«Проектная деятельность учителя – основа компетентности учителя»
статья по теме
Слово «компетентность произошло от латинского «compete» - добиваюсь, соответствую, подхожу (эциклопедический словарь). Иными словами компетентность – это способность учиться всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_uchitelya_-_osnova_kompetentnosti_uchitelya_sobolevskaya_g.n.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар по проблеме:
«Проектная деятельность учителя – основа компетентности учителя»
Доклад подготовила: учитель начальных классов МОУ «СОШ № 42»,
г. Братска Соболевская Галина Николаевна.
Сегодня стране нужны образованные личности, способные самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, планировать свою деятельность для их достижения, способные к принятию ответственных решений, умеющих прогнозировать их результат. В связи с этим сегодня, в обществе меняется и роль учителя. Профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний и умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. В короткие сроки учитель начальной школы отходит от традиционно – трансляционных приемов обучения, знакомится со специальными образовательными технологиями, способными сделать обучение субъектным, формирующим у учащихся УУД, отвечающим требованиям новых стандартов. Следовательно, изменяется профессиональная компетентность учителя, меняются ценностные ориентации, мотивы деятельности. Слово «компетентность произошло от латинского «compete» - добиваюсь, соответствую, подхожу (эциклопедический словарь). Иными словами компетентность – это способность учиться всю жизнь.
В комплекте «ПНШ» системное изложение научных понятий уступило место способам организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества. В комплекте разработаны условия для самостоятельной работы учащихся. Комплект ориентирован на результат образования; разработаны механизмы оценивания, помогающие отследить динамику личных достижений. Инновационный подход в решении образовательных задач в УМК «ПНШ» заключается обеспечении планируемых результатов:
- личностных (мотивационных и ценностно – смысловых)
- метапредметных (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
- предметных (ЗУНов и опыта по получению нового знания)
УМК имеет возможности для реализации требований образовательных стандартов, проблема в изменении деятельности педагога в условиях нового содержания образования? Нужно ли рассматривать современному учителю проектную деятельность как основу своей компетентности?
Если проект специально организованный и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта, то в «ПНШ» УУД есть проектирование через систему заданий, а проектная деятельность естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетенций. Следовательно, сегодня учителю необходимо овладеть методом проектов. Метод проектов – это технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Такими технологиями в УМК «ПНШ» являются сюжетная основа учебников и диалоговый характер учебных текстов.
Образование предстает как высокомотивированное, личностно – ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала. Значит, метод проектов есть средство расширения и личностного потенциала учителя. Что подразумевает компетентность учителя в условиях проектной деятельности?
- Готовность эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.
ресурсы | |
внутренние | внешние |
знания | информация |
умения | люди, группы |
навыки | организации |
способы деятельности | |
психологические |
Необходимо овладеть социально – значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.
изменение организации традиционного урока (уметь) | включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс; учебные проекты, сюжетные игры |
формирующая оценка (владеть приемами) | |
компетентностно – ориентированные задания (создавать) | |
учебные модули (создавать) |
Это позволяет проблематизировать, мотивировать, обеспечивать процесс группового обсуждения, нацеленный на продвижение учащегося.
- Готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты деятельности; позволяет принимать ответственные решения
- Готовность к самообразованию, способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях; позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию.
- Готовность к социальному взаимодействию, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; позволяет использовать ресурс коммуникации для решения собственных задач.
Весь этот комплекс готовностей и способностей представляет собой критерии, предъявляемые к образу учителя, способному реализовать содержание современного образования, где проектная деятельность рассматривается как ведущая, и является основой компетентности учителя.
Приведу пример проектной деятельности не как основы компетентности учителя, а как ее обязательное условие на конкретном примере. Предметное содержание УМК разделено на образовательные линии с 1-4 класс, на образовательные модули и урок как образовательную единицу, которое направлено на системное развитие исследовательского поведения каждого школьника. Тема «Глагол» – это модуль в образовательной линии «Части речи», который включает в себя компетентностно – ориентированные задания, которые позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности.
Примечание: без непосредственной работы с учебником указывать конкретные номера упражнений не представляется возможным, так как значительная часть заданий, связанных с формированием УУД является частью сюжетной области (внешней интриги) учебника.
- Формирование личностных УУД ,
1.Включают в себя мотивационную и коммуникационную готовность (значимость познавательного мотива, роль ученика)…
Нахождение учащимися темы по содержанию с указанием страницы.
С 39-134
Объяснение тематической формулировки. Для чего изучаю? Выяснение личного опыта. Я знаю… Я не знаю…
(Задание участникам семинара: сформулируйте возможные варианты учебных задач, которые назовут дети)
2. Контроль процесса и результатов деятельности…
3. Самоконтроль процесса и результатов деятельности…
Задание участникам семинара:
а) Сформулируйте возможные варианты учебных задач, которые назовут дети.
б) Докажите, на примере каких упражнений, вырабатываются умения контроля и самоконтроля, формируется оценка процесса и результатов деятельности. 4 класс, часть 1, с 153…
II. Формирование познавательных УУД через:
- Обучение работе с разными видами информации:
словарь, учебник, тетрадь
Задание к участникам семинара:
Назовите упражнения направленные, на формирование умения поиска.
а) формирование умения поиска
упр 40,41,42,45, 46,48, 51,52…
б) умения читать дидактические иллюстрации
с 54,70,75
в) обучение работе с информацией представленной в инструкциях, таблицах…
с 48,49,51,54,55,56,57,61,65
«Запиши текст. Пользуйся правилами (с 135-149) и инструкцией с 142
- Знаково – символическое моделирование
«Помоги Летучей мыши сформулировать правило» с 61…, алгоритмы разборов.
- Умение принять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями
с. 54. слова Евдокии Васильевны, даются как правило, именно так нужно поступать в конкретной ситуации, «Если мы не знаем, как писать безударное личное окончание глагола), то в упр 33 есть задание, которое начинается со слов «Попробуй определить…пользуясь инструкцией и подсказкой» или «Воспользуйся советом Кости… - с 61», упр33- налить, подсказка: ТЫ нальешь, ОН нальет , упр 36.
III. Формирование универсальных логических действий через:
- Подведение под понятие
Не дается в готовом виде, учимся различать спряжение по ударным личным окончаниям. Это легко, но в процессе этих действий на с 51-53 учащиеся сталкиваются с проблемой написания безударных личных окончаний, что плавно переходит в тему следующего урока.
- Установление причинно – следственных связей
с 54 – 55, с 57- противоречия в диалоге
- Постановка и решение проблемы базируется на:
а) формирование умений сравнивать общее и различное
таблица с.49, использование маркировки.
б) постановке и решении проблемы как целого
Глагол понятие, включающее в себя…
IV. Формирование коммуникативных УУД
- Коммуникация как кооперация, т. е. задания, требующие распределения работы с соседом по парте
С 76, упр 55, с 92, упр 65
- Коммуникация как взаимодействие – учет позиции собеседника
с 78…
Вывод:
Изучение нового материала возможно без предварительного объяснения учителя, оно наполняется информацией из учебника и дополняется информацией, представленной учителем, информацией полученной из других источников. Продуктом такой деятельности может являться самостоятельная работа, тест …, любая творческая работа по инициативе учащихся.
- Продуктом являются умения, способы действий, необходимые для решения конкретных языковых задач. Самостоятельная работа с 176...
Литература:
1.Федеральная целевая программа развития на 2006-2010 годы.
2.Государственный образовательный стандарт по начальным классам
3.Программа и рекомендации методического аппарата УМК «Перспективная начальная школа». (1-4)
4. Сетевые ресурсы сайта «Перспективная начальная школа» и др.
5. Москва, издательство «Просвещение», серия «Стандарты второго поколения»
6. Личный опыт и наблюдения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как основа обучения и развития активной творческой личности
В данной работе описываются критерии работы над проектом...
Проектная деятельность учителя и учащихся
Основное направление модернизации современной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Творческий потенциал ребенка необходимо использовать на каждом уроке и наиболее целесообразно...
Проектная деятельность учителя физкультуры
Статья - отчет...
Проектная деятельность как основа духовно-нравственного воспитания в начальной школе
Презентация создана для проведения обучающих семинаров учителей начальных классов и посвящена основным моментам проектной деятельности:видам проектов и их использованию ...
Проектная деятельность как основа работы с одаренными детьми
В статье описан опыт проектно- исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми....
«Проектная деятельность как основа активизации процессов самообразования и саморазвития учащихся»
Публичное представление педагогического опыта на тему :«Проектная деятельность как основа активизации процессов самообразования и саморазвития учащихся»...