Сочетание инновационных и традиционных моделей и технологий проектирования и организации методической работы.
статья по теме
Доклад был написан для выступления на районном семинаре заместителей директора школы по УВР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Сочетание инновационных и традиционных моделей и технологий проектирования и организации методической работы.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
• Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
• Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
• Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностноориентированное взаимодействие учителя с учениками.
• Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
• Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микрои макросоциума.
• Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекват ных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
• от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
• от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
Для эффективной инновационной деятельности образовательные учреждения должны иметь собственные системы создания и внедрения новшеств, а также педагогов, способных реализовать этот процесс. Многообразие инновационных преобразований, происходящих в образовательных учреждениях, требуют серьезного научно-методического обеспечения.
Рассмотрим отличительные особенности традиционной и инновационной систем методической работы.
Сравнительная характеристика систем методической работы:
Сегодня одно из приоритетных инновационных направлений развития образовательных учреждений – внедрение ИКТ в образовательный процесс, которое создает не только возможности, но и условия для повышения его качества, доступности, гибкости, эффективности. Поэтому система научно-методической работы должна включать программу повышения квалификации и ИКТ – компетентности педагогов. Предпосылками для этого являются бурная модернизация компьютерных технологий и концептуальные изменения в обработке информационных потоков; изменение технической и ресурсной инфраструктуры ОУ; новые подходы к некоторым аспектам процесса информатизации; острая необходимость новых стратегий в формировании политики модернизации ОУ.
Мониторинг состояния кадрового потенциала на сегодняшний день свидетельствует о том, что большая часть учителей имеет базовую ИКТ-компетентность. Это позволяет им проводить уроки с использованием компьютера. Однако в большинстве своем это происходит эпизодически, в основном на открытых уроках и для аттестации. Сегодня применение ЦОР требует от учителя не только умения их создавать, но и умения выбирать качественный и оптимальный их вариант. К сожалению, при большом количестве авторских ЦОР, доля интерактивных современных ресурсов составляет лишь небольшую часть.
Открытость: ОУ должно стать открытой площадкой для всех заинтересованных в повышении квалификации учителей на новой педагогико-технологической платформе.
Компетентность: переход от базовой к предметно-ориентированной ИКТ-компетентности.
Мобильность: перенос процесса получения знаний за пределы традиционного школьного пространства, активное использование возможностей дистанционного образования. Интерактивность: все оборудование и внутреннее устройство школы должно вовлечь учеников, учителей, родителей, общественность в сетевое пространство, пространство коллективного взаимодействия и взаимообучения. Креативность: цифровое пространство должно способствовать творческой деятельности педагогов, развитию креативного мышления, умению нестандартно мыслить.
Организация учебно-методической работы в ОУ должна опираться на акмеологическую концепцию: в основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, к совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности.
Говоря о показателях результативности данной работы, предполагается как компетентностный подход, в котором результат предполагает качественную оценку, так и количественную оценку - достижение конкретных цифровых результатов.
Организация научно-методической работы в образовательном учреждении на современном уровне - это необходимое условие реализации инновационной деятельности педагогического коллектива, образовательного учреждения, работающего в режиме развития.
Активные исследования, направленные на построение теории инновационного развития в образовании, ведутся с 30-х гг. ХХ века, И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин "инновация", который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт "инновация" и сопряженные с ним термины "инновационный процесс", "инновационный потенциал" и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов ХХ века, и до сих пор этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных с позиций категориального аппарата педагогики.
Педагогическая инноватика - сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Одной из важных задач современной педагогической инноватики, является отбор, изучение и классификация нововведений, знание которой совершенно необходимо современному педагогу, прежде всего для того, чтобы разбираться в объекте развития школы, выявить всестороннюю характеристику осваиваемого новшества, понять то общее, что объединяет его с другими, и то особенное, что отличает его от других новшеств.
Педагогу требуется четкое понимание сущности инновационных процессов в образовании, умение осуществлять их с учетом специфических закономерностей и принципов.
Инновационные механизмы развития образования включают:
- создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, культивирования интереса в научном и педагогическом сообществе к новшествам;
- создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
- инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
- интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.
Интенсификация инновационных процессов в педагогике связана как с социальным заказом и имеющимися в теоретических исследованиях и новаторском опыте средствами, способными обеспечить его выполнение, так и со значительными изменениями в сфере сознания педагогического сообщества в целом. По своему основному смыслу понятие "инновация" относится не только к созданию и распространению новшеств, но и преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан. Откуда следует, что наиболее значимым условием успешности инновационной деятельности является психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения - развитие инновационной культуры выпускников вузов.
Проблема традиций и инноваций чрезвычайно многоаспектна в силу своей интегративной функции, поэтому в равной степени значима для любой сферы гуманитарных знаний, в том числе и педагогических.
