СОТ"Система работы учителя по обучению английскому языку в начальной школе в рамках реализации ФГОС."
статья по иностранному языку (3 класс)
Современные образовательные технологии это основа эффективной практической деятельности педагога. Использование СОТ в работе учителя помогают современному учителю выполнять требования ФГОС. Представим систему работы учителя по обучению английскому языку в начальной школе в рамках реализации ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) положен системно- деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся .
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества, умеющего учиться, способного применять знания на практике, уважающего других людей и умеющего достигать взаимопонимание, сотрудничать для достижения общих результатов.
Современные образовательные технологии это основа эффективной практической деятельности педагога. Использование СОТ в работе учителя помогают современному учителю выполнять требования ФГОС. Представим систему работы учителя по обучению английскому языку в начальной школе в рамках реализации ФГОС.
Для становления образовательной личности и личностного роста обучающихся в учебно-воспитательной работе как учитель-практик использую как традиционные, так и новые педагогические технологии, а именно элементы следующих технологий: технологии продуктивного чтения, технологии критического мышления, обучение в сотрудничестве, проектной методики, игровые технологии, активные методы обучения, интенсивной методики Доля Г.Н, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии. Считаю личностно-ориентированное обучение, основанное на личности ребёнка, с учётом его способностей, возможностей, склонностей и потребностей основополагающим в своей работе. Реализую этот подход через дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Образовательные потребности школьников разные - каждый ребенок сам подсознательно выбирает для себя определенный уровень знаний: кому-то достаточно просто научиться правильно читать на иностранном языке, другой планирует научиться бегло говорить и понимать речь носителей языка; есть учащиеся, которые хотят узнать больше об истории, географии, политике стран, где английский язык является родным или официальным. И уже в начальной школе ясно, какую установку ребёнку на изучение ИЯ дают дома родители.
На протяжении всех лет обучения английскому языку со 2го по 11 класс на каждом уроке стараюсь активизировать учебную и речемыслительную деятельность обучающихся через применение разнообразных технологий, методов и приёмов. Это нужно для того, чтобы помочь обучающимся овладеть навыками говорения, чтения, аудирования, письма и посредством языка развивать их познавательные, творческие, интеллектуальные способности. Главное для меня на уроке- работа мысли ребёнка. Считаю, что на уроке необходимо вовлекать школьников в решение мыслительных задач. Моя задача как учителя-помочь учащимся создавать «речевое произведение», то есть строить самостоятельное высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Но для того, чтобы ребёнок мыслил, ему должно быть психологически комфортно на уроке. Создаю на уроке доброжелательную атмосферу, чтобы дети хотели общаться и не боялись сделать ошибку. Поэтому наша совместная деятельность с учениками на уроке и во внеурочное время проходят в атмосфере сотрудничества, взаимоуважения и взаимопонимания.
За время своей педагогической деятельности я имела счастье побывать на различных курсах, в том числе на курсах заслуженного учителя Доля Г.Н и познакомиться с методикой интенсивного обучения. Несколько дней общения с этим педагогом убедили меня в правильности выбора быть учителем, хотя среди моих родственников было и есть много учителей. На этих курсах я поняла, что главное для учителя - это поддерживать интерес к твоему предмету всеми доступными тебе способами и любить свою профессию. На каждом уроке должна быть изюминка- то, что ребёнок возьмёт с собой, уйдя с урока сегодня или в большую жизнь завтра. Это трудно, но это многого стоит. Элементы этой методики использую на уроках и во внеклассной работе и в начальной школе - стихи, песни, рифмовки, считалочки, скороговорки из лингафонного курса Доля Г.Н. Детям нравится «оживлять» героев книги раскрашивать картинки, делать переводы рифмовок. Показываю детям, как можно зарифмовать английское стихотворение, не теряя главную мысль автора, сама придумываю стихотворные переводы и поощряю переводы детей. Заучиваем слова, фразы из рифмовок, пропеваем и многократно проговариваем. Использование элементов методики позволяет повышать мотивацию к изучению английского языка, дети применяют фразы из рифмовок в парной и групповой работе, выступают перед классом и родителями. Активно использую знания, полученные на курсах повышения квалификации, в работе с младшими школьниками.
Итак, начальная школа. Каждый ребёнок и практически каждый родитель думает, что он будет успешен в изучении английского языка. Другое дело, готов ли он упорно трудиться для достижения этого? Вот в чём вопрос. Трудиться вместе с учителем. Упорно, настойчиво и много лет. Из каких составляющих складывается повседневная и кропотливая работа учителя в начальной школе?
Главной целью в начальной школе считаю- развитие индивидуальности ребёнка в диалоге культур. Своей практической задачей в начальной школе считаю: научить своих ребят основам общения на английском языке, дать положительную мотивацию изучения иностранного языка, сделать обучение увлекательным, продуктивным процессом. Начальный этап в изучении иностранного языка позволяет заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения предмета. От того, как идет обучение на начальном этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Детям нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Полностью согласна с мнением английского методиста Г.Пальмера о том, что важен первый этап освоения языка- «Take care of the first two stages and the rest will take care of itself» (Позаботьтесь о первых двух этапах и остальные позаботятся о себе сами).Поэтому прилагаю максимум усилий для работы с детьми именно в начальной школе.
В УМК« Enjoy English» реализуется деятельностный, коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку. Думаю, что технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Пассова Е.И. является обязательной при обучении детей различным видам речевой деятельности. Систематизируя речевую деятельность, я учитываю, что для обучения общению на английском языке значимыми являются как специальное, так и взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, в том числе говорение, аудирование, чтение и письменная речь. Поэтому использую комплексный подход в обучении. В начале знакомства с новым классом беседую с психологом, изучаю психологические особенности детей. Затем провожу анкетирование с целью выявить интересы, увлечения, симпатии и предпочтения младших школьников, их отношение к моему предмету.(использую анкету, разработанную мной в ходе работы в городской проблемной группе по раннему изучению английского языка). В дальнейшем организую тренировку употребления лексического и грамматического материала на личных интересах детей, использую эти сведения в работе над темами- «Моя семья», «Увлечения», «Моё свободное время», «Мои друзья», «Любимые виды спорта» и др.
Как учителя меня всегда волнует вопрос- «Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал?» Проанализировав большое разнообразие приемов и методов организации учебной деятельности, опираясь на личный опыт, пришла к выводу, что самый эффективный способ это применение технологии обучение в сотрудничестве и интегративное обучение, игровых приёмов на раннем этапе обучения, использование метода проектов и элементов здоровьесберегающих технологий. При выборе технологий основным критерием были их эффективность и результативность в работе учителя. Считаю, что эффективность учебного процесса зависит от умелого сочетания различных методов и приёмов.
Использование элементов технологии обучения в сотрудничестве и интегративное обучение на уроках английского языка в начальной школе также способствует повышению положительной мотивации к изучению предмета. Интегративное обучение предполагает не объединение разных учебных дисциплин, т.е. межпредметную интеграцию, а взаимодействие различных видов деятельности в ходе учебно-познавательной деятельности на одном уроке. Дети сотрудничают друг с другом, работают в парах, в группах, помогают друг другу. Это укрепляет взаимоотношения между детьми. На уроках в начальной школе использую следующие виды интегративного обучения-1.Интеграция языка и музыкальной деятельности: пропевание или ритмическое простукивание отдельных фраз, песни, ритмические движения. Часто использую приём пропевания трудных грамматических правил на мотив известных песенок- глагол to be -песня «В лесу родилась ёлочка»,запоминание месяца и числа- The 5-th of December вчера на крыше жил,the 5-th of december с ребятами дружил,-это было вчера, а что же сегодня? Поменять число пора...и другие. В песнях детям легко запоминаются сложные слова и целые фразы- песня «Good morning,good morning to you» « What is your name?», «The more we get together», « Clap your hands»и др.2.Интеграция английского языка и изобразительной деятельности: рисование карандашами в школе и красочками дома, аппликация, вырезание картинок и составление коллажей, использование пластилина. Интеграция изобразительной деятельности с изучением иностранного языка позволяет облечь новые слова в конкретную наглядную форму. Результат этого вида деятельности- создание книжек-малышек «Моя первая английская книга»- «My first English book», в которых красочно оформляются изученные стихи и рифмовки и делаются их переводы. Дети сами и с помощью родителей сочиняют сказки, выполняют творческие задания, пишут рассказы и придумывают кроссворды. Создание и оформление таких книг можно назвать индивидуальным долговременным проектом. В 3-4 классах учу детей готовить и защищать индивидуальные и групповые проекты по изученным темам при проведении нестандартных уроков «Академия весёлых наук» и других.3.Интеграция английского языка и физической деятельности: -песни с движениями и танцами- «If you are happy and you know it», «Alouette» «Hockey-cockey » и др.; -игры с движениями -(изобрази животных- слон, орёл, ёжик, мышка);игра-ручеёк «London bridge is falling down..» -закрепление изученной лексики (вопросы-ответы);игра с мячом (съедобное- несъедобное);-игра на внимание « Simon says». Дети очень любят разминки для пальчиков-»Три маленькие обезьянки», «Swimming in the ocean» и другие. -Игра «Печатная машинка»-ученики берут карточки со словами и по очереди называют буквы, а буквы выстраиваются друг за другом .-Игра «Умная эстафета». Дети по очереди подбегают к доске, выполняют задание — вставить буквы в своём слове и бегут назад, передавая эстафету следующему игроку; -Игра «Весёлый алфавит»(разные варианты).4.интеграция английского языка и театральной деятельности: Дети любят принимать участие в различных инсценировках, играх-драматизациях, любят исполнять различные роли. Для этого берём любое не очень длинное стихотворение, например «Three little kittens» или «Little mouse,little mouse,where is your house?» и инсценируем-разыгрываем его по ролям. При изучении правил чтения разучиваем стихотворения« A cat went to town to buy a hat» про кошку со шляпой, петушка с часами, лису с коробкой. собаку с лягушкой и др. Затем чтение каждого четверостишия превращаем в маленькое театрализованное представление, сопровождая его мимикой и жестами. Для театрализации можно взять любую не очень длинную сказку, например, «Репка», «Теремок», «Курочка- Ряба» и др. Также используем сюжетно-ролевые игры, разыгрываем различные сценки. например, «День рождения Тома », «В магазине», «Доктор Айболит» и др. Результат этой работы- дети учатся навыкам общения в реальной жизни. Благодаря использованию этих видов интегративного обучения дети хорошо знают изучаемый материал, с удовольствием используют стихи и песни в своей речи, активно участвуют в языковых играх. В игре воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности другого ребёнка, углубляется социальный опыт младших школьников. Использование элементов технологии интегрирования способствует развитию творческих способностей детей, они проявляют самостоятельность и инициативу, умеют взаимодействовать друг с другом. Эта работа развивает воображение и фантазию, познавательные процессы младших школьников. Благоприятный психологический климат урока способствует позитивному настроению и сохранению здоровья детей. С каждым годом совершенствую использование интегративного обучения, особенно в начальной школе, поскольку это полностью соответствует моему подходу к изучению языка.
В начальной школе есть дети, которых надо учить преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Есть дети, которые сразу усваивают учебный материал. Другие дети долго вникают в суть материала ,стараются разобраться и понять. Все дети разные. Но их объединяет желание освоить новый предмет, услышать оценку учителя- «Сегодня ты-молодец! Ты всё сделал правильно.»В этом возрасте дети очень чувствительны и ранимы, они не могут отделить оценку выполнения задания от оценки себя в целом. Слова учителя о выполненной работе воспринимают как оценку себя лично. Поэтому использую систему содержательных оценок Ш.А. Амонашвили (1984).Стараюсь выделить любую часть работы и похвалить ребёнка, выделить его старание на каком-то этапе урока, чтобы помочь ребёнку быть успешным.
За первый год обучения в школе дети умеют логично строить своё высказывание, научены тихому и громкому чтению, умеют писать на родном языке. Такие же умения формируем и в английском языке с опорой на родной язык. У детей развивается мышление, память, восприятие и воображение. Изучение языка требует большой концентрации произвольного внимания детей. Для переключения внимания с произвольного на непроизвольное использую интересные сюжеты, игры, соревновательные моменты.
Большое внимание уделяю постановке правильного произношения. Сама придумываю фонетические сказки-истории, происходящие с героями учебника и сказочными персонажами Mister Tongue- Мистером Язычком и его подружкой Miss Chatter, в которых отрабатываются звуки, слова и фразы. Использую упражнения, разработанные Негневицкой Е.И., в основе которых приём осознанной имитации, постановка английского акцента на русско- язычном материале. Сама придумываю новые интересные фразы, использую дрили и скороговорки. Мне нравится этот вид работы. В результате этой работы у детей хорошо развит фонематический слух, формируются слуховые и артикуляционные навыки. При изучении грамматических правил с помощью Мистера Рула (Мистер Правило) учу детей делать обобщения и выводы, повторяю модели на каждом уроке.
Использую игровые технологии , которые тесно связаны с учебной деятельностью. Ведущий вид деятельности в начальной школе -игра, который позволяет детям усвоить учебный материал в процессе увлекательного взаимодействия друг с другом. Использую различные виды игр- фонетические, лексические, грамматические, орфографические, сюжетно-ролевые. Это помогает детям переживать ситуацию успеха, потому что в игре даже самые робкие и застенчивые дети раскрывают свои способности и показывают свои таланты. Благоприятный эмоциональный фон игры вносит оживление и разрядку, способствует сохранению здоровья детей. Уверена, что игровые моменты повышают интерес к английскому языку, в конечном итоге повышают успеваемость. В результате использования игровых приёмов деятельности у школьников сформированы основные компоненты учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в рамках этой цели, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей. Таким образом, игры развивают познавательные , регулятивные и коммуникативные УУД.
В преподавании английского языка младшим школьникам возникают некоторые трудности, связанные с их возрастными и психологическими особенностями, а именно: быстрая утомляемость, непроизвольность внимания, подсознательный уровень запоминания. Особенно это касается слабоуспевающих детей и тех детей, поведение которых пока неустойчиво и отличается непроизвольностью. Такие дети не умеют самостоятельно организовать свою деятельность, с трудом контролируют своё поведение. Применяю индивидуальный подход к таким ученикам: уделяю им больше внимания, повторно объясняю задание, авансирую похвалой. Всегда хвалю ребёнка, который стал лучше выполнять домашнее задание, лучше читать, увереннее отвечать. Это стимулирует детей идти вперёд. В результате дети приобретают уверенность в своих силах, повышается самооценка ребёнка и статус личности в коллективе.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; в нем уделяется особое внимание работе с использованием здоровьесберегающих технологий. Применение здоровьесберегающих технологий помогает преодолевать психоэмоциональные и физические перегрузки учеников. Для сохранения здоровья детей применяю смену режимов работы, часто меняю виды деятельности (от 4 до 7 видов на уроке), продолжение одного вида работы не более 10 минут, чередование позы ученика, проведение динамических пауз и эмоциональных разрядок 2-3 за урок, расслабление во время прослушивания песен и стихов, упражнения для отдыха рук и глаз, массаж пальчиков.
В каждом классе есть свои любимые игры, которые дети просят провести во время динамической паузы- «Simon says»(Саймон говорит...)- 2класс, «Swimming in the ocean »(Плывём по океану)-4 класс,«Funny animals»(смешные животные)-3 класс, «Elephant-eagle-hedgehog-mouse» и др. Во время проведения физминуток используем различного вида движения, и одновременно вместе с детьми проговариваем и запоминаем языковой материал. Учитываю индивидуально-типологические особенности детей при рассаживании по типу темперамента, использую дифференцированные задания, обращаю внимание на утомляемость детей с разным типом нервной системы. В результате дети сохраняют активность и внимание в ходе урока, хорошо усваивают учебный материал.
Программа развития нашей школы предполагает вовлечение учащихся в создание учебных проектов. Использую элементы проектной методики как эффективный приём организации учебной деятельности на разных этапах обучения. Системно-деятельностный подход к обучению и метод проектов помогают решать задачи современной школы. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании. В ходе работы над проектом, актуальны все виды деятельности - чтение, аудирование, говорение и письмо. В процессе такой работы учащиеся овладевают языком в совместной деятельности, возникает деловое сотрудничество - дети взаимодействуют с другими участниками и учителем, они получают удовлетворение от своей работы, когда видят результат совместной деятельности. Каждый проект является итогом по изученной теме. На начальном этапе это мини-проекты, которые содержат небольшие сообщения по разным блокам одной темы. Например, групповой проект учеников 4 класса «Наши каникулы в сказочной стране «Компьютерная фантазия» содержит рассказы детей на эту тему, коллажи, рисунки героев компьютерных игр, правила безопасности игры в компьютер. В проектах детей разного возраста приветствую творческий подход, манеру изложения материала, оформление. После защиты проекта ученики высказывают свои мнения, подчёркивают достоинства и указывают на недостатки в корректной форме. Важна итоговая оценка проекта- учитываем лингвистическую правильность, уровень творчества и представление проекта, степень участия в реализации проекта. В результате использования данной технологии повышается мотивация, ребята имеют развитые коммуникативные и исследовательские умения, умеют сотрудничать и искать пути решения проблемы, в данной работе развивается мышление, творчество и оригинальность обучающихся.
В век компьютерных технологий на уроке иностранного языка и во внеурочное время невозможно обойтись без компьютерного сопровождения. Не только учитель, но и учащиеся активно используют возможности компьютера, обучающие диски, программы для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям, подготовке и оформлению проектных заданий, поэтому я активно стала применять компьютерные технологии. В начальной школе на уроках использую красочные иллюстрации, мультимедийный проектор, компьютер. Активно использую слуховую и зрительную наглядность, разные способы презентации одного и того языкового материала. Учащиеся любят такие формы работы, они видят, слышат, пропускают информацию через своё восприятие. Это делает занятия наиболее запоминающимися для учеников и укрепляет уже имеющиеся у них знания. Формы применения ИКТ в моей работе следующие: работа в Word и OpenOffice.orgWriter - тесты, дидактический раздаточный материал, тематические тексты ; работа в power Point.mix-презентации по предмету; использование Internet ресурсов -материалы к урокам, разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий, музыка. Результатом использования данной технологии считаю повышение интереса детей к изучению языка, особенно это видно в защите проектов, внеклассной и воспитательной работе. Использование данных традиционных и современных технологий в практической деятельности способствует развитию ребёнка, его творческих и индивидуальных способностей и возможностей, расширяет кругозор, каждый ребёнок проявляет себя в различных видах деятельности, выбирая то, что ему по душе. Дети испытывают радость, когда достигают положительного результата, появляется вера в свои силы, у ребёнка расправляются «крылышки» и он уверенно двигается вперёд. Таким образом, учитель достигает выполнения поставленных задач в рамках реализации ФГОС, а дети в интересной и увлекательной форме путешествуют по стране «английского языка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В данном материале рассматриваются основные виды...
Использование элементов театрализации на уроках французского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС
Материал данной статьи был представлен на городской научно-практической конференции "Актуальные проблемы иноязычного образования: преемственность в реализации задач ФГОС в обучении иностранному языку"...
Образовательный потенциал урока английского языка в начальной школе в контексте реализация ФГОС
Образовательный потенциал урока английского языка в начальной школе в контексте реализация ФГОСВ статье представлен подход к организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС на уроке англий...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...
"Формирование личности на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"
С первых шагов обучения ИЯ в школе учитель моделирует определённые ситуации на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала каждого ученика, формируя, тем самым, положительную мотивацию для из...
«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»
Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...