Когнитивная технология обучения на уроках в начальной школе
консультация

Булавкина Любовь Александровна

С когнитивной технологией осенью познакомил нас Михаил Евгеньевич Бершадский. Он позиционировал ее, как эффективную педагогическую технологию в условиях информатизации общества. Когнитивная образовательная технология является  индивидуально ориентированной образовательной технологией, обеспечивающей понимание ребёнком окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kognitivnaya.docx101.51 КБ
Office presentation icon kognitivnaya_tehnologiya.ppt1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Когнитивная технология обучения на уроках в начальной школе

1. С когнитивной технологией осенью познакомил нас Михаил Евгеньевич Бершадский. Он позиционировал ее, как эффективную педагогическую технологию в условиях информатизации общества.

2. Когнитивная образовательная технология является  индивидуально ориентированной образовательной технологией, обеспечивающей понимание ребёнком окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе.

Педагогические принципы когнитивной технологии обучения определяют направление деятельности учителя.

  • Вместо передачи знаний — обучение способам их осмысления (понимания) и переработки.
  • Вместо передачи норм и правил — помощь в формировании ценностного отношения к  явлениям и поступкам.
  • Вместо контроля первичного усвоения — создание ситуаций для практического применения и творческого развития знания.

Основные особенности данной технологии в том, что она  разработана на основе а) когнитивной психологии и призвана решить проблему индивидуального взаимодействия с информацией (восприятие, переработка, хранение, применение). Она предоставляет возможность б) формирования компетенций: учебно-познавательной, информационной, личностного самосовершенствования.

(слайд) Когнитивность - способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.

Развитие когнитивных способностей к обучению это:

  • тренировка разных видов памяти для освоения учебной информации;
  • освоение способов умственных действий с информацией в процессе её использования.

Слайд – в) Главная цель данной технологии - повышение интеллектуальных способностей учащихся, помощь в формировании когнитивных схем, отвечающих за адекватное самостоятельное принятие решений, освоение определенного пласта знаний.

Цель применения на уроках в начальной школе  – интеллектуальное развитие обучающихся в процессе усвоения систематического научного содержания предмета.

г) Основной задачей Когнитивной технологии является создание условий для понимания каждым учеником воспринимаемой информации. 
ж) Приоритетными целями этой технологии являются: 
1. Когнитивное развитие учащихся (слайд) (целью является развитие перечисленных ниже при описании модели учащегося когнитивных способностей на уровне не ниже статистической нормы);

2. Присвоение знаний и формирование способов деятельности в соответствии с требованиями стандарта обучения;
3. Формирование информационной компетентности учащихся. Она включает: следующие виды умений (слайд)

  • способность воспринимать информацию, поступающую из различных источников;
  • умение конспектировать (излагать собственные мысли в соответствии с нормами языка и правилами логики); и др.

4. Формирование критического мышления:   

- умение проводить различия между фактическими сведениями и оценочными суждениями;

- умение проводить различия между фактами и предположениями;

- умение выделять логические виды связи; и другие.

Достижение большинства из перечисленных выше целей можно диагностировать с помощью существующих нормативно и критериально ориентированных тестов, что является обязательным свойством технологии. О некоторых диагностиках, которые возможно использовать в начальной школе, Вам подробнее расскажет Г.В. Куйдан.

      Когнитивная технология принадлежит к классу алгоритмических технологий, основанных на идее пооперационного управления познавательной деятельностью обучающихся с целью достижения запланированных результатов обучения.  
    Проектирование учебного процесса начинается с диагностики исходного состояния учащихся, на основе данных которой, применяя критерии выбора адекватной модели (под адекватностью здесь понимается соответствие модели состоянию учащихся и целям учебного процесса), определяется система обучающих воздействий (выбираются методы, приёмы, формы и средства обучения), отбирается и структурируется содержание обучения. В результате применения выбранной системы воздействий учащиеся переходят в промежуточное состояние (ПС), для изучения которого вновь применяются средства диагностики, фиксирующие достижения учащихся и позволяющие обнаружить затруднения школьников при усвоении новой информации. На основе полученных данных учитель модифицирует модель обучения, изменяя методы, формы, приёмы и средства обучения и приводя модель в соответствии с изменившимся состоянием учеников. Результаты применения модифицированной модели вновь диагностируются, что в очередной раз приводит к коррекции модели и т. д. Процесс повторяется до тех пор, пока не будут достигнуты запланированные результаты обучения.
(слайд)

http://bershadskiy.ru/Schematecnol.jpg


Структура когнитивной образовательной технологии


     Когнитивная технология обучения имеет модульную структуру. Модуль представляет собой систему уроков, объединенных общей дидактической целью. Системообразующим фактором, на основе которого формируется модуль, является процедурная информация, лежащая в основе частного или общего метода научного познания. Модуль имеет блочную структуру и состоит из следующих трех блоков уроков, в каждом из которых решается отдельная дидактическая задача:

  • блок входного мониторинга;
  • теоретический блок – изучение декларативной (Я знаю, что…) информации (факты, понятия, определения, законы, даты и т. д.);
  • процессуальный блок – изучение процедурной (Я знаю, как…) информации (способы, приёмы, методы, правила и др.)

Последовательность блоков внутри модуля в учебном процессе изображена на слайде.

http://bershadskiy.ru/Struktura_modul.png

Используя понятие модуля, можно схематически представить структуру учебного процесса (см. рисунок) по изучению определённой темы курса в виде последовательности модулей, в каждом из которых учащиеся изучают частные и общие методы познания, применяемые в данной предметной области. Завершается изучение темы стандартным для многих технологий блоком, включающим уроки обобщающего повторения, контроля и коррекции. 

http://bershadskiy.ru/Struktura_tems.jpg

Целевое назначение каждого блока уроков можно описать

следующим образом. 

Блок 1. Входной мониторинг. О диагностике когнитивных способностей будет рассказывать Г.В. Куйдан.

Блок 2 и 3. Изучение информации.

    При работе по когнитивной технологии используются 4 метода обучения: объяснительно-иллюстративный; программированный;

эвристический; проблемный.

Выбор того или иного метода зависит как от результатов диагностики, так и от тактических целей. Например, объяснительно-иллюстративный метод позволяет учесть особенности когнитивного развития, экономит время передачи информации, позволяет обучать умению аннотировать, относительно независим от качества учебных материалов, но ограничивает самостоятельность учащихся и сводит их деятельность к репродукции того, что было продемонстрировано учителем. 
Среди множества разнообразных форм обучения в когнитивной технологии применяются:

  • рассказ;
  • беседа;
  • самостоятельная работа;
  • практическая работа;
  • лабораторная работа;
  • диктант и др.

Особенностью когнитивной технологии являются специфические задания, применяемые для управления учебной деятельностью,

в процессе выполнения которых ученик вынужден выполнять многократную логическую обработку материала. Эти средства созданы на основе некоторых психологических методик, применяемых для изучения вербального интеллекта. Наиболее часто в когнитивной образовательной технологии применяются:

методика "Расставьте в правильном порядке";

методика "Вставьте нужное слово";

составление интеллект-карты;

составление карты понятий и другие, представлены на слайде.

Об одном из методов- составление  интеллект-карты расскажет Громова Д.Р.

Каждый ученик выполняет несколько заданий, что требует неоднократного изучения и логического анализа источников информации. В результате такой многократной логической переработки достигается понимание информации (встраивание новых понятий в уже существующую семантическую сеть с помощью известных или новых, но осознаваемых учеником, видов связей). Одним из следствий этого процесса является непроизвольное сохранение информации в долговременной семантической памяти и её упорядочивание в соответствии с законами изучаемой предметной области.
Завершается урок изучения информации домашним заданием, которое включает следующие виды деятельности учащихся: 

  • составление плана;
  • подготовка к изложению;
  • составление граф-схемы понятий;
  • представление информации в виде исходных суждений и умозаключений;
  • обоснование исходных суждений;
  • представление информации в различных формах (перекодирование информации);
  • экспериментальные задания;
  • поиск дополнительной информации в различных источниках.

Многолетняя практика применения когнитивной образовательной

технологии в различных регионах России показала, что она

 действительно позволяет достичь целей когнитивного

развития учащихся, формирования у них информационной

компетентности и развития критического мышления; усвоения

предметной информации в соответствии с требованиями

государственного стандарта.

Технология интересная, требующая от учителя перестройки всей своей деятельности, поэтому тот, кто заинтересуется этим вопросом, обязательно должен тщательно изучить этот вопрос, пройти специальные курсы, а вот частичное использование диагностик, методов и приемов –возможно, будет полезным, поможет научить детей работе с научной информацией.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты Когнитивная технология обучения в начальной школе Выполнила: Булавкина Любовь Александровна, учитель нач. кл., МОУ «СОШ № 42»г. Воркуты

Слайд 7

Проектирование учебного процесса

Слайд 11

Структура учебного процесса

Слайд 13

Специфические задания Методика «Расставьте в правильном порядке» Методика «Вставьте нужное слово» Составление интеллект-карты Составление карты-понятий Методика «Аналогии» Поиск оценочных суждений Методика «Обобщение» Методика «Исключение лишнего» Составление простого и развернутого плана изученного материала Сравнительный анализ текстов и др.

Слайд 14

Домашнее задание Составление плана Подготовка к изложению Составление граф-схемы понятий Представление информации в виде исходных суждений и умозаключений Обоснование исходных суждений Представление информации в различных формах (перекодирование информации) Поиск дополнительной информации в различных источниках и др.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе

Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.(из опыта работы)Семеева Н.С., учитель начальных классов     Важнейшая задача школы – предоставить каждому у...

Методическая разработка на тему "УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: активизировать познавательный интерес учащихся путем использования разнообразных видов деятельности. Я использую готовые электронные ресурсы, с...

План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".

План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....

Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках в начальной школе.

Информационно-коммуникационные технологии обучения – это педагогические технологии, в которых используются специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией....

Информационные технологии обучения на уроках в начальной школе.

Информационный технологии на уроках в начальной школе....

Доклад для МО на тему: Нестандартные системы и технологии обучения на уроках в начальной школе.

Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется поавышением познавательной активности, стимулированием их интереса к предметам. Решить эти задачи помогают н...