Мастер-класс Применение ТРКМ в учебном процессе
материал по теме

Петрова Елена Павловна

Мастер-класс Применение ТРКМ в учебном прцессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: «Применение технологии развития критического мышления в учебном процессе»

1. Приветствие

- Добрый день, уважаемые коллеги.

- Я рада приветствовать всех, кого заинтересовала тема мастер-класса «Применение технологии развития критического мышления в учебном процессе».

- Позвольте мне представиться. Меня зовут Петрова Елена Павловна, я учитель начальных классов школы №2.

- Почему технология критического мышления?

- Современная система образования приоритетным направлением обучения выделяет личностно-ориентированное обучение. Встает вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным.

- На мой взгляд, данная технология в этом плане выигрывает, потому что ее применение позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося.

2. Планирование работы и прогнозирование результативности мастер-класса.

Прием «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

- Мы все учителя, учителя практики.

- Каждый из нас при подготовке к уроку планирует свою работу.

- Предлагаю и нам составить план нашей совместной работы на сегодня.

- Сделаем мы это с помощью такого приема, как «Дерево предсказаний» (слайд)

- Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата.

- Что на ваш взгляд даст наша встреча? С какой целью мы собрались. И что мы получим в итоге?

(Узнать что-то такое критическое мышление,  понять, что нового несет в себе ТКМ, этапы урока, приемы, что такое технология)

3. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»  Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»

- Мы сегодня говорим о технологии критического мышления. Сразу встает вопрос, а что такое технология?

- Уважаемые коллеги, какие ассоциации возникают у вас с этим понятием?

- Я предлагаю называть ваши предположения через прием «Корзина идей» (слайд)

- Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний.

- Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно)

- Мы собрали корзину идей, связанных со словом «технология»

4. Определение понятия «Технология»

Прием «КЛАСТЕР»

- Проверим наше предположение

- Для этого обратимся к тексту №1 (приложение 1)

- Ваша задача прочитать его, выделив ключевые слова, раскрывающие понятие «технология».

- После прочтения вам необходимо записать все, что вы подчеркнули в виде схемы:

например:

- На работу отводится 4 минуты.

(Кратко анализируют, что написали, вывешивают кластеры на доску)

- Уважаемые коллеги, обратите внимание, у вас получилось 4 разных модели, которые называются «Кластеры».

- Мы сейчас отработали прием «Составление кластеров» (слайд)

- Кластер – по-другому гроздья, схема, которая графически отображает размышления, об изучаемом объекте. Дети очень любят такой прием и справляются с ним легко.

- Коллеги, мы отработали 3 приема (Дерево предсказаний, Корзина идей и Кластеры), которые применяются на этапе вызова.

- Этот этап направлен на вызов имеющихся знаний и создание положительной мотивации и активности в работе.

5. Определение понятия «Критическое мышление»  

 «ИНСЕРТ»

- Следующий этап работы это «осмысление» (повесить карточку)

а) - На этом этапе вам предлагается текст №2 (приложение 2)

- Он поможет вспомнить понятие «критическое мышление»

- Читать мы будем, используя прием «Чтение с пометами» (слайд):

- На работу отводится 2 минуты.

- Проверим, что получилось.

- Что обозначили, как известное?

- Что выделили неизвестным?

- Изучив и проанализировав материал, можно сделать вывод, что Критическое мышление включает в себя 5 составляющих: (слайд)

- Когда у детей рука поставлена, пишут быстро и позволяет время, применение этого приема расширяется. Можно использовать такую таблицу, в которую изучаемый материал структурируется в такие графы.

+

материал знаком

V

это ново для меня

-

думал иначе

?

требуется дополнительное разъяснение

- Этот прием называется «Инсерт». (слайд)

Инсерт – способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.

- А еще на этапе осмысления можно применять прием «ТОЛСТЫХ И ТОНКИХ ВОПРОСОВ» (слайд)

7. Приемы на этапе рефлексии.

- Следующий этап работы Этап рефлексии.  

- Систематизацию наших сегодня полученных знаний о ТКМ проведем с помощью приема «Синквейн» (слайд)

- Предлагаю составить белый стих на основе текста о критическом мышлении.

(Алгоритм синквейна.  Зачитывают свои варианты. Добавить в дерево прием синквейн)

Акростих

8. Обобщение

- Давайте подведем итог нашей работы.

- Обратимся вновь к нашему дереву предсказаний. Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем мастер-классе и о технологии критического мышления.

(Технология критического мышления…..

Четко выстроенный, алгоритмичный процесс…

Применение тркм предполагает проведение урока в четкой последовательности:

Вызов                         Осмысление                         Рефлексия

Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах).



Предварительный просмотр:

Что понимается под термином «ТЕХНОЛОГИЯ»?

Большой энциклопедический словарь

Технология (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и ...логия), совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.;

Научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы и способы.

Т. (или технологическими процессами) называются также сами операции добычи, обработки, переработки, транспортирования, складирования, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса. В состав современной Т. включается и технический контроль производства.

 Т. принято также называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.

Большая советская энциклопедия

Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; в узком — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

При этом:

  1. под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т. п.);
  1. под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;
  1. под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и пр. рисков.

В разговорной речи термин технология часто заменяют англоязычным словосочетанием Know How (ноу-хау) — знайте как (делать).

Технология — в широком смысле — объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг

Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.



Предварительный просмотр:

Что такое критическое мышление?

Слово критическое происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения. Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика».

В  литературе встречается много определений. Обобщив разные, можно вывести несколько составляющих критического мышления:

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. На занятии каждый формулирует  свои  идеи, оценки, убеждения независимо от остальных.  Никто не может  думать критически за нас. Мы  делаем это  исключительно для  самих  себя. Мышление  может быть критическим только тогда, когда  оно носит индивидуальный  характер.  Ученики  должны  уметь достаточно свободно думать собственной головой и самостоятельно  решать  даже самые сложные  вопросы.

Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом  критического мышления.  Знание  создаёт мотивировку, без которой  человек не  может мыслить критически. В  своей  познавательной  деятельности ученики и  учителя подвергают каждый  новый  факт критическому  обдумыванию. Именно  благодаря критическому  мышлению традиционный  процесс познания  обретает  индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и  продуктивным. Таким образом, критическое мышление - мышление обобщенное.

В-третьих, критическое  мышление  начинается с постановки  вопроса и  уяснения  проблем, которые нужно решить. Любопытство есть неотъемлемое  свойство  живого. Подлинный,  познавательный процесс на  любом  этапе урока характеризуется стремлением познающего решать проблемы и  отвечать на  вопросы,  возникающие из  его  собственных   интересов и  потребностей.  Критическое мышление, это мышление проблемное и оценочное.

В-четвёртых, критическое мышление стремится  к  убедительной  аргументации. Критически  мыслящий  человек  находит собственное решение  проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.  Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею  делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и углубляем  свою собственную  позиции.  Поэтому учителя, работающие в  русле критического мышления, уделяют большое  внимание выработке качеств, необходимых для  продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других, ответственности за  собственную  точку  зрения.  Таким образом, педагогам  удаётся значительно приблизить учебный процесс к  реальной  жизни,  протекающей  за стенками классной  комнаты.  

ДЭВИД КЛУСТЕР

профессор, преподаватель американской литературы,

Хоуп-колледж, Холланд, швад Мичиган, США


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение технологии развития критического мышления в учебном процессе МАСТЕР-КЛАСС Учитель начальных классов Петрова Е. П. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Шелехов, 2013

Слайд 2

Прием «Дерево предсказаний» Листья - аргументы обоснование этих предположений Ствол дерева – тема Ветви - предположения вероятные и возможные

Слайд 3

Прием «Корзина» идей и понятий Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Слайд 4

тема Приём «Кластер» (гроздья)

Слайд 5

Прием «Чтение с пометами» «V» - это уже известно « – » - это противоречит представлению «+» - это является интересным и неожиданным «?» - неясно, возникло желание узнать больше

Слайд 6

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер ) Критическое мышление… Мышление самостоятельное; Мышление обобщенное; Проблемное и оценочное; Аргументированное; Социальное.

Слайд 7

Прием « Инсерт » (условные значки) V Это уже известно - Это противоречит представлению + это является интересным и неожиданным ? неясно, возникло желание узнать больше Маркировка текста значками по мере его чтения

Слайд 8

Прием ВОПРОСЫ «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ» Что ? Где ? Когда ? Зачем ? Почему ? Объясните, почему...? В чём различие ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Почему, вы думаете ..? Верно ли ...?

Слайд 9

Прием « Синквейн » 1. Тема - называется одним словом (существительным) 2 . Описание темы двумя прилагательными 3. Описание действия в рамках этой темы тремя словами-глаголами. 4. Фраза из четырех слов , раскрывающая суть темы или показывающая отношение к ней. 5. Синоним из одного слова либо словосочетание, которое повторяет суть темы. Нерифмованное стихотворение, состоящее из 5 строк:

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 11

В основе технологии РКМ лежит трехфазная структура урока: 3. Рефлексия 2. Осмысление новой информации или Реализация 1. Вызов

Слайд 12

Что значит «думать критически»? Проявлять любознательность; Быть исследователем; Уметь задавать вопросы; Искать и находить ответы; Понимать суть причинно-следственных связей; Сомневаться в известных истинах; Определять и отстаивать свою точку зрения; Оказывать уважение и проявлять внимание к доводам оппонента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе личностно ориентированного обучения»

материал содержит презентацию педагогического опыта  Исследовательская, поисковая активность– естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внут...

Мастер-класс с применением здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях

        На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспита­нием и обучением детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется обширный практический материал, приме...

Применение ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальных классов

Работа даёт представление о применении ИКТ на уроках в начальных классах. На каких уроках, в какой форме это лучше сделать. Работа рассказывает о внедрении ИКТ на уроках в различных направлениях: ...

Мастер-класс. Тема: «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»

Мастер-класс. Тема: «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»...

Мастер-класс «Использование кейс-технологий в воспитательном процессе»

Основной целью данной технологии является активизация обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность подготовки, а также изменяет уровень учебной мотивации за счет стимулирования интереса ст...

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

Мастер - классы по применению исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.

Мастер - классы по применению исследовательской деятельности на уроках в начальной школе....