Концепция
материал по теме
Предварительный просмотр:
Любовь к ученикам и делу ,
Он – современный учитель.
Л. Н. Толстой
В «Концепции модернизации российского образования» и инициативе президента «Наша новая школа» говорится, что «школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
«Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Государственный стандарт начального общего образования утверждает современные приоритеты в целях, содержании образования на данной ступени развития и воспитания ребёнка, определяет характер условий, которые должно создать каждое образовательное учреждение для реализации непрерывности образования.
Учитель, который реализовывает принципы государственной политики в области образования в практической деятельности, должен не стоять на месте, идти в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться в профессии, а самое главное, любить детей.
Именно начальная школа определяет будущий успех ребёнка, его любовь и нелюбовь к учению, как самому важному виду деятельности человека, деятельности на всю жизнь и через всю жизнь. Ведь ни один ребёнок не приходит в школу с «нежеланием» учиться. Моя задача сохранить это чувство, разжечь эту искру, интерес.
Я учу своих детей:
- Любить и уметь учиться. Только тогда они будут иметь реальный шанс быть успешными в старших классах и в жизни вообще.
- Любить и уметь общаться. Это гарантия того, что в мире людей они займут достойное место.
- Любить проявлять инициативу и быть инициативными.
Педагогика начинается с любви и кончается там, где кончается любовь.
Настоящего учителя, кроме любви к детям и педагогической деятельности, отличают высокий уровень общей культуры, безупречная нравственность, широкая эрудиция, как общая, так и профессиональная, виртуозное владение всеми современными методами, формами и средствами обучения, глубокое знание психологии, а также артистизм, общительность, толерантность, личное обаяние. Только учитель, обладающий такими качествами, способен реализовать развивающую функцию обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей и способностей, сохранив при этом её здоровье.
Этому же способствует деятельностная педагогика, которую и предстоит реализовывать мне, как учителю, и я стараюсь идти в ногу со временем, в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
При разработке данной педагогической Концепции, я сформулировала для себя следующие цели:
- Достижение оптимальных результатов в деятельности.
- Использование передового педагогического опыта.
- Совершенствование мастерства преподавания.
- Осуществление компетентностного подхода в обучении
С первых лет своей профессиональной деятельности я пытаюсь решать проблемы начального общего образования, которые волнуют меня всегда:
- Создание комфортных условий для обучения.
- Обучение без принуждения.
- Развитие устойчивого интереса к знаниям и потребности в самостоятельном поиске.
- Возможность сделать учение радостным.
- Формирование фундамента умения учиться (принимать учебную задачу, намечать план действий, контролировать себя).
Решение этих проблем направлено на развитие желания у ребёнка добывать новые знания, принимать самостоятельные решения, анализировать и делать выводы.
Наиболее эффективными в системе педагогической деятельности я считаю следующие педагогические технологии
- система развивающего обучения;
- обучение на высоком уровне трудности предполагающее развитие всех учащихся, в том числе и слабых;
- технология перспективно - опережающего обучения
- процесс обучения строится на использовании опорных таблиц, схем, рисунков, что позволяет быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление и речь учащихся.
- объяснительно - иллюстративные технологии;
- получение результата деятельности через практическую работу. Технологии имеет ряд преимуществ: экономия время, сберегают силы учителей и учеников, облегчают последним понимание сложных знаний, обеспечивает эффективное управление процессом.
- игровые технологии;
- стимулируют умственную деятельность учащихся, развивают внимание и познавательный интерес к предметам. «Ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело» (Макаренко)
- проблемная технология
- организация обучения способствует росту показателей творческого мышления и познавательной активности учеников, через самостоятельное добывание знаний учениками в процессе решения учебных проблем.
- здоровьесберегающие технологии
- направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств и мотивацию на ведение здорового образа жизни.
- проектная и исследователькая технологии.
- проектная деятельность – это современная технология, дающая простор для творческой инициативы учащихся и педагога, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности. В нашей школе второй год работает научное общество учеников «Совушка», и мои классы через разработку и защиту проектов в области математики, русского языка, природоведческой области принимают активное участие в его работе. Это способствует развитию дикторских способностей, расширению информационного поля и повышению самооценки. (Приложение № 1 )
- Личностно-ориентированная технология
- направлена на развитие уникальной целостной личности каждого ребенка, на максимальную реализацию его возможностей.
