отвечающих за адекватное самостоятельное принятие решений, освоение определенного пласта знаний.
Цель применения на уроках в начальной школе – интеллектуальное развитие обучающихся в процессе усвоения систематического научного содержания предмета.
г) Основной задачей Когнитивной технологии является создание условий для понимания каждым учеником воспринимаемой информации.
4. Формирование критического мышления: - умение проводить различия между фактическими сведениями и оценочными суждениями; - умение проводить различия между фактами и предположениями; - умение выделять логические виды связи; и другие. Достижение большинства из перечисленных выше целей можно диагностировать с помощью существующих нормативно и критериально ориентированных тестов, что является обязательным свойством технологии. О некоторых диагностиках, которые возможно использовать в начальной школе, Вам подробнее расскажет Г.В. Куйдан. | |||
Когнитивная технология принадлежит к классу алгоритмических технологий, основанных на идее пооперационного управления познавательной деятельностью обучающихся с целью достижения запланированных результатов обучения. | |||
Последовательность блоков внутри модуля в учебном процессе изображена на слайде. | |||
Используя понятие модуля, можно схематически представить структуру учебного процесса (см. рисунок) по изучению определённой темы курса в виде последовательности модулей, в каждом из которых учащиеся изучают частные и общие методы познания, применяемые в данной предметной области. Завершается изучение темы стандартным для многих технологий блоком, включающим уроки обобщающего повторения, контроля и коррекции. | |||
Целевое назначение каждого блока уроков можно описать следующим образом. Блок 1. Входной мониторинг. О диагностике когнитивных способностей будет рассказывать Г.В. Куйдан. Блок 2 и 3. Изучение информации. |
При работе по когнитивной технологии используются 4 метода обучения: объяснительно-иллюстративный; программированный;
эвристический; проблемный.
Выбор того или иного метода зависит как от результатов диагностики, так и от тактических целей. Например, объяснительно-иллюстративный метод позволяет учесть особенности когнитивного развития, экономит время передачи информации, позволяет обучать умению аннотировать, относительно независим от качества учебных материалов, но ограничивает самостоятельность учащихся и сводит их деятельность к репродукции того, что было продемонстрировано учителем.
Среди множества разнообразных форм обучения в когнитивной технологии применяются:
- рассказ;
- беседа;
- самостоятельная работа;
- практическая работа;
- лабораторная работа;
- диктант и др.
Особенностью когнитивной технологии являются специфические задания, применяемые для управления учебной деятельностью,
в процессе выполнения которых ученик вынужден выполнять многократную логическую обработку материала. Эти средства созданы на основе некоторых психологических методик, применяемых для изучения вербального интеллекта. Наиболее часто в когнитивной образовательной технологии применяются: методика "Расставьте в правильном порядке"; методика "Вставьте нужное слово"; составление интеллект-карты; составление карты понятий и другие, представлены на слайде. Об одном из методов- составление интеллект-карты расскажет Громова Д.Р. Каждый ученик выполняет несколько заданий, что требует неоднократного изучения и логического анализа источников информации. В результате такой многократной логической переработки достигается понимание информации (встраивание новых понятий в уже существующую семантическую сеть с помощью известных или новых, но осознаваемых учеником, видов связей). Одним из следствий этого процесса является непроизвольное сохранение информации в долговременной семантической памяти и её упорядочивание в соответствии с законами изучаемой предметной области.
| |||
Многолетняя практика применения когнитивной образовательной технологии в различных регионах России показала, что она действительно позволяет достичь целей когнитивного развития учащихся, формирования у них информационной компетентности и развития критического мышления; усвоения предметной информации в соответствии с требованиями государственного стандарта. | |||
Технология интересная, требующая от учителя перестройки всей своей деятельности, поэтому тот, кто заинтересуется этим вопросом, обязательно должен тщательно изучить этот вопрос, пройти специальные курсы, а вот частичное использование диагностик, методов и приемов –возможно, будет полезным, поможет научить детей работе с научной информацией.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проектирование учебного процесса
Структура учебного процесса
Специфические задания Методика «Расставьте в правильном порядке» Методика «Вставьте нужное слово» Составление интеллект-карты Составление карты-понятий Методика «Аналогии» Поиск оценочных суждений Методика «Обобщение» Методика «Исключение лишнего» Составление простого и развернутого плана изученного материала Сравнительный анализ текстов и др.
Домашнее задание Составление плана Подготовка к изложению Составление граф-схемы понятий Представление информации в виде исходных суждений и умозаключений Обоснование исходных суждений Представление информации в различных формах (перекодирование информации) Поиск дополнительной информации в различных источниках и др.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе
Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....
Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.
Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.(из опыта работы)Семеева Н.С., учитель начальных классов Важнейшая задача школы – предоставить каждому у...
Методическая разработка на тему "УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: активизировать познавательный интерес учащихся путем использования разнообразных видов деятельности. Я использую готовые электронные ресурсы, с...
План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".
План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....
Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках в начальной школе.
Информационно-коммуникационные технологии обучения – это педагогические технологии, в которых используются специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией....
Информационные технологии обучения на уроках в начальной школе.
Информационный технологии на уроках в начальной школе....
Доклад для МО на тему: Нестандартные системы и технологии обучения на уроках в начальной школе.
Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется поавышением познавательной активности, стимулированием их интереса к предметам. Решить эти задачи помогают н...