Декоративное рисование с элементами компьютерной графики
план-конспект урока (изобразительное искусство, 1 класс) по теме
Народное искусство несет о себе огромную информацию о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки–свистульки, которые делались для весеннего праздника “Свистунья”, знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву.
В ряде центров производство игрушки получило самостоятельное значение. Дымковская игрушка – игрушка городская, исстари ее делали в слободе Дымково города Вятки (ныне – Киров). Для дымки традиционны такие персонажи как барыня, кормилица, фантастическая птица с большим хвостом и другие. Наглядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности. На белом фоне–грунте ярче вспыхивают звучные цвета: красный, желтый, оранжевый, синий.
Ушел в далекое прошлое старинный праздник “Свистунья”. На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. Не забыта! Живет и восхищает во всех концах земного шара Дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа.
И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает: “Глазам – радость, душе – отрада!”
Жизнь сквозь “Дымку”
Вид занятия: декоративное рисование с элементами компьютерной графики
Тема урока: “ Дымковская игрушка” (народные промыслы)
Цель:
- способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства;
- закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке
Программные задачи:
- продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
- развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках;
- учить работать в технике компьютерной графики при украшении Дымковской игрушки;
- развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;
- воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.
Оборудование: (урок проходит в кабинете информатики)
Для учителя:
- модели глиняных дымковских игрушек (детские работы из методического фонда);
- образцы рисунков-упражнений - “Геометрический орнамент на дымковской игрушке”;
- таблицы на доске - “Цвет и форма” .
Для учащихся:
- раздаточный материал: “Фрагменты узора Дымковской игрушки” ;
- глиняные игрушки возле каждого компьютера ;
- заготовка контура Дымковской игрушки на мониторе компьютера.
Музыка: Русские народные мелодии
Словарь: Гончар –мастер, который работает с глиной.
Ярмарка – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно и то же время, с развлечениями.
Ход урока
1. Вводная часть урока (игровая)
В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек , созданных детьми старшего возраста. Под музыку “Камаринская” (любую народную) дети входят на ярмарку-выставку Дымковских игрушек
Учитель. - Вот какая у нас красивая веселая ярмарка глиняных игрушек.
- А вы знаете, что такоеЯРМАРКА?
Дети: (Базар, рынок, где продают различные товары)
ЯРМАРКА – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно и то же время, с увлечениями, развлечениями.
- Недаром говорят в народе: “Шум, как на ярмарке!”
- Какие игрушки вы видите на нашей ярмарке? (Дымковские – глиняные)
- Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.
- Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)
- С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.
- Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?
Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась Дымковская игрушка.
- Рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).
Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки. И до сих пор люди не забыли гончарное ремесло.
- Как называют мастера, который работает с глиной? (Такого мастера называют гончар)
ГОНЧАР – это мастер, который работает с глиной.
Из истории дымковской игрушки
Вятка славилась в старину своими базарами–ярмарками, которые назывались “СВИСТУНЬЯ” или “СВИСТОПЛЯСКА”. Развлечением праздника были глиняные игрушки – свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили игрушки для ярмарки. И вот, на прилавках ярмарки веселый товар. Охотно покупают его взрослые и дети. Оглашается вся округа свистом. Шумит народное гулянье. И громче всего слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот праздник “Свистунья”.
- Как в народе прозвали этот праздник?
– “Свистунья”.
Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей огромной страны, но Дымковскую игрушку ни с какой не спутать.
Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (демонстрация игрушки).
- Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
(Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии);
- Какие цвета брали для росписи игрушек?
(Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
Внимательно рассмотрите узоры на глиняных игрушках.
(Дети садятся за свои рабочие места).
Закрепление материала:
Работа по таблице“Цвет и форма” (на доске) .
- Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках?
( Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи)
- Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.
- в ряд;
- в шахматном порядке;
- в клетке между линиями.
- Обратите внимание на точки:
- между кольцами;
- на кольцах;
- по краю колец.
- На цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).
- А сейчас мы отдохнем и продолжим работу на компьютере.
Физминутка ( Элементы танцевальных движений под народную музыку)
2 часть урока – компьютерная графика
Сегодня вы приобщитесь к мастерицам Дымковской игрушки. Но будете украшать игрушку узорами, используя компьютерную графику. Ведь мы с вами живем в то время, когда людям в работе помогают машины. Нам в составлении геометрического узора для Дымковской игрушки поможет компьютер.
Цели: Знать
- названия элементов окна программы PAINT;
- назначение инструментов: эллипс, линия, карандаш, ластик, заливка;
- команды: ПРАВКА – ОТМЕНИТЬ.
Уметь
- открывать и сохранять рисунок;
- наносить на шаблон орнамент дымковской игрушки.
Развиватьнавыки работы манипулятором “мышь”: двойной и одинарный щелчок.
Воспитыватьбережливое отношение к компьютерной технике.
Раздаточный материал- карточки “Фрагменты узоров дымковской росписи” - компьютерная графика (у детей на столах).
Ход урока
I Повторение
- Что называется “рабочим столом” компьютера;
- Что называется “панелью задач”;
- Найти ярлык программы Paint и открыть ее;
- Где в окне программы Paint находится строка заголовка;
- Где в окне программы Paint находится строка меню;
- Где в окне программы Paint находится Панель инструментов;
- Где в окне программы Paint находится палитра.
II Основная часть
- Объяснение учителя
Для того чтобы начать работу художника-оформителя, необходимо:
- Выберите рисунок-шаблон, с которым вы будете работать: Дымковская барышня или лошадка.
- Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов.
- Посмотрите на таблицы у вас на столе. Перед вами образцы фрагментов узора Дымковской игрушки, выполненные на компьютере.
- Используйте таблицы–помощники, лежащие перед вами, и смотрите на готовые изделия - глиняные Дымковские игрушки
- Выполните рисование орнамента графическим способом (т.е. черно-белое изображение). После этого начинайте выполнять заливку цветом. Для подбора цветовой гаммы воспользуйтесь таблицами на доске
- Практическая работа
Задание: Оформить геометрическим узором Дымковскую игрушку в компьютерной графике
(Метод - индивидуальный)
Контроль и индивидуальная работа учителя в процессе практической работы учащихся
III Заключительная часть:
Так как художник свою работу всегда подписывает. Мы с вами свои работы тоже подпишем, и в этом вам поможет инструмент “Надпись”.
И последний этап работы учащихся вывод на принтер своего рисунка.
- Заключительная часть урока.
Анализ работ учащихся.
- Какие замечательные работы получились у всех. Теперь мастерицам будет легче украсить свои игрушки, используя эскизы ваших игрушек.
- Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными?
У Сережи красивая барышня с яркими узорами на юбке.
У Насти лошадка в кружочках и с пышной гривой, как в сказке
Мы оформим все работы выставкой-ярмаркой и пригласим ваших родителей посмотреть на искусство своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.
А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы.
Волшебницам вятской, родной стороны большое спасибо сказать мы должны.
За то, что их руки не устают и сказочных кукол для всех создают.
Не зря говорят в народе:
“Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”
Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья.
-й ребенок
У дороги ели спят в инее седом
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
вьется голубой дымок
Словно в дымке все кругом,
голубые дали
2-й ребенок
И село родное люди
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
3-й ребенок
Всё игрушки - непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски.
4-й ребенок
Простой, казалось бы, узор.
А отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слав,
Заслужив на это право!
5-й ребенок
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведем сейчас рассказ.
Воспитатель
Что же это за игрушки – дымковские?
Выходят девочки в костюмах «Барыня» и исполняют
«Игрушкины частушки» П. Синявского
Наши руки крендельком,
Щеки, словно яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Дымковские барыни
всех на свете краше,
а гусары-баловни
кавалеры наши!
С лентами да бантами
Мы гуляем с франтами.
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся.
Мы и вам понравимся!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymkovskaya_igrushka_urok.odp | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративное рисование в полосе элементов орнамента коми народа.
Интегрированный урок (изобразительное искусство + краеведение). Данный урок способствует развитию поликультуного воспитания....
Декоративное рисование. Упражнение в исполнении элементов гжельской росписи.
Конспект урока по изобразительному искусству, на котором дети знакомятся с элементами гжельской росписи и сами пробуют расписывать круг под Гжель....
"Летняя сказка зимой" Декоративное рисование. (Рисование кистью элементов растительного Городца в полосе.) ИЗО 1 класс
Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе ЗПР...
Урок ИЗО по теме "Декоративное рисование. Рисование шкатулки. Эскиз росписи шкатулки". 4 класс
Урок ИЗО по теме "Декоративное рисование. Рисование шкатулки. Эскиз росписи шкатулки". 4 класс....
«Декоративное рисование. Рисование в полосе узора из растительных форм».
Дидактическая модель урока оформлена в виде методического пособия для подготовки и проведения урока изобразительного искусства в 1 классе. Урок разработан по технологии коррекционно-развивающего...
Декоративное рисование. Рисование в квадрате узора из еловых веточек(на осевых линиях).
учимся рисовать узор в квадрате...
Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1 Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами.
Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами....