Система работы учителя в создании здоровьесберегающей среды в начальной школе
материал по теме

 

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его уровень здоровья вполне возможно»

Академик, хирург Н.М. Амосов

 Начальная ступень образования сегодня приоритетной задачей определяет сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающего пространства на протяжении всего дня, на каждом уроке.  Что же может сделать учитель для создания условий здоровьесберегающей среды в школе?   Внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий  является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы учителя  в создании здоровьесберегающей среды в начальной школе.

 

                                                                         

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №1

имени Героя РФ Ю.Д. Недвиги

МО «Барышский район» Ульяновской области

Титова Алёна Александровна

 «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его уровень здоровья вполне возможно»

Академик, хирург Н.М. Амосов

 Начальная ступень образования сегодня приоритетной задачей определяет сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающего пространства на протяжении всего дня, на каждом уроке.  Что же может сделать учитель для создания условий здоровьесберегающей среды в школе?   Изучив опыт работы других педагогов, я включила в свою практику следующее.

Первое, на что я обращаю внимание, - это  создание благоприятной, вещно - пространственной  среды: наличие соответствующей мебели, соответствие температуры и влажности воздуха, освещение класса и доски санитарно-гигиеническим требованиям,  составление расписания уроков.  Для того, чтобы  дети не перегружались, в начале учебного года, при составлении расписания уроков, учитываю то, что каждому предмету присваивается определенное количество баллов по сложности. Затем считаю количество баллов за день. При составлении расписания нужно помнить о том, что в течение недели должно быть 1или 2 повышения в баллах (желательно 1 или в среду или в четверг), понедельник и пятница самые разгруженные.  Правильно составленное расписание учебного дня школьника предупреждает появление переутомления.

Шкала трудности предметов для младших классов.

Предмет

Балл

Математика

Иностранный язык

Русский язык

Природоведение

Литературное чтение

Рисование

Музыка

Труд

Физкультура

11                                                                                                      

10

7

7

7

1

2

4

5

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.  От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление. Показателями рационально организованного урока являются:

  1. объём  учебной нагрузки на уроке;
  2. нагрузка от дополнительных упражнений на уроке;
  3. занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, физминутки и т.д.

При подготовке любого урока важно оценивать качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья. Для этого можно использовать  памятку «Анализ урока с позиции здоровьесбережения» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Анализ полученной информации показывает проблемные области  учителя в применении здоровьесберегающих технологий,  даёт конкретные направления повышения квалификации по проблеме охраны здоровья школьников.

    Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:

- игровых ситуаций на уроках,  проведением нестандартных уроков (урок – зачёт, урок – практикум, урок – деловая игра, урок - путешествие);

- драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;

- разноуровневого обучения;

- занимательных упражнений;

- фантазирования;

- творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).  

Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к уроку.

  У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:

а) Чередование различных видов учебной деятельности:

  1. опрос учащихся
  2. письмо
  3. чтение
  4. слушание
  5. рассказ
  6. рассматривание наглядных пособий
  7. ответы на вопросы
  8. решение задач
  9. работа в группах
  10. работа в парах

Норма 4-7 видов за урок.

б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся: метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки). Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей.  Соблюдаю требования к проведению физкультминуток:

  1. Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
  2. Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:

  1. Упражнения для  формирования правильной  осанки. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Осанка – это превратившаяся в стойкую привычку манера держать своё тело уверенно и красиво. Правильная осанка придаёт человеку красивый внешний вид  и создаёт лучшие условия  для развития и деятельности всего организма.  Один раз в месяц меняю местами учеников, не нарушая принципов правильной осанки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения.   Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо  заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в гимнастику до занятий, физкультминутки.  Задачи данных упражнений :

  1. научить учеников заботиться о правильном положении тела;
  1. координация движений;
  2. правильное сочетание движений с дыханием.
  1. Упражнения для укрепления мышц кистей рук. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой, тонкой моторики, приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для рисования, письма, конструирования, что ведет к нарушениям речевой сферы коры головного мозга.

"Рука является вышедшим наружу головным мозгом". Это высказывание Иммануила Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики. Человек - универсальное "мыслящее тело", классический пример этой универсальности - движущая рука человека (Э.В.Ильенков). Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Задачи:

  1. стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
  2. подготовка руки к письму у старших дошкольников и младших школьников;
  3. тренировка внимания;
  4. координация движений;
  5. адаптация маленьких левшей в мире праворуких.

Условия проведения:

Комплекс упражнений гимнастики для пальчиков рук включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

  1. Упражнения на релаксацию (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональной напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя определенные группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3-5 минут.

  1. Упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

В основу организации физкультминуток с младшими школьниками можно положить дыхательную гимнастику  А.Н. Стрельниковой.  Дыхательную гимнастику можно выполнить у парт до занятий и в середине урока. Перед выполнением гимнастики следует открыть форточку и проветрить класс. Появляется совершенно другое самочувствие: бодрость, лёгкость во всём теле, прекрасное настроение. В комплекс включены упражнения дыхательной гимнастики, улучшающие кислородный  обмен,  дающие хороший оздоровительный эффект.  Суть гимнастики – в активном, направленном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы детей. Выдох после активного вдоха происходит как бы сам собой. Особенностью этой методики является сочетание дыхательных циклов с движениями тела ребёнка. Упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, брюшной и плечевой пояс и вызывают общую физиологическую реакцию всего детского организма.

5.  Упражнения для профилактики плоскостопия. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

6.  «Оживлялки».  (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

 Эти простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий.

7. Псохологические паузы (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

   Психологические паузы – упражнения, игры, снимающие мышечное и эмоциональное напряжение. Их можно разделить на несколько различных направлений:

«Я и моё тело» (упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение).

«Я и мой язык» (игры и упражнения направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики).

«Я и мои эмоции» (игры и упражнения направлены на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.)

«Я и я» (упражнения направлены на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, переживаниям).

     Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений нехотя, со скучающим видом, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. Что мы видим, зайдя в любой класс начальной общеобразовательной школы? Многие ребятишки в очках. Близорукость и другие зрительные расстройства стали массовыми. Выход из сложившейся ситуации в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Достичь этой цели можно при помощи приёмов, предложенных доктором медицинских наук В.Ф.Базарным.  Предполагается использование разнообразных приемов. Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим «зрительных горизонтов»). При этом каждый ученик во время классных занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребенок может различать буквы, равные по высоте 1 см. Для этого используется стандартная разрезная касса букв и слогов. Еще одной особенностью проведения учебных занятий в режиме «зрительных горизонтов» является размер предъявляемого материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным и цифровым материалом, геометрическими фигурами и т.д.). Самые мелкие детали не должны быть менее 1 см. Размер самых  крупных изображений не должен превышать 3-5 см. Картинки должны иметь высокое полиграфическое качество. При соблюдении указанных условий, предъявляемые учителем изображения, видны ученикам на пределе зрительного различения. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Общая продолжительность таких пауз в течение учебного часа должна составлять по объему не менее ¼.  Эту работу целесообразно чередовать с занятиями на близких дистанциях (работа с учебником, письмо). Следует отметить, что подобные упражнения не должны являться просто средством для тренировки глазных мышц, а должны решать общеобразовательные, развивающие задачи, т.е. служить средством для получения новых знаний и развития ряда психических функций: зрительной памяти, внимания, наглядно-образного мышления, пространственных представлений и пр.  Следующий прием расширения зрительно-пространственной активности – работа с расположенными на стенах кабинета карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см.). По моей просьбе дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают в классе картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения и т.д.

В начале учебного года я проверяю рабочую дистанцию каждого ребёнка. С помощью деревянного стандартного метра делаю метки мелом на полу от классной доски до последней парты. Обязательно провожу с детьми беседу о важности такой проверки, о том,  что результаты должны быть объективными, не зависящими от  желания ребёнка сидеть за какой-либо партой или рядом со своим другом. Ведь речь идёт о здоровье. Сначала ученик  встаёт у самой дальней метки и пытается прочитать указанную мной строку в таблице. Если видит плохо – передвигается на 1 м вперёд и т.д. Данные заношу в таблицу. Например, ученик увидел двумя глазами букву размером 1 см с расстояния 6 м. Следовательно, его рабочее  место должно находиться на таком же расстоянии от классной доски.  В течение  года такую проверку лучше всего  повторить дважды – в середине и в конце  учебного года. Повторно определив зрительную рабочую дистанцию, можно сделать вывод об улучшении или ухудшении зрения у каждого ученика. Если же это расстояние будет составлять менее 4-5 м, то такого ученика необходимо направить к окулисту для детального обследования и наблюдения. Результаты каждой проверки фиксируются и сравниваются с показаниями в начале года. На родительском собрании или в индивидуальных беседах они доводятся до сведения родителей.

Следующий способ расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами. На магнитном стенде над классной доской вывешен лист ватмана, на котором изображены цветные фигуры (овалы, прямые линии, «восьмёрка», спираль, зигзаг, волны) с толщиной линии 1 см.  С  помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе  выполнения упражнения:  вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории «восьмерки».  Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый. В середине урока дети встают и по команде учителя (или под ритмичную музыку) начинают пробегать глазами по заданному направлению. Сначала – точно по линиям на ватмане, а потом такие же фигуры мысленно рисуют во всю переднюю (боковую, заднюю) стену класса.

Через какое-то время заменяю  тренажёр на новый: лист ватмана расчерчен на крупные клетки (10 на 10 см). Слева на листе цветок, справа – собачка. Между ними – бабочка (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).  Задаю траекторию полёта бабочки: 3 клетки вправо, 2 вниз, 1 влево и т.д. Куда села бабочка? Кто сумел проследить за ней взглядом и ни разу не ошибся?

В последние годы,   в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в  образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют,  офтальмотренажёры. Образцы таких физкультминуток учусь создавать  сама с помощью программы PowerPoint или пользуюсь материалами библиотеки Сети творческих учителей (http://www.it-n.ru/ Сообщество «ИКТ в начальной школе»). Замечательные офтальмотренажёры разработаны учителями начальных классов Смирновой Марией Алексеевной (ГОУ ЦО № 293 г. Москва) и Масько Любовью Георгиевной (МОУ СОШ № 14 г. Мончегорск), например: «Золотая осень», «На море», «Городок», «Лови снежинку». Такие физкультминутки могут  быть проведены на уроках математики, русского языка, окружающего мира, чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.

      Особым режимным моментом в начальной школе является динамическая пауза.     Цель динамической паузы: после продолжительных учебных занятий, вызывающих умственную и физическую усталость, вернуть ребёнку работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение осанки, повысить эмоциональный уровень учащихся.   Динамическая пауза проводится после третьего урока. Активный отдых на динамической паузе может быть самым разнообразным. Это и подвижные игры, и физические упражнения, прыжки, эстафеты. Важно, чтобы дети на динамической паузе пользовались полной свободой выбора игр и развлечений (из числа рекомендуемых), чтобы сами включались в них.  Для организованного проведения динамической паузы предъявляются общепедагогические требования:

  1. Они должны соответствовать возрастным особенностям детей, их подготовленности.
  2. Не утомлять и не возбуждать их излишне.
  3. Быть доступными и увлекательными как по содержанию, так и по форме.

      Регулярное питание - одно из условий нормального развития организма ребёнка.   Мозг младшего школьника, особенно во время учёбы, нуждается в достаточном количестве питательных веществ  для усвоения знаний.
Как гласит народная мудрость:
«Пустое брюхо к ученью глухо». В моём классе   31 ученик. Из них в столовой питаются 29 учеников, что составляет 90,3%.  В столовую мы ходим после 2 урока, перемена длится  20 минут. За это время дети успевают нормально поесть и подготовиться к следующему уроку.  3   раза в неделю у нас бывают «молочные паузы», на которых мы пьём молоко.

