Компьютерная графика. Первые шаги.
рабочая программа (1 класс) по теме

Надеина Ирина Владимировна

Программы внеурочной деятельности

«Компьютерная графика. Первые шаги»

(информационно-коммуникативное направление)

для обучающихся 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внеурочная деятельность162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программы внеурочной деятельности

«Компьютерная графика. Первые шаги»

(информационно-коммуникативное направление)

для обучающихся 1 класса

2012 – 2013 учебный год

 СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт Программы

3

Пояснительная записка    

4

Цель  и задачи программы

5

Особенности организации внеурочного занятия

6

Формы организации работы с детьми

6

Основные методы обучения

6

Ожидаемые результаты программы

7

Ожидаемые эффекты программы

7

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы

8

Контроль и оценка планируемых результатов

10

Содержание Программы

11

Учебно – тематический план

12

Календарно - тематический план                                            

13

Методическое обеспечение Программы

14

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

 Полное название программы

  Программа «Компьютерная графика. Первые шаги.»

Направление

Общепозновательное

Автор программы

 Галимзянова Ольга Александровна

 Цель программы

Начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте)

Задачи программы

  1. овладение умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
  2. развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;
  3. освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
  4. воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

Количество часов

33 часов в год, 1 час в неделю.

Срок реализации

 2012 - 2013 учебный год

Участники реализации программы

Администрация школы,  руководитель занятий внеурочной деятельности

Место проведения

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горнозаводская средняя общеобразовательная школа»                                                 

Целевая группа

 Обучающиеся 1 класса

Условия реализации программы

Компьютерный класс, медиапроектор, видео сопровождение;

компьютеры  по количеству детей в группе.

Общее количество участников программы

  8 - 12 обучающихся

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 В современном мире людям приходится иметь дело с огромными потоками самых разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Учащиеся начальной школы принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо так преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить её значимость и необходимость.

 Таким образом, актуальность введения внеурочного занятия «Компьютерная графика. Первые шаги» в начальной школе становится необходимостью, продиктованной временем. Пользоваться информационными средствами, уметь работать с информацией так же необходимо, как читать, писать и считать. Еще недавно работа с информационными ресурсами была простой, неавтоматизированной. Сегодня требуется умение быстро находить нужную информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать, хранить и умение представить информацию окружающим.

Рабочая учебная программа (далее программа) «Компьютерная графика. Первые шаги» входит во внеурочную деятельность по общепознавательному направлению развития личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.

В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Программа внеурочного занятия «Компьютерная графика. Первые шаги» составлена на основе примерной программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо № 364-11-17 от 23.05.2000 г.).

Программа рассчитана на 33 часов в 1 классе при 1 часе в неделю.

                         

                                 3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: Начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте)

Задачи:

  1. овладение умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
  2. развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;
  3. освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
  4. воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

 4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Формы и методы содержания обучения информатике в начальных классах по данной программе должно проходить в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана.  Занятие происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 8-10 минут в первом классе, 10-15 минут со второго по четвёртый класс.  Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук. Длительность занятия 35 минут.  

            5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

  1. Коллективная и индивидуальная работа;
  2. Работа в парах;
  3. Практическая работа за компьютером;

                  6. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

  1. Беседа;
  2. Игра: познавательная, развивающая;
  3. Проектная работа;
  4. Практическая работа;
  5. Наглядный.

        7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

      В ходе реализации программы «Компьютерная графика. Первые шаги.» будет обеспечено достижение обучающимися следующих  результатов:

 Первый уровень результатов — приобретение обучающимися первоначальных знаний работы на компьютере, первичного понимания построения графического рисунка.

На I уровне воспитанники имеют представление:

- о работе на компьютере;

- о различных видах информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой;

- об использовании методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

- об основных  моделях коммуникативного поведения.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта работы на компьютере,.

На II уровне воспитанники соблюдают:

- правила работы на компьютере;

- алгоритм построения графического объекта;

- умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию;

- владеют коммуникативными моделями поведения.

        

       

          8. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ  ПРОГРАММЫ

1.  Использование полученных знаний и умений в различных видах деятельности.

2.  Появление потребности в саморазвитии и реализации своих способностей.

           9. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате изучения данной программы в 1-ом классе обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов:  

  1. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  1. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
  2. адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
  3. выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.

Метапредметных результататов :  

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
  1. Проговаривать последовательность действий.
  1. Учиться высказывать своё предположение (версию).
  1. Учиться работать по предложенному учителем плану.
  1. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  1. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  2.  Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские геометрические фигуры.

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  1. Слушать и понимать речь других.
  1. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов: 

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;

- сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

  1. уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;
  2. уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
  3. иметь понятие о множестве;
  4. уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;
  5. уметь находить общий признак предмета и группы предметов;
  6. уметь конструировать фигуру из её частей;
  7. уметь находить истинное и ложное суждение;
  8. уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам.

     12. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

           В 1 классе возможно достижение результатов первого  уровня и частично второго.            

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  1. Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование)
  1. Текущий в форме наблюдения:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  1. Итоговый контроль   в формах

-практические работы;

-творческие работы обучающихся;

- контрольные задания.

  1. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

       

Содержательный контроль и оценка  результатов  обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.

      13. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Знакомство с компьютером. (2 часов)

Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать  на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Программа графический редактор  Paint. (3 часов)

Знакомство с графическим редактором Paint. Основные элементы окна Paint.  Использование графических примитивов, умение применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять  рисунки.

Создание рисунков. (5 часов)

Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Создание рисунка на заданную тему и по выбору. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

Знакомство с компьютером: файлы и папки. (3 часа)

Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).

Создание текстов. (9 часов)

Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.

Создание печатных публикаций.  (6 часов)

Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. Печать текста с вставленным графическим объектом.

Поиск информации. (3 час)

Способы компьютерного поиска информации: поиск файлов с помощью файловых менеджеров. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

14. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема модуля

Количество часов

1

Знакомство с компьютером

2

2

Графический редактор Paint

3

3

Создание рисунков

7

4

Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)

3

5

Создание текстов

9

6

Создание печатных публикаций

6

7

Поиск информации

3

Итого

33

        

15. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия

Тема модуля

Тема занятия

Общее количество часов

теоретические

практические

1, 2

Знакомство с компьютером

Вводное занятие. Правила поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером.  Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

1

1

3

Программа -  графический редактор  Paint.

Знакомство с программой -  графический редактор Paint. Основные элементы окна Paint.  

1

4

Использование графических примитивов.

0.5

0.5

5

Применение инструментов: карандаш, ластик, кисть, палитра, линия графического редактора Paint.

0.5

0.5

6

Создание рисунков

Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур.

0.5

0.5

7

Заливка цветом.

0.5

0.5

8

Вставка графического объекта.

0.5

0.5

9

Создание рисунка на тему «Природа».

1

10, 11

Создание рисунка на тему «Моя семья».

2

12

Создание рисунка по выбору.

1

13, 14,

15

Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)

Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).

1

2

16

Создание текстов

Компьютерное письмо. Текстовые редакторы.

1

17

Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв.

0.5

0.5

18

Основные операции при создании текстов: сохранение, открытие и создание новых текстов.

0.5

0.5

19

Основные операции при создании текстов: выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста.

0.5

0.5

20, 21

Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.

1

1

22,

23

Создание печатного текста: поздравление с праздником.

1

1

24

Вставка картинки в текст.

0.5

0.5

25,

26

Создание печатных публикаций

Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка.

1

1

27,

28

Открытка к празднику.

1

1

29,

30

Печать текста с вставленным графическим объектом.

1

1

31

Поиск информации

Способы компьютерного поиска информации: файлов, изображений.

1

32,

33

Сеть Интернет, поисковые системы в сети Интернет.

1

1

16. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Примерная программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо № 364-11-17 от 23.05.2000 г.).

2.Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.

3.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санин 2.4.2. 178-020), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997

4.Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс

(1  и 2 ч.). М.: «Баласс», 2011 г.

5.Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс.

Методические рекомендации для учителя. М.:«Баласс», 2011 г.

6. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к

мысли. Под. ред. А.Г. Асмолова. М.: «Просвещение», 2011 г.щ

7. Планируемые результаты начального общего образования.

Под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Догиновой. М.: «Просвещение», 2011 г.

8.Интернет портал PROШколу.ru  http://www.proshkolu.ru/

9.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/58a0dbdd-8ae9-43b1-937e-

ef6397e6c1c3/?&subject=19 – единая коллекция цифровых

образовательных ресурсов.

Учитель начальных классов Надеина И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

программа внеурочной деятельности "Компьютерная графика. Первые шаги"

Программа внеурочной деятельности составлена для обучающихся 1 класса в соответствии с ФГОС НОО....

Декоративное рисование с элементами компьютерной графики

Народное искусство несет о себе огромную информацию о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фи...

Рабочая программа кружка "Компьютерная графика" в 4 классе 2013 г

Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами з...

Конспект урока компьютерная графика: "Я иллюстрирую книги С .Я. Маршака"

Иллюстрирование книг с помощью компьютерной графики....

Презентация к уроку информатики 5 класс "Компьютерная графика"

Презентация к уроку информатики в 5 классе "Компьютерная графика" УМК Босова Л.Л....