"Формирование коммуникативных УУД на уроках с позиции педагогического дискурса в рамках ФГОС второго поколения"
статья (1 класс) по теме
Младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 18.41 КБ |
shkola.ppt | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
городского округа – город Камышин
Волгоградской области
Фестиваль педагогических идей
«Формирование коммуникативных
универсальных учебных действий
младших школьников на уроках
с позиции педагогического дискурса
в рамках ФГОС»
Учитель начальных классов:
Малышева Татьяна Сергеевна
(Слайд1)
Проблема формирования коммуникативной культуры школьников на уроке с позиций педагогического дискурса является крайне важной для современного общества, а с введением новых образовательных стандартов становится ещё актуальнее, т.к., к сожалению, сегодня круг общения школьников ограничен. Дефицит реального человеческого общения восполняется виртуальным
общением посредством компьютера и телевизора. Значит, коммуникативные учебные действия должны быть сформированы именно в школе.
Что же такое педагогический дискурс? (Слайд2)
Под дискурсом понимается наблюдаемое проявление языка в речи,
объективно существующая динамическая система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса, которая включает в себя участников дискурса, педагогические цели, ценности, и содержательную составляющую, обеспечивающую приобретение учащимися личностного опыта. Дискурс включает в себя и паралингвистические порождения речи (мимику, жесты, взгляд)
Младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения
социальных ситуаций.(Слайд 3)
В уроке как речевом событии можно выделить несколько основных этапов: организация общения (приветствие учеников учителем и ответное приветствие учеников), объяснение (передача новой информации), контроль (опрос по изученному материалу), завершение общения (подведение итогов урока, прощание с классом). В зависимости от специфики предмета, целей и задач данного урока, выбираю определенный вид работы на уроке. Внутри одного речевого события оказывается много других событий, которые и образуют структуру урока как сложного речевого события.
Речевой фактор играет основную роль в коммуникативной структуре урока.
Очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать своё мнение, зная, что это мнение примут. Поэтому стараюсь создавать на
уроках условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.
Диалогическое взаимодействие в обучении ориентирует нас на
принципиально новое качество образования, в котором ценностью являются дар речи, язык понимания, способность к действию, к самоопределению.
Младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. А игра, как известно-основной вид деятельности ребёнка. Она служит своеобразным «общим языком» для всех ребят. Использование игры как одного из приемов обучения значительно облегчает учебный процесс. (Слайд 4)
Видами коммуникативных действий являются:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и
его реализация;
· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.(Слайд5,6)
Для развития коммуникативных учебных действий незаменимой является работа в парах и группах постоянного и сменного состава.(Слайд7)
Особое внимание уделяю на уроках: словесным играм, играм –
драматизациям, инсценировкам, сюжетно- дидактическим и ролевым играм, играм парами, группами.
Важнейшей задачей на уроке является создание с помощью игр атмосферы дружелюбия, принятие друг друга и развитие в играх коммуникативной
культуры детей . (Слайд8)
Игра «Ваш пропуск, слово!»
В игре есть ведущий и контролер, все остальные учащиеся – защитники слов. Каждое слово должно получить «пропуск» в правило, но перед этим оно подвергается тщательной проверке. Ведущий поочередно называет слова Контролёр ждёт, пока защитники докажут важность того или иного слова. Если
в слове правило необходимо, то оно получает от контролёра законный «пропуск». Такое слово можно отметить на письме условным значком. В этой игре школьники учатся сотрудничать друг с другом в достижении конкретной учебной цели. (Слайд9)
Игра «Мудрец»
-Закройте глаза, представьте мысленно зелёный луг и большое старое дерево.
Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой вопрос, который вы ему зададите.
-Задайте друг другу вопросы по теме «Гласные звуки и буквы»
-Какой вопрос зададите мудрецу?
Примерный вопрос детей:
- Как проверить безударную гласную на письме? или
- Почему гласных букв больше, чем гласных звуков?
В процессе коммуникативной игры мы имеем дело с личностно-ориентированным общением, где определяющую роль играет лидер-учитель, независимо от того, какую роль он определяет для себя (ведущий, участник,
член жюри), он остаётся коммуникативным лидером на всех этапах
организации игры на речевом уровне. С помощью учителя воплощается один из важнейших принципов организации игры на уроке – принцип
коммуникативного сотрудничества. (Слайд10)
Коммуникативная игра, являясь частью педагогического дискурса и обладая его особенностями, имеет специфические, присущие только игровому дискурсу черты, применение которых существенно обогащает педагогическую практику.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дискурс - объективно существующая динамическая система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса, обеспечивающая приобретение учащимися личностного опыта.
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые включают в себя 3 компонента: - Я ХОЧУ общаться с другими (мотивация общения) Я ЗНАЮ , как общаться с другими (знакомство с коммуникативными навыками) Я УМЕЮ общаться с другими (уровень овладения коммуникативными навыками)
Виды коммуникативных действий * планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками * постановка вопросов *управление поведением партнера *разрешение конфликтов *владение монологической и диалогической формами речи
* Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. *Имеет первоначальные навыки работы в группе. *Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия. *Владеет способами разрешения конфликтов. Планируемые результаты
Планируемые результаты: *Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре). *Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. *Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений.
Формы коммуникативных игр: - словесные игры; - игры- драматизации; - инсценировки; - сюжетно-дидактические игры; - ролевые игры; - игры в группах; - игры в парах; - игры-фантазии.
Игра «Ваш пропуск, слово!» Жизнь, школа, Камышин, парта, Волга
Игра «Мудрец»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание толерантного поведения младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Статья о воспитании толерантности у младших школьников....
Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Презентация....
Формирование УУД младших школьников в рамках ФГОС второго поколения
Выступление на ММО...
Формирование у обучающихся представления о ценностях здоровья в рамках ФГОС второго поколения
Материал содержит отчет о формировании у обучающихся представлений о ценностях здоровья в рамках ФГОС второго поколения...
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках с позиции педагогического дискурса в рамках ФГОС»
Проблема формирования коммуникативной культуры школьников на уроке с позиций педагогического дискурса является крайне важной для современного общества, а с введением новых образоват...
Технологическая карта урока английского языка в рамках ФГОС второго поколения
Технологическая карта урока по английскому языку во 2 классе "My Birthday" по УМК "Английский в фокусе Spotlight 2 класс"...
Формирование навыков чтения, как основа успешного обучения ребенка в школе в рамках ФГОС второго поколения
Способы формирования навыков чтения, с учетом ФГОС НОО....