Развитие личностной свободы младшего школьника в условиях реализации ФГОС.
статья на тему

Стульнева Светлана Васильевна

Развитие личностной свободы младшего школьника в условиях реализации ФГОС.

На современном этапе развития общества происходят значительные преобразования, ориентированные на признание человеческой личности в качестве важнейшей общественной ценности. В связи с этим в сфере образования происходит смещение внимания на внутренний мир и самобытные особенности человека, его свободу. Усиление личностной ориентации образования обусловило необходимость более детального изучения категории «личностная свобода», являющиеся ориентиром для современной модели начального образования.

Младший школьный возраст является наиболее значимым для развития личностной свободы и ответственности, так как именно в этом возрасте закладываются первые установки, ценностные ориентации, нормы поведения. Обретение личностной свободы дает возможность младшему школьнику делать выбор в жизненных ситуациях, проявлять творчество в поиске новых путей и возможностей, принимать ответственность за свои действия и поступки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие личностной свободы младшего школьника в условиях реализации ФГОС.

На современном этапе развития общества происходят значительные преобразования, ориентированные на признание человеческой личности в качестве важнейшей общественной ценности. В связи с этим в сфере образования происходит смещение внимания на внутренний мир и самобытные особенности человека, его свободу. Усиление личностной ориентации образования обусловило необходимость более детального изучения категории «личностная свобода», являющиеся ориентиром для современной модели начального образования.

Младший школьный возраст является наиболее значимым для развития личностной свободы и ответственности, так как именно в этом возрасте закладываются первые установки, ценностные ориентации, нормы поведения. Обретение личностной свободы дает возможность младшему школьнику делать выбор в жизненных ситуациях, проявлять творчество в поиске новых путей и возможностей, принимать ответственность за свои действия и поступки.

Коснемся понятия личности. В книге А.Н.Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность.» есть прекрасные строки о личности – «этого высшего единства человека, изменчивого как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство…» [ 1, с.23 ].

Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей. Социальная роль - это выработанная обществом программа действий человека в определённых обстоятельствах.

Перейдем к понятию свобода.

В философии не существует единого определения категории «свобода». Начиная с эпохи античности и до настоящего времени, философы не нашли однозначного ответа на вопрос «Что есть свобода?». В марксистской философской литературе свобода понималась как соотношение свободы и необходимости в жизни больших масс людей,  у Спинозы свобода – познанная необходимость. [ 2, с. 56 ]

Обратимся ниже к определению сущности понятия «личностной свободы».

Опираясь на исследования И. Канта, Г. Гегеля, Э. Фромма, В. Франкла, С.А. Левицкого, К. М. Никонова, В. В. Зайцева и др., мы определили личностную свободу как целостное личностное образование, сущность которого проявляется в следующих характеристиках: высокий уровень самостоятельного целеполагания; осознанная избирательность поведения; ответственность за принимаемые решения и предвидение последствий своих действий; самобытное дивергентное мышление; опыт межсубъектного взаимодействия и преодоления возникающих при этом социально-личностных противоречий.

Для развития личностной свободы  младшего школьника в условиях реализации ФГОС следует использовать методики направленные на выявление и развитие таких качеств личности ребенка как: сотрудничества, способность самостоятельного выбора,  целепологания, уверенность в своих силах и т.д..

Например можно воспользоваться методиками  «Сила воли», «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже, «Рукавичка» Г.А. Цукерман.

Таким образом, учитывая все выше сказанное, делаем вывод, что развитие личностной свободы младшего школьника в условиях реализации ФГОС  является неотъемлемой частью учебного процесса.

Список литературы

  1. Ляшко, Т.В. , Синицыны Е.И. Через игру-к творчеству./ Т.В. Ляшко. - Обнинск: «Интерколледж», 1994. 78 с.
  2. Спиноза, Б. Избранные произведения: в 2 т. Т.1 / Б. Спиноза. – М.: Госполитиздат, 1957. – С. 389.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО нового поколения.

Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать у...

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"

выступление на городском методическом объединении  на тему "Развитие познавательных способностей в условиях реализации ФГОС" ....

Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Каждый человек - это гора драгоценностей. На нас, учителях, лежит ответственная задача найти их и отшлифовать....

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС

В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано "развитие инициативы"...

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

Развитие личностных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения

Методическое выступление по теме "Развитие личностных компетенций  младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения "....