Компьютерная графика. Первые шаги.
рабочая программа (1 класс) по теме
Программы внеурочной деятельности
«Компьютерная графика. Первые шаги»
(информационно-коммуникативное направление)
для обучающихся 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программы внеурочной деятельности
«Компьютерная графика. Первые шаги»
(информационно-коммуникативное направление)
для обучающихся 1 класса
2012 – 2013 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт Программы | 3 | |
Пояснительная записка | 4 | |
Цель и задачи программы | 5 | |
Особенности организации внеурочного занятия | 6 | |
Формы организации работы с детьми | 6 | |
Основные методы обучения | 6 | |
Ожидаемые результаты программы | 7 | |
Ожидаемые эффекты программы | 7 | |
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы | 8 | |
Контроль и оценка планируемых результатов | 10 | |
Содержание Программы | 11 | |
Учебно – тематический план | 12 | |
Календарно - тематический план | 13 | |
Методическое обеспечение Программы | 14 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | |
Полное название программы | Программа «Компьютерная графика. Первые шаги.» |
Направление | Общепозновательное |
Автор программы | Галимзянова Ольга Александровна |
Цель программы | Начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте) |
Задачи программы |
|
Количество часов | 33 часов в год, 1 час в неделю. |
Срок реализации | 2012 - 2013 учебный год |
Участники реализации программы | Администрация школы, руководитель занятий внеурочной деятельности |
Место проведения | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горнозаводская средняя общеобразовательная школа» |
Обучающиеся 1 класса | |
Компьютерный класс, медиапроектор, видео сопровождение; компьютеры по количеству детей в группе. | |
Общее количество участников программы | 8 - 12 обучающихся |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире людям приходится иметь дело с огромными потоками самых разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Учащиеся начальной школы принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо так преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить её значимость и необходимость.
Таким образом, актуальность введения внеурочного занятия «Компьютерная графика. Первые шаги» в начальной школе становится необходимостью, продиктованной временем. Пользоваться информационными средствами, уметь работать с информацией так же необходимо, как читать, писать и считать. Еще недавно работа с информационными ресурсами была простой, неавтоматизированной. Сегодня требуется умение быстро находить нужную информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать, хранить и умение представить информацию окружающим.
Рабочая учебная программа (далее программа) «Компьютерная графика. Первые шаги» входит во внеурочную деятельность по общепознавательному направлению развития личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.
В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Программа внеурочного занятия «Компьютерная графика. Первые шаги» составлена на основе примерной программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо № 364-11-17 от 23.05.2000 г.).
Программа рассчитана на 33 часов в 1 классе при 1 часе в неделю.
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте)
Задачи:
- овладение умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
- развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Формы и методы содержания обучения информатике в начальных классах по данной программе должно проходить в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. Занятие происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 8-10 минут в первом классе, 10-15 минут со второго по четвёртый класс. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук. Длительность занятия 35 минут.
5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
- Коллективная и индивидуальная работа;
- Работа в парах;
- Практическая работа за компьютером;
6. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- Беседа;
- Игра: познавательная, развивающая;
- Проектная работа;
- Практическая работа;
- Наглядный.
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
В ходе реализации программы «Компьютерная графика. Первые шаги.» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися первоначальных знаний работы на компьютере, первичного понимания построения графического рисунка.
На I уровне воспитанники имеют представление:
- о работе на компьютере;
- о различных видах информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой;
- об использовании методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- об основных моделях коммуникативного поведения.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта работы на компьютере,.
На II уровне воспитанники соблюдают:
- правила работы на компьютере;
- алгоритм построения графического объекта;
- умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию;
- владеют коммуникативными моделями поведения.
8. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРОГРАММЫ
1. Использование полученных знаний и умений в различных видах деятельности.
2. Появление потребности в саморазвитии и реализации своих способностей.
9. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения данной программы в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
- выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
- сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
- уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;
- уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
- иметь понятие о множестве;
- уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;
- уметь находить общий признак предмета и группы предметов;
- уметь конструировать фигуру из её частей;
- уметь находить истинное и ложное суждение;
- уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам.
12. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование)
- Текущий в форме наблюдения:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-практические работы;
-творческие работы обучающихся;
- контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.
13. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Знакомство с компьютером. (2 часов)
Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Программа графический редактор Paint. (3 часов)
Знакомство с графическим редактором Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов, умение применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.
Создание рисунков. (5 часов)
Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Создание рисунка на заданную тему и по выбору. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Знакомство с компьютером: файлы и папки. (3 часа)
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
Создание текстов. (9 часов)
Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.
Создание печатных публикаций. (6 часов)
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. Печать текста с вставленным графическим объектом.
Поиск информации. (3 час)
Способы компьютерного поиска информации: поиск файлов с помощью файловых менеджеров. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
14. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема модуля | Количество часов |
1 | Знакомство с компьютером | 2 |
2 | Графический редактор Paint | 3 |
3 | Создание рисунков | 7 |
4 | Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги) | 3 |
5 | Создание текстов | 9 |
6 | Создание печатных публикаций | 6 |
7 | Поиск информации | 3 |
Итого | 33 |
15. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия | Тема модуля | Тема занятия | Общее количество часов | |
теоретические | практические | |||
1, 2 | Знакомство с компьютером | Вводное занятие. Правила поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. | 1 | 1 |
3 | Программа - графический редактор Paint. | Знакомство с программой - графический редактор Paint. Основные элементы окна Paint. | 1 | |
4 | Использование графических примитивов. | 0.5 | 0.5 | |
5 | Применение инструментов: карандаш, ластик, кисть, палитра, линия графического редактора Paint. | 0.5 | 0.5 | |
6 | Создание рисунков | Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. | 0.5 | 0.5 |
7 | Заливка цветом. | 0.5 | 0.5 | |
8 | Вставка графического объекта. | 0.5 | 0.5 | |
9 | Создание рисунка на тему «Природа». | 1 | ||
10, 11 | Создание рисунка на тему «Моя семья». | 2 | ||
12 | Создание рисунка по выбору. | 1 | ||
13, 14, 15 | Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги) | Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок). | 1 | 2 |
16 | Создание текстов | Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. | 1 | |
17 | Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв. | 0.5 | 0.5 | |
18 | Основные операции при создании текстов: сохранение, открытие и создание новых текстов. | 0.5 | 0.5 | |
19 | Основные операции при создании текстов: выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. | 0.5 | 0.5 | |
20, 21 | Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. | 1 | 1 | |
22, 23 | Создание печатного текста: поздравление с праздником. | 1 | 1 | |
24 | Вставка картинки в текст. | 0.5 | 0.5 | |
25, 26 | Создание печатных публикаций | Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. | 1 | 1 |
27, 28 | Открытка к празднику. | 1 | 1 | |
29, 30 | Печать текста с вставленным графическим объектом. | 1 | 1 | |
31 | Поиск информации | Способы компьютерного поиска информации: файлов, изображений. | 1 | |
32, 33 | Сеть Интернет, поисковые системы в сети Интернет. | 1 | 1 |
16. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Примерная программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо № 364-11-17 от 23.05.2000 г.).
2.Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
3.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санин 2.4.2. 178-020), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997
4.Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс
(1 и 2 ч.). М.: «Баласс», 2011 г.
5.Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс.
Методические рекомендации для учителя. М.:«Баласс», 2011 г.
6. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к
мысли. Под. ред. А.Г. Асмолова. М.: «Просвещение», 2011 г.щ
7. Планируемые результаты начального общего образования.
Под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Догиновой. М.: «Просвещение», 2011 г.
8.Интернет портал PROШколу.ru http://www.proshkolu.ru/
9.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/58a0dbdd-8ae9-43b1-937e-
ef6397e6c1c3/?&subject=19 – единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
Учитель начальных классов Надеина И.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы
Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....
программа внеурочной деятельности "Компьютерная графика. Первые шаги"
Программа внеурочной деятельности составлена для обучающихся 1 класса в соответствии с ФГОС НОО....
Декоративное рисование с элементами компьютерной графики
Народное искусство несет о себе огромную информацию о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фи...
Рабочая программа кружка "Компьютерная графика" в 4 классе 2013 г
Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами з...
Конспект урока компьютерная графика: "Я иллюстрирую книги С .Я. Маршака"
Иллюстрирование книг с помощью компьютерной графики....
Презентация к уроку информатики 5 класс "Компьютерная графика"
Презентация к уроку информатики в 5 классе "Компьютерная графика" УМК Босова Л.Л....