Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе.
статья по теме
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции начального образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья учеников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Цель: всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на формирование и сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Прогнозируемые результаты:
*Повышение результативности образовательного процесса.
*Формирование у педагогов и родителей ценностных ориентиров, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
*Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий младшего школьника образовательного учреждения, профессиональной компетенции педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий я считаю их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и, как частный вариант, готовность ребенка легко адаптироваться к школьным нагрузкам.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Некоторые методики оздоровления долгие годы использовались сугубо в коррекционных целях и предназначались для детей образовательных учреждений «специального образования» компенсирующего вида. В последнее время большинство методик используется в обычных образовательных учреждениях для обычных детей в профилактических либо оздоровительных целях.
Все здоровьесберегающее педагогические технологии условно можно разделить на три категории:
*Технологии сохранения и стимулирования здоровья,
*Технологии обучения здоровому образу жизни,
*Коррекционные технологии.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
Стретчинг
Не раньше, чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 25 мин, со среднего возраста в физкультурном зале либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.
Проводит инструктор по ФК.
Ритмопластика
Не раньше, чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 20 мин, со среднего возраста в физкультурном зале.
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность с возрастными показателями ребенка.
Проводит инструктор по ФК, музыкальный руководитель.
Динамические паузы
Во время организованной образовательной деятельности 2-5 мин по мере утомляемости детей.
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной и др. гимнастик в зависимости от вида образовательной деятельности.
Проводят учителя.
Подвижные и спортивные игры
Как часть занятий физкультурой, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней подвижности. Ежедневно во всех группах
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения
Проводят учителя, инструктор по ФК.
Релаксация
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность данной технологии. Для всех возрастных групп.
Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
Проводят учителя, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, педагог-психолог.
Технологии эстетической направленности
Реализуются в образовательных областях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, выставок, театров и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп
Осуществляется во время организованной образовательной деятельности, а так же по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.
Все педагоги .
Пальчиковая гимнастика
Индивидуально или с подгруппой ежедневно. Для всех возрастных групп
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Учителя, учитель-логопед.
Дыхательная гимнастика
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене носа и полости рта перед проведением процедуры
Проводят все педагоги.
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, с младшего возраста.
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Все педагоги.
Разминочная гимнастика
Ежедневно после основных уроков, 5-10 мин.
Форма проведения различна: упражнения на улице.
Учителя.
Корригирующая гимнастика
Во второй половине дня, после основных уроков, 3 раза в неделю по 20 мин, со среднего возраста, в физкультурном зале.
Форма проведения зависит от поставленных задач и контингента детей. Рекомендуется детям с плоскостопием и нарушением осанки с целью профилактики
Проводит инструктор по ФК.
Технология обучения здоровому образу жизни.
Занятие физической культурой
Занятия проводятся в соответствии с программой. Перед занятием хорошо проветрить помещение. Проводит инструктор по ФК.
Проблемно-игровые (игротерапия и игротренинги)
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных педагогом задач.
Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Проводят учителя, педагог-психолог.
Коммуникативные игры
1-2 раза в неделю по 20 мин.
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Проводят учителя, педагог-психолог.
Занятия из серии «Здоровье»
1 раз в неделю по 20 мин.
Осуществляется в любое свободное время, могут быть включены в образовательную деятельность по познавательному развитию
Проводят учителя, инструктор по ФК, педагог-психолог, учитель-логопед.
Самомассаж
В зависимости от поставленных педагогом целей в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Проводят инструктор по ФК, медсестра.
Коррекционные технологии:
Музыкотерапия
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо музыкальные или отдельные занятия 2 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и др.
Проводят все педагоги.
Сказкотерапия
2-4 раза в месяц по 20 мин.
Занятия используются для психологической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
Проводят учителя, педагог-психолог.
Театр
Как специальное занятие 1 раз в неделю.
Занятия проводятся по подгруппам в соответствии с программой.
Учителя.
Технологии коррекции поведения
Сеансами о 10-12 занятий по 20 мин.
Проводятся по специальным методикам в малых группах в игровой форме.
Педагог-психолог.
Психогимнастика
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, во время организованной образовательной деятельности
Рекомендуется для всех детей. Проводится по специальным методикам.
Проводят учителя , педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Логоритмика
2 раза в неделю с младшего возраста 15-20 мин.
Цель занятий – фонетически грамотная речь в соответствии с движениями
Проводят учителя, учитель-логопед, инструктор по ФК, музыкальный руководитель.
Витаминотерапия, ароматерапия
В осенний и весенний периоды. В течение дня
Используется в качестве вспомогательного средства для профилактики простудных заболеваний, повышения иммунитета. Согласовывается с педиаторм.
Проводит мед. Работник.
Применение в работе ОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность учебно-воспитательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья учеников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ОУ, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации у педагогов ОУ и родителей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта)
Данный материал кратко ознакамливает с опытом применения современных педагогических технологий....
«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»
Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»...
Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС
Наша школа третий год является муниципальной экспериментальной площадкой по реализации программы « Здоровье сберегающее сопровождение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС»Цель п...
Доклад на МО на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы".
Доклад для методического объединения начальных классов, показывает значимость и удобство на уроках математики использования ИКТ- дан пример презентации на тему цифра 6....
Использование нетрадиционных эдоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Презентация о некоторых нетрадиционных здоровьесберегающих технологиях...
Статья "Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе на основе методики Базарного В.Ф."
Технология Базарного - включает в себя основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, режим смены динамических поз, реализацию специальных...