     Для профилактики простудных заболеваний  используем “чесночницы” (коробочки из-под “киндер-сюрпризов”, внутри которой находятся лук или чеснок), в кабинете в нескольких местах на тарелках лежит разрезанный лук. Родителям я рекомендую, чтобы дети употребляли витамины “Алфавит”, “Ревит”, “Аскорбиновая кислота”. Также рекомендовано упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятием спортом.

 Обращаю внимание и на экологическое пространство класса (ПРИЛОЖЕНИЕ 10).  Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.  В озеленении класса помощь оказывают родители.  Кроме этого решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.  Для стен и парт был выбран зелёный цвет, так как  зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение. Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов.

  Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.  Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.  Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали (ПРИЛОЖЕНИЕ 10).

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я считаю  работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником  между семьей и  школой становится ребенок.

        Работа с семьей  ведется по следующим направлениям:

  1.  Привлечение родителей к обучению   детей здоровому образу жизни

     (проведение тематических родительских собраний и конференций,

     в   том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы,

     приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по

     организации закаливания в семье и т.д.).

  1. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния  здоровья детей.
  2. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
  3. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Будь независимым, скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).
  4. Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря).
  5. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).

    Не маловажную роль в оздоровлении детей играют внеклассные мероприятия спортивной направленности. Провожу не только традиционные внеклассные мероприятия как День знаний, День матери, Новый год но  и различные спортивные праздники (День Снеговика, Аты – баты шли солдаты, Самый здоровый класс – у нас! и др.) (ПРИЛОЖЕНИЕ 11). Во все мероприятия и праздники включаются подвижные игры, задания на ловкость, силовые упражнения, в которых с интересом принимают участие не только дети, но и родители. При проведении внеклассных мероприятий находится простое, посильное дело каждому: учителю, ученику и родителю. Дети чувствуют поддержку родителей и становятся более уверенные в выполнении, какого либо дела. Активно участвуем вместе с родителями  в  школьных мероприятиях: смотр песни и строя «Статен в строю – силён в бою»,  игра «Зарница», Дни Здоровья, конкурс «Самый здоровый класс».  И всегда занимаем первые места.  На базе нашего класса создана танцевальная группа.  Ребята выступают на концертах, ежегодно участвуют в конкурсе одарённых детей. Неоднократно становились призёрами данного конкурса.

   Хотя учёными была экспериментально доказана возможность целенаправленного повышения психологической культуры младших школьников в процессе специально организованного психологического образования и,  как следствие,  улучшение показателей психологического здоровья,   до сих пор остаётся нерешённой проблема выделения хотя бы одного часа в неделю на проведение таких уроков. Поэтому основная нагрузка по психологическому образованию ложится на тематические классные часы.     Основная задача этих классных часов состоит в том, чтобы помочь  ученикам к окончанию начальной школы повысить коммуникативную компетентность, оптимизировать отношение к себе и другим людям, освоить элементарные навыки саморегуляции, самоконтроля и т.д. Например, в 2009-2010 учебном году мною были запланированы и проведены следующие классные часы на тему «Профилактика и сохранение здоровья  младших школьников»:

Сентябрь.  Наш режим дня.

Октябрь. Личная гигиена и гигиена жилья.

Ноябрь. Советы доктора Воды.

Декабрь. Как сохранить хорошее зрение.

Январь. Правильная осанка.

Февраль. Почему болят зубы ?

Март. Профилактика простудных заболеваний.

Апрель. Вредные привычки.

Май. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

В классе есть уголок здоровья, который постоянно обновляется.

В 2009-2010 учебном году  мы начали оформлять «дерево здоровья» для наглядной пропаганды здорового образа жизни. На это «дерево» заносятся имена и фамилии ни разу не болевших учеников за четверть. По итогам года самые здоровые ученики получили  медали «Самый здоровый ученик».

В этом году у нас с первоклассниками в  классном уголке появился «Боровичок - здоровячок».

2.2  Результат деятельности учителя по данной проблеме.

Для более глубокого понимания влияния образовательного процесса на  показатели здоровья учащихся я  изучила данные состояния здоровья школьников своего  класса на протяжении  последних трёх лет.

За 3 года обучения количество учащихся, страдающих хроническими заболеваниями, осталось на прежнем уровне, а количество пропущенных учебных дней по болезни с каждым годом сокращается (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

Ребята активно осваивают образовательное пространство школы и города.

              Занятость учащихся во внеурочное время.

Анализ динамики снижения зрения  показал, что показатель зрительной рабочей дистанции  во 2 и 3 классах оставался неизменным, а к концу 4-го класса увеличился (Диаграмма 3).   Во 2 классе одному ученику было предписано ношение очков (зрительная дистанция 3-4 м). Несмотря на проводимую работу   к концу 4-го класса ещё у  одной девочки выявлено снижение показателя зрительной рабочей дистанции до 3-4 м. Ещё у двух детей показатель рабочей дистанции снизился с 6 м до 5-6 м,  что указывает на важность продолжения  профилактических мероприятий,  направленных на укрепление зрительной системы.

Диаграмма 3

Анализ карт наблюдения за состоянием ребёнка (заполнялись родителями) (ПРИЛОЖЕНИЕ 12) показал, что на протяжении 3-х лет обучения состояние детей не вызывало тревоги (Диаграмма 4). Все ученики, по мнению родителей,  справлялись с учебной нагрузкой и не испытывали перенапряжения (суммарный балл не превышает 15).

Диаграмма 4

Анализ карт наблюдения за поведением ребёнка в школе (заполнялись учителем) (ПРИЛОЖЕНИЕ 13) показал, что преобладает суммарный балл до 7, т.е. состояние ребёнка не вызывает тревоги (Диаграмма 5). Количество детей, набравших от 7 до 14 баллов медленно, но верно снижается. С родителями этих учеников проведены инструктажи о соблюдении режима дня, совместно проанализированы проблемы детей и испытываемые трудности.

Диаграмма 5.

Уровень тревожности – важный показатель психологического здоровья и степени воздействия внутришкольных факторов.  Для его оценки использовалась шкала тревожности Сирса  (ПРИЛОЖЕНИЕ 14). Результаты данного наблюдения отражены в диаграмме 6.

Диаграмма 6.

Таким образом, можно сделать вывод, что  экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике  позволяют сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся,  вовремя заметить отклонения в показателях здоровья и адаптации учащихся и своевременно  предпринять необходимые шаги для их ликвидации или коррекции. Но вместе с тем,  существует ряд проблем (снижение зрения, тревожность учащихся),  над которыми ещё предстоит работать.

Определяя это направление работы, мы исходим из того, что школа – не медицинское учреждение, и подменять собой функции врачей не может и не имеет права. Однако необходимо установить тесное взаимодействие с медицинскими работниками школы, исключить ситуацию, когда школьная медицинская служба – сама по себе, учителя - сами по себе. Каждый учитель, работающий с детьми, должен быть хорошо информирован о состоянии здоровья конкретных учеников и использовать эту информацию при организации индивидуальной и дифференцированной работы с учащимся.

Формы представления опыта учителя по данной проблеме.

Учебный год

Уровень

Форма представления

2007-2008

муниципальный

Открытое внеклассное занятие на семинаре руководителей ОУ

Самый здоровый класс – у нас! (ПРИЛОЖЕНИЕ 28)

2008-2009

школьный

Обобщение опыта ШМО по теме: «Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов».(ПРИЛОЖЕНИЕ 30)

2008-2009

региональный

Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровое поколение – основа качественного образования» (представление опыта по теме «Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов»).


Заключение.

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей.  

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение

  1. направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;
  2. опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);
  3. приводит к повышению мотивации  учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;
  4. достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.

Список литературы.

1. Амосов М.В. Смирнов Н.К. « Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.: АРКТИ, 2003.

2. Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М., 1983.

3. Базарный В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! / В.Ф. Базарный // «Советская Россия», №136 (12607), 23 октября 2004 г.

4. Всероссийский съезд «здоровое поколение – здоровая Россия». Здоровьесберегающее образование. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

    http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html

5. Гигиенические проблемы охраны здоровья населения.// Материалы научно-практической конференции. –Самара, 2000.

6. Здоровое поколение – основа качественного образования: Материалы всероссийской научно – практической конференции. – Ульяновск: УлГТУ, 2009

7. Калинова Г.С., Мягкова А.Н, Учебная нагрузка и здоровье школьников// Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис,1997.

8. Чупраха И.В., Пужаева Е.З. « Здоровьесберегающие технологии»

9. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения./ Под редакцией М.М. Безруких, В.Д.Сонькина. – М.,2002.

11. Н. И. Дереклеева «Родительские собрания 1-4 классы» »// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО»,2005.

12. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер»// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО»,2007.

13. Подвижные игры 1-4 классы.// Мозаика детского отдыха.- М.: «ВАКО»,2007.

14. Г.В.Каштанова, Е.Г. Мамаева «Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников»// Развитие и воспитание. – М.»Аркти».2007.

15. Мониторинг и коррекция физического развития школьников.// Методика. – М.: «Айрис пресс», 2006.

Приложение 1

Анализ урока с позиции здоровьесбережения.

Оценка качества и эффективности здоровьесберегающего урока

Оценка проводится по реализации гигиенических факторов урока. В строке «показатель» вносится количественная оценка по каждому фактору.

Балльные оценки: реализовано полностью – 2 балла,

                                реализовано  частично – 1 балл,

                                не реализовано – 0 баллов.

Затем подсчитывается общий балл. Эффективность рассчитывается по формуле:               общая сумма

Э= ------------------------------------- * 100%

                               20

Если получен результат 100 – 85 % - урок оптимального уровня;

84 – 65 % - урок достаточного уровня;

ниже 45 % - урок не реализован с позиций здоровьесбережения.

Оценка качества и эффективности урока с позиций здоровьесбережения показывает проблемные области конкретного учителя в применении здоровьесберегающих технологий.

Анализ полученной информации по методическим объединениям или педагогическому коллективу в целом даёт конкретные направления методической работы, повышения квалификации по проблеме охраны здоровья школьников.

Схема оформления анализа урока.

Дата __________ . Класс _______ . ФИО учителя ________________________.

Предмет ________________.  Цель посещения __________________________.

(далее приводится таблица)

№ п/п


Факторы


Рациональный

Показатель


Недостаточно

рациональный


Нерациональный

показатель


Баллы

1.

Санитарно-гигиенические

условия урока:

-воздушно-тепловой режим;

- освещённость;

- соответствие мебели росту учеников;

-чистота и эстетика кабинета;

-цветовая гамма кабинета.

Соответствуют

нормам СанПиН

Не соответствуют нормам СанПиН

по одному из факторов

Не соответствуют

нормам СанПиН

по нескольким факторам

2.

Плотность урока, т.е.

количество времени,

затраченного школьниками

на  учебную работу.

Не менее 60% и не

более 75 – 80 %

85 – 90 %

Более 90 %

3.

Количество видов учебной

деятельности.

4 – 7 видов

2 – 3 вида

1 – 2 вида

4.

Средняя продолжительность

различных видов учебной

деятельности

Не более 10 минут

11 – 15 минут

Более 15 минут

5.

Частота чередования

различных видов учебной

деятельности

Смена не позже чем

через 7 – 10 минут

Через 11 – 15 минут

Через 15 – 20 минут

6.

Количество видов

Преподавания

Не менее 3-х

2 вида

1 вид

7.

Наличие физкультминуток

На 20-35 минуте

урока по 1-2 мин. Из

3-х лёгких движений с повтором каждого

1 физкультминутка с

неправильным содержанием и

продолжительностью

Физкультминутки отсутствуют

8.

Психологический климат

Преобладают

положительные

эмоции

Урок эмоционально

индифферентный

(ровный)

Преобладают

отрицательные

эмоции

9.

Наступление утомления

 учащихся

Не ранее 40 минуты

(в 1 классе  –  не ранее

20  минуты)

Не ранее 35-37 минуты

(в 1 классе – не ранее 25-27 минуты)

До 35 минут

(в 1 классе – до 25 минут)

10.

Взаимоотношения «учитель –

ученик».

Стиль общения.

Демократический

Демократический,

с проблемами организации

сотрудничества

Авторитарный,

попустительский

Приложение 2

Упражнения для формирования правильной осанки.

