Мастер – класс «Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе личностно ориентированного обучения»
материал по теме

Рябикова Наталья Николаевна

материал содержит презентацию педагогического опыта

  Исследовательская, поисковая активность– естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_moy.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе личностно ориентированного обучения»

Автор   Рябикова Н.Н.

учитель начальных классов

 МОУ «Прохоровская гимназия»

   Прохоровская гимназия является муниципальным общеобразовательным учреждением.

Проблема, над которой работает педагогический коллектив гимназии: «Достижение качества образования через совершенствование системы инновационной деятельности».

Дети:

Все учащиеся проживают в поселковой местности, в семьях с различным социальным статусом и материальным положением. В гимназию в основном поступают дети с дошкольной садовской подготовкой. Родители сами выбирают программу обучения.

.Презентация педагогического опыта

  Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

  Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

  Попытки ввести в массовую школу обучение на основе исследовательских методов предпринимались с давних времён, однако это не повлияло на традиционное обучение, оно так и осталось «информационно – рецептурным».

      Известный русский и советский педагог И. Ф. Свадковский ещё в начале ХХ века писал о том, что провозглашенному принципу свободы ученика в традиционной школе соответствует казарменная муштра, принципу естественного развития и роста сообразно индивидуальным свойствам ребёнка противостоит классная комната, наполненная 30 – 40 индивидуумами, пассивно плетущимися однообразными медленными шагами за мыслью взрослого педанта, называющегося учителем. По его утверждению, лишь исследовательские методы обучения, получившие распространение в мире в связи с введением «метода проектов», «бригадно – лабораторного метода» дают надежду на то, что эта вечная проблема будет разрешена.

   С того времени прошло около сотни лет. Но по–прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем – то добытых истин. В процессе « информационно – рецептурного обучения» у ребёнка в значительной мере утрачивается главная черта  исследовательского поведения – поисковая активность. И это неудивительно, ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении», и «послушании» (В.Т.Кудрявцев). итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. А это в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а следовательно, и саморазвития.

  В общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск следует начинать лишь тогда, когда человек «обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество…». Многим из нас даже не приходит в голову, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, как родители впервые приведут его в детский сад.

   Важно понимать, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека самых разных сферах жизни. В наши дни профессия научного работника или исследователя стала массовой. Людей, занятых наукой, теперь десятки миллионов. Более того, многие из них включены в исследовательскую работу, традиционно таковой не рассматривающейся.

Общая тенденция развития современного духовного и материального производства такова, что творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.

Ни один менеджер или маркетолог не станет принимать решения , не исследовав ситуацию, ни один педагог, психолог или врач не станет действовать вслепую «методом проб и ошибок», любая домохозяйка, прежде, чем покупать продукты или бытовую технику, тщательно исследует всю палитру предложений.

   Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. и даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска , становится важнейшей задачей современного образования.

Я работаю по   системе    Л.В.Занкова.        В нашей  системе используются разные организационные формы. Наряду с уроком особую значимость приобретают экскурсии, театрализация, живое общение между учениками и учителем в школе и вне школы.

         В зависимости от учебной задачи используются индивидуальные, групповые, фронтальные способы её решения или сочетание этих способов. На уроке обучающую роль играют и  слово учителя , и высказывания детей, и информация, добытая ими.

           Правилом для учеников наших классов является самостоятельное осмысление информации, обычна для них работа в библиотеке со справочной и другой дополнительной литературой. Таким образом, уже в начальных классах создаются условия для развития способности к самообразованию. Размываются стандартные части урока: опрос, объяснение , закрепление. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.

Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики, но самая близкая  - создание проблемных ситуаций.

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкивались с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.

Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Ситуации могут различаться степенью самой проблемности. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой человек:

1) сам формулирует проблему (задачу);

2) сам находит ее решение;

3) решает и

4) самоконтролирует правильность этого решения.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

– проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;

– поиск истины (способа, приема, правила решения);

– различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– противоречия практической деятельности.

Напомним пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:

– побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу

– подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия;

– применение мотивирующих приёмов: “яркое пятно” – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.

Основными условиями использования проблемных ситуаций являются:

Со стороны учащихся:

– новая тема (“открытие” новых знаний);

– умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;

– умение определить область “незнания” в новой задаче;

– активная поисковая деятельность.

Со стороны учителя:

– умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;

– формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Приёмы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием

Между житейским представлением учеников и научным фактом

а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;

б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;

б) доказать, что задание учениками не выполнено

Важно подчеркнуть, что проблемная ситуация на уроке – это еще и решение эмоционально-положительного комфорта в обучении, с которым связаны интерес и увлеченность обсуждаемой темой, проблемой.

Вывод: с помощью проблемных ситуаций решаются многие педагогические задачи:

1. Самостоятельный поиск новой информации.

2. Самостоятельная работа с учебником.

3. Овладение навыком решения задачи.

4. Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.

5. Развитие личностных качеств.

6. Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.

7. Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики.

Я кратко остановлюсь на некоторых из них.

Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

1. Развитие умений видеть проблемы

Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека.

Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Вот некоторые задания, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Выполним несложное упражнение.

Задания для развития умения чужими глазами”

Читаем детям неоконченный рассказ:

“Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”

Продолжите рассказ, представьте себя гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу.

“В четвертом классе просто “эпидемия” - все играют в космических пришельцев…”

Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя, школьного врача, школьного психолога, одноклассника этих ребят, одного из космических пришельцев, компьютера, на котором набраны тексты писем пришельцам.

2. Развитие умений выдвигать гипотезы

Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.

Первое, что составляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное.

Задания на развитие умения вырабатывать гипотезы

Задание “Давайте вместе подумаем”

Как птицы узнают дорогу на юг?

Гипотезы:

1. Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.

2. Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т. д. ), они указывают им направление полета.

3. Предположим, что птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу.

4. Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним.

5. А может быть, у них есть внутренний компас, почти такой, как в самолете или на корабле.

6. А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса. (провокационная идея)

Почему весной появляются почки на деревьях?

Почему летом снег в горах не тает?

Почему самолет оставляет след в небе?

3. Развитие умений задавать вопросы

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Какими могут быть вопросы

Вопросы можно поделить на две группы.

Уточняющие ( прямые или “ли”-вопросы): верно ли, что…; надо ли создавать…; должен ли…; Уточняющие вопрос могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопрос, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Например: Правда и, что у тебя дома живет попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос.

Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть одному?

Восполняющие (или неопределенные, непрямые, “к”-вопросы) Они включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и другие. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда, и где может построить этот дом? – сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.

Задания для развития умения задавать вопросы

Задание “Найди загадочное слово”

Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.

4. Развитие умений давать определения понятиям

Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках.

Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними.

Чтобы узнать. Как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используются разные методы. Один из самых эффективных и простых – метод определения понятий. Ребенку предлагается предмет или слово и просят дать определение этому предмету: “Что это?” Например: “Что такое трамвай?” Кто-то скажет, что это транспортное средство для перевозки людей, а кто-то ответит, что трамвай – это то, на чем ездят по рельсам. В первом случае видим ситуацию фиксации родового и видового отличия, то есть правильно воспроизводятся логические отношения между классом объектов и его представителем. Во втором случае мы сталкиваемся с указанием не на объект, а на его функцию.

Чтобы дети поняли значимость определений, можно воспользоваться таким заданием:

- На Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое:

а/ лодка, яблоко, карандаш, стол, книга, игрушка, газета, герой, ловить, колючий.

б/ вертолет, слива, ластик, стул, тетрадь, кукла, журнал, враг. Бросать, легкий.

5. Развитие умений классифицировать

Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.

Задания для развития умения классифицировать

Задание “Четвертый лишний”, “Продолжи ряд”, “Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое”, “Найди ошибки и их прокомментируй”.

6. Развитие умений и навыков экспериментирования

Эксперимент – важнейший из методов исследования. Эксперимент – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются сааме разные явления.

Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем.

Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно проводить только в уме.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ

Основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся"

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся", готовая разработка с презентацией (синквейн)....

Методическая публикация на тему: "Организация урока в процессе личностно-ориентированного обучения младших школьников"

Данная разработка содержит исследование уровня самооценки младших школьников....

Развитие индивидуальности школьника в процессе личностно – ориентированного обучения и воспитания

СодержаниеВведение…………………………………………………………………………..31. Инновационные возможности обучения и воспитания………………52. Феномен личностно  - ориентированного обучения и воспитания...

"Развитие индивидуальности школьника в процессе личностно – ориентированного обучения и воспитания"

Курсовая работа посвящена проблематике личностно-ориентированного обучения и воспитания. В данной работе рассматриваются не только особенности данного обучения и воспитания, но и его специфика. «Лично...

Мастер-класс: "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения"

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.Исследование как метод обучения может...