Социально-экономические изменения, происходящие в обществе сказываются на глубинных структурах культуры.
Значение культурной традиции для педагогики велико, во-первых, отражает ценностные установки, сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития, которые прошли практическую апробацию, что гарантирует отделение утопических проектов от реализуемых. Во-вторых, формирует духовную сферу, в которой происходит функционирование социальных процессов, в том числе и педагогических. В-третьих, определяя программу деятельности, общения, поведения субъектов конкретной исторической эпохи, она определяет общую направленность педагогическим стереотипам.
Наибольшее распространение в школе имеют инновации связанные с организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, а не с изменением характера и содержания образования. При этом доминирует переход на пятидневную учебную неделю и дополнительный день здоровья и уровневая дифференциация детей, осуществляемая по разным основаниям, это могут быть либо классы педагогической коррекции и педагогической поддержки, либо классы или группы одаренных или особо способных детей, гимназические, лицейские и т.п.
Второй характерной чертой является профилизация и специализация общего образования.
Часто же профильные классы отличаются от обычных только большим количеством учебных часов в неделю по какому-то одному предмету.
По оценкам учителей, большинство школ, находящихся в поиске, развитии, эксперименте, ориентировано на уровневую и профильную дифференциацию детей и лишь небольшое количество на изменение технологий, методов и средств обучения, охватывающих не отдельный класс или предмет, а изменяющих подход ко всему учебному процессу на научных основаниях.
Типология инновационных подходов к обучению может быть ориентировочно такой: подходы делятся на два основных типа, соответствующих репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.
1. Инновации-модернизации, видоизменяющие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.
2. Инновации-трансформации, преобразующие учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации. Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом. Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как "технологический", конвейерный процесс с четко фиксированными детально описанными ожидаемыми результатами. Поисковый подход преобразует традиционное обучение как инициируемого учащимся освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности и педагога и учащегося является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.
Развитие инновационной деятельности учителя является одним из стратегических направлений в образовании. Решение этой задачи имеет особо важное значение сегодня, когда любые инновации в сфере образования могут быть реализованы, если они внутренне будут приняты и поддержаны педагогами-инноваторами.
В контексте содержательной трактовки образования необходимо исходить из того, что ключевой фигурой сферы образования является педагог. Дальнейшее реформирование образовательной системы в ближайшей и отдаленной перспективе всецело зависит как от профессионального уровня педагогического корпуса, так и от степени заинтересованности и участия каждого педагога в развитии инновационной деятельности в образовании.
Между тем, инновационное образование не будет таковым, если главные его носители - преподаватели не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и сделать их главным механизмом в учебном процессе.
Инновационная настроенность педагогов лишь на изменение содержания и объема учебных дисциплин не дает желаемого результата. Преодоление веками сложившейся дидактической трансляционности - "педагогики передачи и усвоения" (термин академика И.П.Иванова) - непременная задача модернизации образования.
Прежде всего, инновационную культуру следовало бы представить как явление профессиональное, поскольку именно профессионалы, в какой бы отрасли они ни действовали, вносят новое в различные сферы общественной жизни - сферы труда, быта, отдыха, познания и общения. Однако мы начинаем с того, что исходной базой инновационной культуры педагога (может быть, и представителей многих других профессий) являются общекультурные (социокультурные) качества личности: 1) духовность, 2) гражданственность и 3) эрудиция, поскольку все они пронизывают содержание образовательного процесса, составляют его атмосферу и должны постепенно становится свойствами учащихся.
Инновационная культура - это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого. В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Использованная литература
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. -- М., 1987.
2. Газман О.С. и др. В школу -- с игрой. -- М., 1991. г
3. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развиваю-щие игры. -- М, 1990.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М.1998
5. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. -1993.
6. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.
7. Лысенкова С.Н. Когда учиться легко. - М.: Педагогика, 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации методической работы в «Школе взросления»: сотворчество администратора и учителя
Методическая работа в школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса; система взаимосвязан...
«Инновационные формы организаций методической работы в школе».
Вашему вниманию представляется работа, представленная на соискание академической степени магистра на тему: «Инновационные формы орган...
Инновационные подходы к организации методической работы в ШМО учителей начальных классов.
Инновационные подходы к организации методической работы в ШМО учителей начальных классов....
Организация методической работы учителей начальных классов в условиях посёлка городского типа
Из опыта работы опорной школы. Опубликована в материалах Всероссийской (заочной) НПК: Многоуровневая методическая служба как организационная основа единого научно- методологического простран...
"Организация методической работы в ОУ. Технологии подготовки команды "
В современной педагогической теории и практике объективно назрела и требует своего решения проблема реального участия детей в управлении образовательным учреждением. Процесс формирования органов самоу...