Эти педагогические технологии учитывают индивидуальные психологические особенности младших школьников и дают оптимальный результат в обучении.
Свою работу строю, опираясь на следующую систему принципов.
1 Принцип адаптивности.
Школа должна стать родным домом для каждого ребёнка, независимо от его индивидуальных способностей и особенностей.
2 Принцип развития.
Школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого, мотивирующая целостное развитие личности и готовность личности к дальнейшему развитию – за стенами школы.
3 Принцип психологической комфортности.
Подразумевает отсутствие школьных фобий, ранних неврозов, формирование толерантности, взаимопонимания, сохранения здоровья учащихся.
4. Креативный принцип
Направлен на выявление и дальнейшее развитие, и совершенствование творческих способностей каждого ребёнка.
5.Принцип опоры на культуру
Формирует способность ориентироваться в современном мире, развивает правильное мировоззренческое восприятие, воспитывает нормы поведения в семье, в коллективе, в обществе.
6. Принцип картины мира.
Предполагает расширение кругозора и целостное представление ребёнка о мире, о месте в нем общества и человека.
7. Принцип обучения деятельности.
Предполагает обучение школьников предметно – практическим действиям, контролю и оцениванию собственной деятельности и деятельности других,
8. Принцип управляемого перехода от учебной деятельности к деятельности в жизненной ситуации.
Обеспечивает переход от учебной деятельности в учебной ситуации к практической деятельности в реальной жизненной ситуации.
9. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний, умений, способностей).
Применение описанных продуктивных принципов решает одну из важных задач современного образования – формирование универсальных учебных действий, единой картины мира, компетентностей в любой предметной области. На современном этапе развития образования, с учётом обновления образовательных стандартов это просто необходимо выпускнику начальной школы. Именно на этих принципах построен учебно-методический комплекс « Школа России», в котором приоритетными являются принципы воспитания в образовательном процессе, личностно-ориентированной и деятельностный характер обучения. Эти принципы реализуются в учебниках по всем предметам. Учебники имеют учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения и других пособий.
Опираясь на методическое обеспечение, свои уроки строю на основе:
- последовательности
- системности
- самостоятельности
- научности
- наглядности
- доступности
- деятельности
В процессе жизни в роли учителя, я для себя сформулировала следующие заповеди:
1 Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.
Поэтому я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю глубже изучать современные технологии и методики образования: гуманно – личностную технологию Ш. Амонашвили, игровые технологии, методику дифференцированного обучения младших школьников, здоровьесберегающие технологии в образовании, развивающие технологии.
2. «Учитель—друг и помощник ученика в его развитии и самосовершенствовании».
Для того, чтобы достичь желаемых результатов обучения, развития, воспитания, необходимо создать условия, при которых дети с разными способностями могут добиваться успеха в учении на максимально возможном для них уровне. Я это делаю через применение разноуровневых заданий по степени трудности и объёму, использование разного рода карточек, таблиц, схем, картин, иллюстраций, тестов.
Реализации данной заповеди способствуют и нестандартные уроки, формирующие навыки учебной работы (уроки в форме соревнований , игр, уроки – путешествия, уроки – отчёты, уроки – фантазии, уроки - сказки, уроки – сюрпризы, уроки – исследования). Конкурсы, викторины, КВН, коллективные формы работы, работа в группе и в паре повышают положительное эмоциональное воздействие на детей.
Все эти формы я подкрепляю здоровье сберегающими технологиями. На уроках провожу не только физкультминутки, но и спортивные минутки, выполняем упражнения для глаз, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, массаж пальцев рук - пальчиковые игры для развития моторики, памяти, внимания.
В 2011-12 учебном году мой класс участвовал в оздоровительной программе «Если хочешь быть здоров» на базе учебного центра «КОМПЬЮТЕРиЯ» ( Приложение № 2 )
Я прошла обучение по курсу «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе».( Приложение № 4 )
3.«Всё без принуждения».
В начальных классах очень большое значение имеет заинтересованность учеников в изучении предметов и результатах своего обучения, поэтому учитель должен сделать всё возможное, чтобы у ребёнка возникло желание учиться.
«Надо беречь детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Через игру, через фантазию, через неповторимое детское творчество – путь к сердцу ребёнка», - писал В. Сухомлинский.
