«Проектная деятельность учителя – основа компетентности учителя»
статья по теме

Соболевская Галина Николаевна

 

Слово «компетентность произошло от латинского «compete» - добиваюсь, соответствую, подхожу (эциклопедический словарь). Иными словами компетентность – это способность учиться всю жизнь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар по проблеме:

 «Проектная деятельность учителя – основа компетентности учителя»

Доклад подготовила:  учитель начальных классов МОУ «СОШ № 42»,

 г. Братска Соболевская Галина Николаевна.

Сегодня стране нужны образованные личности, способные самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, планировать свою деятельность для их достижения, способные к принятию ответственных решений, умеющих прогнозировать их результат.  В связи с этим сегодня, в обществе меняется и роль учителя. Профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний и умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. В короткие сроки учитель начальной школы отходит от традиционно – трансляционных приемов обучения, знакомится  со специальными образовательными технологиями, способными сделать обучение субъектным, формирующим у учащихся УУД, отвечающим требованиям новых стандартов. Следовательно, изменяется профессиональная компетентность учителя, меняются ценностные ориентации, мотивы деятельности. Слово «компетентность произошло от латинского «compete» - добиваюсь, соответствую, подхожу (эциклопедический словарь). Иными словами компетентность – это способность учиться всю жизнь.  

В комплекте «ПНШ» системное изложение научных понятий уступило место способам организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества. В комплекте разработаны условия для самостоятельной работы учащихся. Комплект ориентирован на результат образования; разработаны механизмы оценивания, помогающие отследить динамику личных достижений. Инновационный подход в решении образовательных задач в УМК «ПНШ» заключается обеспечении планируемых результатов:

-  личностных (мотивационных и ценностно – смысловых)

- метапредметных (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

- предметных (ЗУНов и опыта по получению нового знания)

УМК имеет возможности для реализации требований образовательных стандартов, проблема в изменении деятельности педагога в условиях нового содержания образования? Нужно ли рассматривать современному учителю проектную деятельность как основу своей компетентности?

Если проект специально организованный  и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта, то в «ПНШ» УУД есть проектирование через систему заданий, а проектная деятельность  естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетенций. Следовательно, сегодня учителю необходимо овладеть методом проектов.  Метод проектов – это технология моделирования  и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Такими технологиями в УМК «ПНШ» являются сюжетная основа учебников и диалоговый характер учебных текстов.

Образование предстает как высокомотивированное, личностно – ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала. Значит, метод проектов есть средство расширения и личностного потенциала учителя. Что подразумевает компетентность учителя в условиях проектной деятельности?

  1. Готовность эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.

ресурсы

внутренние

внешние

знания

информация

умения

люди, группы

навыки

организации

способы деятельности

психологические

Необходимо овладеть социально – значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.

изменение организации традиционного урока (уметь)

включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс;

учебные проекты, сюжетные игры

формирующая оценка (владеть приемами)

компетентностно  – ориентированные задания (создавать)

учебные модули (создавать)

Это позволяет проблематизировать, мотивировать, обеспечивать процесс группового обсуждения, нацеленный на продвижение учащегося.

  1. Готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты деятельности; позволяет принимать ответственные решения
  2. Готовность  к самообразованию, способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях; позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию.
  3. Готовность к социальному взаимодействию, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; позволяет использовать ресурс коммуникации для решения собственных задач.

Весь этот комплекс готовностей и способностей представляет собой критерии, предъявляемые к образу учителя, способному реализовать содержание современного образования, где проектная деятельность рассматривается как ведущая, и является основой компетентности учителя.

Приведу пример проектной деятельности не как основы компетентности учителя, а как ее обязательное условие на конкретном примере. Предметное содержание УМК разделено на образовательные линии с 1-4 класс, на образовательные модули и урок как образовательную единицу, которое направлено на системное развитие исследовательского поведения каждого школьника. Тема «Глагол»  – это модуль в образовательной линии «Части речи», который включает в себя компетентностно – ориентированные задания, которые позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности.

Примечание: без непосредственной работы с учебником указывать конкретные номера упражнений  не представляется возможным, так как значительная часть заданий, связанных с формированием УУД является частью сюжетной области (внешней интриги) учебника.

  1. Формирование личностных УУД ,

 1.Включают в себя мотивационную и коммуникационную готовность (значимость познавательного мотива, роль ученика)…

Нахождение учащимися темы по содержанию с указанием страницы.

С 39-134

Объяснение тематической формулировки. Для чего изучаю? Выяснение личного опыта. Я знаю…  Я не знаю…

(Задание  участникам семинара: сформулируйте возможные варианты учебных задач, которые назовут дети)

          2. Контроль процесса и результатов деятельности…

         3. Самоконтроль процесса и результатов деятельности…

Задание  участникам семинара:

а) Сформулируйте возможные варианты учебных задач, которые назовут дети.

 б) Докажите, на примере каких  упражнений,  вырабатываются умения контроля и самоконтроля, формируется оценка  процесса и результатов деятельности. 4 класс, часть 1,  с 153…

II. Формирование познавательных УУД  через:

  1. Обучение работе с разными видами информации:

словарь, учебник, тетрадь

Задание к участникам семинара:

 Назовите упражнения направленные, на формирование умения поиска.

а) формирование умения поиска

упр 40,41,42,45, 46,48, 51,52…

б) умения читать дидактические иллюстрации

с 54,70,75

в) обучение работе с информацией  представленной в инструкциях, таблицах…

с 48,49,51,54,55,56,57,61,65

 «Запиши текст. Пользуйся правилами (с 135-149) и инструкцией с 142

  1. Знаково – символическое моделирование

«Помоги Летучей мыши сформулировать правило» с 61…, алгоритмы разборов.

  1. Умение принять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями

с. 54. слова Евдокии Васильевны, даются как правило, именно так нужно поступать в конкретной ситуации, «Если мы не знаем, как писать безударное личное окончание глагола), то в упр 33 есть задание, которое начинается со слов «Попробуй определить…пользуясь инструкцией и подсказкой» или «Воспользуйся советом Кости… - с 61»,  упр33- налить, подсказка: ТЫ нальешь, ОН нальет , упр 36.

III. Формирование универсальных логических действий через:

  1. Подведение под понятие

Не дается в готовом виде, учимся различать спряжение по ударным личным окончаниям. Это легко, но в процессе этих действий  на с 51-53 учащиеся сталкиваются с проблемой написания безударных личных окончаний, что плавно переходит в тему следующего урока.

  1. Установление причинно – следственных связей

с 54 – 55, с 57- противоречия в диалоге

  1.  Постановка и решение проблемы базируется на:

          а)  формирование умений сравнивать общее и различное

          таблица с.49, использование маркировки.

б) постановке и решении проблемы как целого

Глагол понятие, включающее в себя…

IV. Формирование коммуникативных УУД

  1. Коммуникация как кооперация, т. е. задания, требующие распределения работы  с соседом по парте

С 76, упр 55, с 92, упр 65

  1. Коммуникация как взаимодействие – учет позиции собеседника

с 78…

Вывод:

Изучение нового материала возможно без предварительного объяснения учителя, оно наполняется информацией из учебника и дополняется информацией, представленной учителем, информацией полученной из других источников. Продуктом такой деятельности может являться самостоятельная работа, тест  …, любая творческая работа по инициативе учащихся.

  1. Продуктом являются умения, способы действий, необходимые для решения конкретных языковых задач. Самостоятельная работа с 176...

Литература:

1.Федеральная целевая программа развития  на 2006-2010 годы.

2.Государственный образовательный стандарт по начальным классам

3.Программа и рекомендации методического аппарата УМК «Перспективная начальная школа». (1-4)

4. Сетевые ресурсы сайта «Перспективная начальная школа» и др.

5. Москва, издательство «Просвещение», серия «Стандарты второго поколения»

6. Личный опыт и наблюдения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как основа обучения и развития активной творческой личности

В данной работе описываются критерии работы над проектом...

Проектная деятельность учителя и учащихся

Основное направление модернизации современной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Творческий потенциал ребенка необходимо использовать на каждом уроке и наиболее целесообразно...

Проектная деятельность как основа духовно-нравственного воспитания в начальной школе

Презентация    создана для проведения  обучающих семинаров  учителей начальных классов и посвящена основным моментам проектной деятельности:видам проектов и  их использованию ...

Проектная деятельность как основа работы с одаренными детьми

В статье описан опыт проектно- исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми....

«Проектная деятельность как основа активизации процессов самообразования и саморазвития учащихся»

Публичное представление педагогического опыта на тему :«Проектная деятельность как основа активизации процессов самообразования и саморазвития учащихся»...