Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе.
статья по теме

Лукьяненко Анна Валериевна

 

              Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил  в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции начального  образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Цель: всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на формирование и сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Прогнозируемые результаты:

*Повышение результативности образовательного процесса.

*Формирование у педагогов и родителей ценностных ориентиров, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

*Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил  в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

  Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий младшего школьника образовательного учреждения, профессиональной компетенции педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

  Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий я считаю их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и, как частный вариант, готовность ребенка легко адаптироваться к  школьным нагрузкам.

 Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

  Некоторые методики оздоровления долгие годы использовались сугубо в коррекционных целях и предназначались для детей  образовательных учреждений «специального образования» компенсирующего вида. В последнее время большинство методик используется в обычных образовательных учреждениях для обычных детей в профилактических либо оздоровительных целях.

   Все здоровьесберегающее педагогические технологии условно можно разделить на три категории:  

*Технологии сохранения и стимулирования здоровья,

  *Технологии обучения здоровому образу жизни,

*Коррекционные технологии.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

 Стретчинг        

Не раньше, чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 25 мин, со среднего возраста в физкультурном зале либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.        

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.        

 Проводит инструктор по ФК.

Ритмопластика        

Не раньше, чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 20 мин, со среднего возраста в физкультурном зале.        

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность с возрастными показателями ребенка.        

Проводит инструктор по ФК, музыкальный руководитель.

Динамические паузы        

Во время организованной образовательной деятельности 2-5 мин по мере утомляемости детей.        

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной и др. гимнастик в зависимости от вида образовательной деятельности.

Проводят   учителя.

Подвижные и спортивные игры        

Как часть занятий физкультурой, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней подвижности. Ежедневно во всех группах        

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения        

Проводят учителя, инструктор по ФК.

Релаксация        

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность данной технологии. Для всех возрастных групп.        

Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.        

Проводят учителя, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Технологии эстетической направленности        

Реализуются в образовательных областях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, выставок, театров и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп        

Осуществляется во время организованной образовательной деятельности, а так же по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.        

Все педагоги .

Пальчиковая гимнастика        

Индивидуально или с подгруппой ежедневно. Для всех возрастных групп        

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.        

Учителя, учитель-логопед.

Дыхательная гимнастика        

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы        

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене носа и полости рта перед проведением процедуры        

Проводят все педагоги.

Гимнастика для глаз        

Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, с младшего возраста.        

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.        

Все педагоги.

Разминочная гимнастика        

Ежедневно после основных уроков, 5-10 мин.        

Форма проведения различна: упражнения на улице.

Учителя.

Корригирующая гимнастика        

Во второй половине дня, после основных уроков,  3 раза в неделю по 20 мин, со среднего возраста, в физкультурном зале.        

Форма проведения зависит от поставленных задач и контингента детей. Рекомендуется детям с плоскостопием и нарушением осанки с целью профилактики        

Проводит инструктор по ФК.

Технология обучения здоровому образу жизни.

        Занятие физической культурой        

         Занятия проводятся в соответствии с программой. Перед занятием хорошо проветрить помещение. Проводит инструктор по ФК.

            Проблемно-игровые (игротерапия и игротренинги)        

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных педагогом задач.        

Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.        

Проводят учителя, педагог-психолог.

Коммуникативные игры        

1-2 раза в неделю по 20 мин.          

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.         

Проводят учителя, педагог-психолог.

Занятия из серии «Здоровье»        

1 раз в неделю по 20 мин.          

Осуществляется в любое свободное время, могут быть включены в образовательную деятельность по познавательному развитию        

Проводят учителя, инструктор по ФК, педагог-психолог, учитель-логопед.

Самомассаж        

В зависимости от поставленных педагогом  целей в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.        

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.        

 Проводят инструктор по ФК, медсестра.

Коррекционные технологии:

Музыкотерапия        

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо музыкальные или отдельные занятия 2 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.        

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и др.        

Проводят все педагоги.

Сказкотерапия        

2-4 раза в месяц по 20 мин.        

Занятия используются для психологической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей        

Проводят учителя, педагог-психолог.

Театр        

Как специальное занятие 1 раз в неделю.          

Занятия проводятся по подгруппам в соответствии с программой.        

Учителя.

Технологии коррекции поведения        

Сеансами о 10-12 занятий по 20 мин.          

Проводятся по специальным методикам в малых группах в игровой форме.        

Педагог-психолог.

Психогимнастика        

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, во время организованной образовательной деятельности        

Рекомендуется для всех детей. Проводится по  специальным методикам.        

Проводят учителя , педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Логоритмика        

2 раза в неделю с младшего возраста 15-20 мин.         

Цель занятий – фонетически грамотная речь в соответствии  с движениями        

Проводят учителя, учитель-логопед, инструктор по ФК, музыкальный руководитель.

Витаминотерапия, ароматерапия        

В осенний и весенний периоды. В течение дня        

Используется в качестве вспомогательного средства для профилактики простудных заболеваний, повышения иммунитета. Согласовывается с педиаторм.        

Проводит мед. Работник.

        Применение в работе   ОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность учебно-воспитательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья учеников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации  ОУ, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход  к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации у педагогов  ОУ и родителей детей.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта)

Данный материал кратко ознакамливает с опытом применения современных педагогических технологий....

«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»

Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»...

Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС

Наша школа третий год является муниципальной экспериментальной площадкой по реализации программы  « Здоровье сберегающее сопровождение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС»Цель п...

Доклад на МО на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы".

Доклад для методического объединения начальных классов, показывает значимость и удобство на уроках математики использования ИКТ- дан пример презентации на тему цифра 6....

Использование нетрадиционных эдоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Презентация о некоторых нетрадиционных здоровьесберегающих технологиях...

Статья "Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе на основе методики Базарного В.Ф."

        Технология Базарного - включает в себя основу телесной вертикали и телесно-моторную активность,  режим смены динамических поз,  реализацию специальных...