Элективный курс "Научи учиться"
элективный курс (1 класс) по теме
Данный документ содержит пояснительную записку к программе по внеурочной деятельности младшего школьника, а также тематическое планирование занятий, их разработки и мониторинги с ослеживанием результатов обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_nauchi_uchitsya.docx | 55.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Научи учиться»
Пояснительная записка
Курс рассчитан на 1 * 33 = 33 часа
Цель: формирование устойчивого познавательного интереса, умения применять знания в процессе учения.
Задачи:
- приобретение опыта использования знаний в игровых ситуациях (Звездный час, Поле чудес, Счастливый случай…)
-проявление интереса к познанию, к самостоятельному изучению научно-популярной литературы; формирование культуры взаимоотношений в интеллектуальной, познавательной деятельности.
Формы работы: познавательные игры, викторины, экскурсии, решение проблемных задач, исследовательская деятельность.
Результаты деятельности
Занятия в интеллектуальном клубе, в классных и школьных конкурсах, викторинах , декадах работают на формирование воспитательных результатов первого.
ПРЕДМЕТНЫЕ: приобретение учеником первичных знаний организации познавательной деятельности через взаимодействие ученика с учителем. ЛИЧНОСТНЫЕ: позитивное отношение к школе, интерес к познавательной деятельности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: выполнять действия по плану, корректировать, оценивать результаты деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:-выделять учебные задачи, работать с различными источниками информации, находить главное существенное.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения спецкурса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Диагностика результатов познавательных способностей
Как известно, начальной школе принадлежит исключительно важная роль в психическом развитии школьников. Она призвана не только вооружить их начальными предметными умениями, но и в значительной мере развивать у них познавательные УУД (восприятие, внимательность, память, мышление, воображение, речь). Тем более, что между этими двумя комплексами психических свойств существует глубокая, органическая взаимосвязь, проходит в процессе овладения первым.
Перечисленные выше УУД (их можно объединить в понятие познавательного интеллекта) принадлежит к категории общих. Это значит, что они находят применение и развиваются в процессе усвоения всех общеобразовательных предметов. Сказанное, однако, не означает, что функционирование УУД происходит совершенно одинаково при усвоении любого общеобразовательного материала. Нет, обслуживание процесса овладения, скажем, математикой предъявляет существенно иные требования к восприятию, вниманию, памяти и т. д., чем овладение языком.
Выдвигая перед учащимися определенные учебные задания. Учитель должен знать. Насколько сформированы у него соответствующие познавательные способности. Такое знание позволяет определенным образом модифицировать предлагаемые задания – расчленять их на более или менее крупные единицы, снижать или повышать их уровень, предоставлять ученику отдельные подсказки, наводящие вопросы и т.п., короче – осуществлять дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.
Но это только одна сторона проблемы. Другая заключается в необходимости всеми имеющимися средствами развивать познавательный интеллект учащихся. Если он не достигает возрастной нормы – корригировать его, а если такая норма достигнута – способствовать его дальнейшему развитию. При этом используются два пути: придание процессу обучения развивающего характера и использование специальных упражнений тренировочного характера.
Первая диагностическая работа проводится в начале учебного года, при выполнении заданий первого занятия. Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу (см. приложение 2) и сравниваются с результатами, полученными при аналогичном тестировании в конце предыдущего года обучения.
Второе диагностическое обследование проводится в конце учебного года, при выполнении заданий последнего занятия. Результаты, полученные после проверки, заносятся в таблицу, в которую внесли данные о развитии детей в начале года. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей учащихся.
Тематическое планирование занятий
Месяц | № занятия | Развиваемые способности |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) |
2 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | |
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | |
О К Т Я Б Р Ь | 5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | |
7 | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | |
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | |
Н О Я Б Р Ь | 9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. |
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | |
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | |
Д Е К А Б Р Ь | 13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | |
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты | |
Я Н В А Р Ь | 17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. |
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | |
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | |
Ф Е В Р А Л Ь | 21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу |
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |
М А Р Т | 25 | Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант |
26 | Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант | |
27 | Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций Графический диктант | |
28 | Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек Рисуем по образцу | |
А П Р Е Л Ь | 29 | Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций |
30 | Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графический диктант | |
31 | Тренировка внимания Развитие мышления Графические диктанты | |
32 | Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант | |
М А Й | 33 | Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций |
Учебно – методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» | Методическое пособие для 1-4 класса |
2. | Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы») | Программа развития познавательных способностей учащихся | |
5. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
6. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
7. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Приложение 1.
Модель занятия в 1 классе:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
№ п/п | Внимание | Вообра- жение | Восприятие | Память | Мышление | ||||||||||||||
Задание | №1 | №2 | №3 | Есть точка 2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | |||||||||
Фамилия, Имя | Кол-во Фигурок за 2 мин. | Количество придуманных рисунков | количество | зрит | слух. | Способн. сравнивать 9дуга) | Способн. рассужд. (распл. предмет.) | Способн. Анализу (закон.) | Способн. классиф. (лишн. слово) | ||||||||||
рисун.. изобра- женных | линий | количество | правильно | неправильно | правильно | неправильно | правильно | неправильно | правильно | неправильно | |||||||||
рисунков | Числит. | ||||||||||||||||||
Правильно | Неправильно | ||||||||||||||||||
точно | соот. цветом | на каранд. | В круге | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||
19 |
Приложение 3.
Конспект занятия № 4.
Тема: «Тренировка психических механизмов: памяти, мышления».
Цели: развитие слуховой памяти, логического мышления,
развитие сенсорной сферы ребят (мелких мышц кисти руки),
развитие умения самостоятельно работать, контролировать и оценивать свою работу;
воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Ход занятия.
- Орг. момент.
- «Мозговая гимнастика»
«Качание головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы).
«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)
«Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения)
- Разминка.
- Сколько медведей навестила Маша в известной русской сказке?
- Катался колобком, пока не стал носком. Что это?
- Сколько колец у одних ножниц?
- Какой рукой лучше размешивать чай?
- Как называется место, где продают хлеб? А где стригут?
- Сколько всего ушей у трёх мышей?
IV. Тренировка слуховой памяти.
1. Послушайте ряд слов, а затем постарайтесь воспроизвести их вслух в том же порядке: ДОМ, ДЕРЕВО, СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, НЕБО.
2. Послушайте ряды слов, а затем постарайтесь воспроизвести их вслух в том же порядке:
а) МАМА, БРАТ, ДЯДЯ, СЕСТРА, ЖЕНА;
б) МАЙ, ЛЕТО, СРЕДА, ВЕСНА, СЕНТЯБРЬ.
- Какую группу слов было легче запомнить? Почему?
3. Внимательно слушайте задание и смотрите на рисунки. Раскрасьте большие машины так, чтобы маленькая машина была между красной и синей, а зелёная была рядом с красной.
Проверка.
4. Нарисуйте круг справа от квадрата, но слева от треугольника. Что нарисовали первым, что посередине?
V. Весёлая переменка.
Вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой – до кончика носа; затем поменяйте быстро положение рук. (5 раз)
VI. Логически – поисковые задания.
- Пёс Трезор разорвал записку, которую мама оставила Стёпе. Восстановите записку и прочитайте, что там написано.
- Выполните действия и напишите полученное слово.
Образец: ВО + РОК – К + БЕЙ = ВОРОБЕЙ
МЫ + ЛОВ – В =
КРО – РО + ОМ + ПОТ =
- Было два кролика – белый и серый. Один из них ел морковку, другой – капусту. Белый кролик ел морковку. Что ел серый кролик?
VII. Коррегирующая гимнастика для глаз.
«Зоркие глазки» : глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами» : двигайте глазами из стороны в сторону. Смотря как можно дальше влево, затем – вправо, затем – вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша.
VIII. Графический диктант. Штриховка.
- Вспомните, какие существуют виды транспорта? Назовите, какой водный транспорт вы знаете? Подводный?
- Будем строить корабль. (Здесь можно дать информацию о том, как появился первый корабль)
Диктант: от начальной точки одна клетка вверх, одна влево, две вниз, одна вправо, одна вниз, десять вправо, 1 вверх, 1вправо, 1 вверх, 1вправо, 1вверх, 2влево, 1вниз, 6влево, 1вверх, 3влево, 1вверх, 2влево, 1вверх, 1вправо, 1вверх, 1вправо, 1вверх, 1вправо, 1вверх, 1вправо, 1вверх, 3вправо, 1вверх, 2влево, 1вверх, 2вправо, 1вверх, 1вправо, 10 вниз, 7влево, соединяем в начальной точке.
- Заштрихуйте или раскрасьте получившийся рисунок.
IX. Самооценка.
- Оцените свою работу и раскрасьте треугольный флажок соответствующим цветом: красный – получилось всё отлично, жёлтый – получилось всё хорошо, зелёный – только часть заданий выполнено так, как хотелось и синий – не получилось так, как хотелось.
X. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Особенности формирования партийных систем в России"
Программа служит дополнением к блоку «Политическая сфера» образовательной области «Общественные дисциплины», изучаемому в 10-11 классах и углубляет очень важный аспект подготов...
Элективный курс "Мир геометрии" для дополнительного образования
Элективный курс для обучающихся 2 класса для дополнительного образования....
Программа элективного курса по изучению карело-финского эпоса «КАЛЕВАЛА»
Предметом изучения моей программы является карело-финский эпос «Калевала». Курс представляется актуальным, так как знакомит учащихся с историей и культурой своей...
Элективный курс "Учимся решать задачи" для 2 класса.
В программе представлены: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы....
Элективный курс "Учись учиться" 3 класс
Рабочая программа по элективному курсу "Учись учиться" в 3 кл. по авторскому учебно-методическому комплекту "Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения" Языкановой Е.В....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 2 класс "Учись писать грамотно".
Результатами изучения модуля являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ» 3 КЛАСС
Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверж...