Концепция
материал по теме

Моя педагогическая концепция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koncepciya_2013.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Если учитель соединяет в себе

Любовь к ученикам и делу ,

Он – современный учитель.

Л. Н. Толстой

В «Концепции   модернизации российского образования» и инициативе президента «Наша новая школа» говорится, что «школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

«Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

Государственный стандарт начального общего образования утверждает современные приоритеты в целях, содержании образования на данной ступени развития и воспитания ребёнка, определяет характер условий, которые должно создать каждое образовательное учреждение для реализации непрерывности образования.

Учитель, который реализовывает принципы государственной политики в области образования в практической деятельности, должен не стоять на месте, идти в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться в профессии, а самое главное, любить детей.

Именно начальная школа определяет будущий успех ребёнка, его любовь и нелюбовь к учению, как самому важному виду деятельности человека, деятельности на всю жизнь и через всю жизнь. Ведь ни один ребёнок не приходит в школу с «нежеланием» учиться. Моя задача сохранить это чувство, разжечь эту искру, интерес.

Я учу своих детей:

  1. Любить и уметь учиться. Только тогда они будут иметь реальный шанс быть успешными в старших классах и в жизни вообще.
  2. Любить и уметь общаться. Это гарантия того, что в мире людей они займут достойное место.
  3. Любить проявлять инициативу и быть инициативными.

Педагогика начинается с любви и кончается там, где кончается любовь.

Настоящего учителя, кроме любви к детям и педагогической деятельности, отличают высокий уровень общей культуры, безупречная нравственность, широкая эрудиция, как общая, так и профессиональная, виртуозное владение всеми современными методами, формами и средствами обучения, глубокое знание психологии, а также артистизм, общительность, толерантность, личное обаяние. Только учитель, обладающий такими качествами, способен реализовать развивающую функцию обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей и способностей, сохранив при этом её  здоровье.

Этому же способствует деятельностная педагогика,  которую и предстоит реализовывать мне, как учителю, и я стараюсь идти в ногу со временем, в соответствии с новыми требованиями ФГОС.

При разработке данной педагогической Концепции, я сформулировала для себя следующие цели:

  1. Достижение  оптимальных  результатов в деятельности.
  2.  Использование передового педагогического опыта.
  3. Совершенствование мастерства преподавания.
  4. Осуществление компетентностного подхода в обучении

   С первых лет своей профессиональной деятельности я пытаюсь решать проблемы начального общего образования, которые волнуют меня всегда:

  1. Создание комфортных условий для обучения.
  2. Обучение без принуждения.
  3. Развитие устойчивого интереса к знаниям и потребности в самостоятельном поиске.
  4. Возможность сделать учение радостным.
  5. Формирование фундамента умения учиться (принимать учебную задачу, намечать план действий, контролировать себя).

Решение этих проблем направлено на развитие  желания у ребёнка добывать новые знания, принимать самостоятельные решения, анализировать и делать выводы.

Наиболее эффективными в системе педагогической деятельности я считаю следующие педагогические технологии

  1. система  развивающего обучения;
  1. обучение на высоком уровне трудности предполагающее развитие всех учащихся, в том числе и слабых;
  1. технология перспективно - опережающего обучения
  1. процесс обучения строится на использовании опорных  таблиц, схем, рисунков, что позволяет быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление и речь учащихся.
  1. объяснительно - иллюстративные технологии;
  1. получение результата деятельности через практическую работу. Технологии имеет ряд преимуществ: экономия время, сберегают силы учителей и учеников, облегчают последним понимание сложных знаний, обеспечивает эффективное управление процессом.
  1. игровые технологии;
  1. стимулируют умственную деятельность учащихся, развивают  внимание и познавательный интерес к предметам. «Ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело»  (Макаренко)
  1. проблемная технология
  1. организация обучения способствует росту показателей творческого мышления и познавательной активности учеников, через самостоятельное добывание знаний учениками в процессе решения учебных проблем.
  1. здоровьесберегающие технологии
  1. направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств и мотивацию на ведение здорового образа жизни.
  1. проектная и исследователькая технологии.
  1. проектная деятельность – это современная технология, дающая простор для творческой инициативы учащихся и педагога, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности. В нашей школе второй год работает научное общество учеников «Совушка», и мои классы через разработку и защиту проектов в области математики, русского языка, природоведческой области принимают активное участие в его работе. Это способствует развитию дикторских способностей, расширению информационного поля и повышению самооценки. (Приложение № 1 )
  1. Личностно-ориентированная технология
  1. направлена на развитие уникальной  целостной личности каждого ребенка,  на максимальную реализацию его возможностей.

Эти педагогические технологии учитывают индивидуальные психологические особенности младших школьников и дают оптимальный результат в обучении.

Свою работу строю, опираясь на следующую систему принципов.

1 Принцип адаптивности.

Школа должна стать родным домом для каждого ребёнка, независимо от его индивидуальных способностей и особенностей.

2 Принцип развития.

Школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого, мотивирующая целостное развитие  личности и готовность личности к дальнейшему развитию – за стенами школы.

3 Принцип психологической комфортности.

Подразумевает отсутствие школьных фобий, ранних неврозов, формирование толерантности, взаимопонимания, сохранения здоровья учащихся.

4. Креативный принцип

Направлен  на  выявление и дальнейшее  развитие, и совершенствование творческих способностей каждого ребёнка.

5.Принцип опоры на культуру

Формирует способность ориентироваться в современном  мире, развивает правильное мировоззренческое восприятие, воспитывает нормы поведения в семье, в коллективе, в обществе.

         6. Принцип картины мира.

Предполагает расширение кругозора и целостное представление ребёнка о мире, о месте в нем общества и человека.

7. Принцип обучения деятельности.

Предполагает обучение школьников предметно – практическим действиям, контролю  и оцениванию собственной деятельности и деятельности других,

8. Принцип управляемого перехода от учебной деятельности к деятельности в жизненной ситуации.

Обеспечивает  переход  от учебной деятельности в учебной ситуации к практической деятельности в реальной жизненной ситуации.

9. Принцип минимакса  заключается  в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний, умений, способностей).

Применение описанных продуктивных принципов решает одну из важных задач современного образования – формирование универсальных учебных действий, единой картины мира, компетентностей в любой предметной области. На современном этапе развития образования, с учётом обновления образовательных стандартов это просто необходимо выпускнику  начальной школы. Именно на этих принципах построен учебно-методический комплекс « Школа России», в котором  приоритетными являются принципы воспитания в образовательном процессе, личностно-ориентированной и деятельностный характер обучения. Эти принципы реализуются в учебниках по всем предметам. Учебники имеют учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения и других пособий.

Опираясь на методическое обеспечение, свои уроки строю на основе:

  1. последовательности
  2. системности
  3. самостоятельности
  4. научности
  5. наглядности
  6. доступности
  7. деятельности

В процессе жизни в роли учителя,  я для себя сформулировала следующие заповеди:

1 Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.

Поэтому я не останавливаюсь на достигнутом и  продолжаю глубже  изучать современные технологии и методики образования: гуманно – личностную технологию Ш. Амонашвили, игровые технологии, методику дифференцированного обучения младших школьников, здоровьесберегающие технологии в образовании,  развивающие технологии.

 2. «Учитель—друг и помощник ученика в его развитии и самосовершенствовании».

 Для того, чтобы достичь желаемых результатов обучения, развития, воспитания, необходимо создать условия, при которых дети с разными способностями могут добиваться успеха в учении на максимально возможном для них уровне. Я это делаю через применение разноуровневых заданий по степени трудности и объёму, использование разного рода карточек, таблиц, схем, картин, иллюстраций, тестов.

Реализации данной заповеди способствуют и нестандартные уроки, формирующие навыки учебной работы (уроки в форме соревнований , игр, уроки – путешествия, уроки – отчёты, уроки – фантазии,  уроки - сказки, уроки – сюрпризы, уроки – исследования). Конкурсы, викторины, КВН, коллективные формы работы, работа в группе и в паре повышают положительное эмоциональное воздействие на детей.

 Все эти формы я подкрепляю здоровье сберегающими технологиями. На уроках провожу не только физкультминутки, но и спортивные минутки, выполняем упражнения для глаз, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, массаж пальцев рук - пальчиковые  игры для развития моторики, памяти, внимания.

В 2011-12 учебном году  мой класс участвовал в оздоровительной программе «Если хочешь быть здоров» на базе учебного центра «КОМПЬЮТЕРиЯ» ( Приложение № 2   )

Я прошла обучение по курсу «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе».( Приложение №  4  )

3.«Всё без принуждения».

В начальных классах очень большое  значение имеет заинтересованность учеников в изучении предметов и результатах своего обучения, поэтому учитель должен сделать всё возможное, чтобы у ребёнка возникло желание учиться.

«Надо беречь детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Через игру, через фантазию, через неповторимое детское творчество – путь к сердцу ребёнка», - писал В. Сухомлинский.