В своей работе я не даю детям знания в готовом виде, а стараюсь включить каждого ребёнка в совместную творческо- поисковую деятельность, поэтому тщательно продумываю каждый этап урока, применяю на уроке наглядность, отбираю занимательный материал, готовлю игровые моменты, проблемные ситуации, так как ученику начальной школы трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для него деятельности.
Проведение интегрированных уроков также способствует формированию устойчивого интереса детей к получению новых знаний. Например, тема урока по русскому языку «Написание с большой буквы кличек домашних и диких животных», тема урока по окружающему миру «Домашние и дикие животные»; тема урока по математике «Числа 1,2; сравнение чисел», тема урока по окружающему миру «Что растёт в лесу?».
Развитию положительной мотивации способствуют утренники, классные и школьные проекты, участие в выставках детского творчества, слёт «Юных книголюбов», городские фестивали детского творчества. Дети стали призёрами в номинации «Вокальные ансамбли», и заняли 2 место в номинации «Художественное слово», организовали концерт для учителей –ветеранов города на базе городского музея.
4.«Научи детей думать, рассуждать!»
Одним из основных видов речевой и мыслительной деятельности считаю чтение, поэтому, начиная с первого класса, прививаю интерес к чтению, к книге. С первых дней пребывания ребёнка в школе формирую положительные мотивы учебной деятельности, развиваю разные виды памяти, речь, внимание. Чтобы не пропал интерес к чтению у учащихся, которые пришли в школу читающими использую дифференцированный подход. Дифференцированные задания могут выполняться индивидуально по карточкам и в группах. Систематически использую на уроках викторины, шарады, кроссворды, ребусы. Так в нашем классе были проведены литературные викторины: «Ежели вы вежливы», «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «По страницам сказок», «В стране Андерсена», «Кто много читает, тот много знает!»
5.«Ищи в детях хорошее».
Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов, поэтому свою работу строю через создание « ситуации успеха» для каждого ребёнка, так как это одно из эффективных средств формирования положительного отношения к учению. Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение ребёнку становится для него фактором развития. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка.
6. «Ни дня без новинки!»
Эта заповедь предполагает внесение в урок фактора неожиданности, таинственности, внезапности. Данные приёмы дают возможность делать уроки интересными, эмоциональными.
Все применяемые мною педагогические технологии, принципы, заповеди не могут дать достоверной информации о ходе процесса обучения, если учитель не владеет приёмами диагностики и прогнозирования собственной деятельности и деятельности учащихся. Именно диагностика, совместно с использованием инновационных технологий, принципов и методов обучения помогают мне достичь стабильных положительных результатов.
Способы отслеживания результативности педагогической деятельности:
- Определение уровня готовности к обучению первоклассников. (Приложение № 4)
- Определение уровня адаптации первоклассников (Приложение № 5)
- Мониторинг уровня готовности первоклассников.
- Отслеживание динамики развития техники и качества чтения. (Приложение № 6)
- Отслеживание результативности письменных работ по предметам. (Приложение № 7)
- Административные срезы по русскому языку и математике. (Приложение №8 )
- Мониторинг состояния здоровья детей.
- Мониторинг уровня УО и КО по годам обучения (Приложение №9 )
Показатели результативности:
- Высокая творческая активность учащихся. В школьных и городских конкурсах принимают участие практически все дети. (Приложение № 10 )
- Проявляется активная жизненная позиция. Многие ученики посещают детскую библиотеку, музыкальную и спортивную школы, различные кружки.
- Хорошие результаты учебной деятельности и индивидуальные достижения учащихся. Выпускники 2012 года все подтвердили свои оценки в 5 классе, а так же у них была высокая степень освоения образовательной программы по русскому языку и математике, о чем свидетельствуют результаты мониторинга. (Приложение № 11)
- Шесть учащихся были победителями школьных олимпиад.
Таким образом, развиваю – через сотрудничество, обучаю – через удивление и практическую деятельность, воспитываю – через уважение и любовь.
Пытаться зажечь в детях свечу –
Не худшая все-таки участь.
Мне кажется, я их чему-то учу,
Нет! Вместе мы новое учим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"
Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...
Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени"....
Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"
Актуальность темы обусловлена обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...
Педагогическая концепция
Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и ре...
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России...
От концепции «винтика» к концепции Человека!
Моя педагогическая философия!...
Комментарии
Концепция.
Уважаемая Ольга Валентиновна! Огромное спасибо за представленный материал "Концепция".