В своей работе я не даю детям знания в готовом виде, а стараюсь включить каждого ребёнка в совместную творческо- поисковую деятельность, поэтому тщательно продумываю каждый этап урока, применяю на уроке наглядность, отбираю занимательный материал, готовлю игровые моменты, проблемные ситуации, так как  ученику начальной школы  трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для него деятельности.

 Проведение интегрированных уроков также способствует формированию устойчивого интереса детей к получению новых знаний. Например, тема урока по русскому языку «Написание с большой буквы кличек домашних и диких животных», тема урока по окружающему миру «Домашние и дикие животные»; тема урока по математике «Числа 1,2; сравнение чисел», тема урока по окружающему миру «Что растёт в лесу?».

Развитию положительной  мотивации способствуют утренники, классные и школьные проекты, участие в выставках детского творчества, слёт «Юных книголюбов», городские фестивали детского творчества. Дети стали призёрами в номинации «Вокальные ансамбли», и заняли 2 место  в номинации «Художественное слово», организовали концерт для учителей  –ветеранов города на базе городского музея.

  4.«Научи детей думать, рассуждать!»

Одним из основных видов речевой и мыслительной деятельности считаю чтение, поэтому, начиная с первого класса, прививаю интерес к чтению, к книге. С первых дней пребывания ребёнка в школе формирую положительные мотивы учебной деятельности, развиваю разные виды памяти, речь, внимание. Чтобы не пропал интерес к чтению у учащихся, которые пришли в школу читающими использую дифференцированный подход. Дифференцированные задания могут выполняться индивидуально по карточкам и в группах. Систематически использую на уроках викторины, шарады, кроссворды, ребусы. Так в нашем классе были проведены литературные викторины: «Ежели вы вежливы», «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «По страницам сказок», «В стране Андерсена», «Кто много читает, тот много знает!»

5.«Ищи в детях хорошее».

   Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов, поэтому свою работу строю через создание « ситуации успеха» для каждого ребёнка, так как это одно из эффективных средств формирования положительного отношения к учению. Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение ребёнку становится для него фактором развития. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка.

6. «Ни дня без новинки!»

  Эта заповедь предполагает внесение в урок фактора неожиданности, таинственности, внезапности. Данные  приёмы дают возможность делать уроки интересными, эмоциональными.

Все применяемые мною педагогические технологии, принципы, заповеди не могут дать достоверной информации о ходе процесса обучения, если учитель не владеет приёмами диагностики и прогнозирования собственной деятельности и деятельности учащихся. Именно диагностика, совместно  с использованием инновационных технологий, принципов и методов обучения помогают мне достичь стабильных положительных результатов.

Способы отслеживания результативности педагогической деятельности:

  1. Определение уровня готовности к обучению первоклассников. (Приложение № 4)
  2. Определение уровня адаптации первоклассников                     (Приложение № 5)
  3. Мониторинг уровня готовности первоклассников.
  4. Отслеживание динамики развития техники и качества чтения. (Приложение № 6)
  5. Отслеживание результативности письменных работ по предметам. (Приложение № 7)
  6. Административные срезы по русскому языку и математике. (Приложение №8 )
  7. Мониторинг состояния здоровья детей.
  8. Мониторинг уровня УО и КО по годам обучения                  (Приложение №9 )

Показатели результативности:

  1. Высокая творческая активность учащихся. В школьных и городских конкурсах принимают участие практически все дети. (Приложение № 10 )
  2. Проявляется активная жизненная позиция. Многие ученики посещают детскую библиотеку, музыкальную и спортивную школы, различные кружки.
  3. Хорошие результаты учебной деятельности и индивидуальные достижения учащихся. Выпускники 2012 года все подтвердили свои оценки в 5 классе, а так же у них была высокая степень освоения образовательной программы по русскому языку и математике, о чем свидетельствуют результаты мониторинга. (Приложение № 11)
  4.  Шесть учащихся были победителями школьных олимпиад.

Таким образом, развиваю – через сотрудничество, обучаю – через удивление и практическую деятельность, воспитываю – через уважение и любовь.

Пытаться зажечь в детях свечу –

Не худшая все-таки участь.

Мне кажется, я их чему-то учу,

Нет! Вместе мы новое учим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"

 Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...

Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"

Актуальность темы обусловлена  обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и ре...

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

От концепции «винтика» к концепции Человека!

Моя педагогическая философия!...


 

Комментарии

Орешкова Татьяна Ивановна

Уважаемая Ольга Валентиновна! Огромное спасибо за представленный материал "Концепция".