Упражнение с учебником.

Цель упражнения: формирование правильной осанки, поддержание здорового психологического климата в классе, поддержание организма в тонусе, снятие мышечного напряжение, выработка командного духа (правильность выполнения зависит от слаженности работы пары).

Ребята кладут учебник на голову и для разминки:

* приседают,

* поворачиваются вокруг своей оси,

* делают шаг влево, вправо.

* По команде учителя ребята становятся по двое и берутся за руки, руки согнуты в локтях и подняты вверх (книги на голове). И повторяют за учителем танцевальные движения.

* Шаг влево, присесть, выпрямится, подставить правую ногу;

* Шаг вправо, присесть, выпрямится, подставить левую ногу;

* Шаг влево, присесть, выпрямится, правую ногу, согнуть слегка в коленях и приподняв вынести влево;

* Шаг вправо, присесть, выпрямится, левую ногу согнуть слегка в коленях и приподняв вынести вправо;

* Держась за руки, глядя друг другу в глаза, меняются местами по кругу.

Мы проверили осанку

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Мы идем, как все ребята,

И как мишка косолапый.

Потом быстрее мы пойдем

И после к бегу перейдем.



Ходьба на носках на месте.

Ходьба на пятках.

Ходьба на месте.

Ходьба на внешнем своде

стопы.

Бег на месте.

Ходьба на месте.

Чтобы отдых дать спине.

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Спину тоже разминаем,

Взад-вперёд её сгибаем.

(Наклоны вперёд-назад.)

Поворот за поворотом,

То к окну, а то к стене.

Выполняем упражненье,

Чтобы отдых дать спине.

(Повороты корпуса

вправо и влево.)

Отжимаемся от парт.

Приготовились. На старт!

Молодцы! А кто у нас

Смог отжаться десять раз?

(Отжимания от парт.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам.

(Дети садятся за парты.)

Приложение 3

Упражнения для укрепления мышц кистей рук.

Лесная история

Учитель рассказывает историю, которая случилась в лесу, а

дети показывают ее с помощью движений рук.

— Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.

Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками паль-

цев по парте, изображая зайчиков.

— Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно. Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.

— Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвос-

том она заметала следы.

Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистью то в одну,

то в другую сторону.

— Зайцы увидели ее и бросились врассыпную.

Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи

прыжки.

Солнышко

— Как светит солнышко летом?

Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все

мышцах ладони.

— Как светит солнышко осенью?

Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.

— Как светит солнышко зимой?

Пальцы собираются в щепотку.

Каждое упражнение повторяется несколько раз.

Самомассаж пальцев рук

1.Растереть ладони.

Круговыми движениями правой руки

помассировать тыльную сторону левой руки, положив ее на

солнечное сплетение. Скручивающими движениями от осно-

вания пальца до ногтевой фаланги помассировать каждый

палец на левой руке.

Поглаживая, с усилием помассировать левое предплечье;

вверх по тыльной стороне, вниз по ладонной стороне.

Зажав лучезапястный сустав левой руки, правой рукой рас-

тереть его (2 — 3 скручивающих движения — «крапивка»).

Поглаживая, с усилием помассировать левое плечо, так же,

как и предплечье (6 — 8 раз).

Выполнить круговые движения в лучезапястном, локтевом

и плечевом суставах левой руки.

В стряхивающими движениями расслабить левую руку.

Опустить ее вниз, почувствовать в ней тепло и легкость.

Такой же самомассаж выполнить левой рукой, массируя

правую руку.

2. Промассировать руками шею.

Ребром ладони правой и левой руки массировать шею

движениями навстречу друг другу («пиление» воротниковой

зоны).

3. Промассировать руками плечи.

Ребром ладони правой руки массировать левое плечо и

наоборот («пиление по погону»).

4. Промассировать руками  голову

Подушечками пальцев помассировать волосистую часть го-

ловы со сдвиганием кожи.

5. Встряхнуть кисти рук.

Приложение 4

Упражнения на релаксацию.

i. Расслабление мышц плечевого пояса

Роняем руки.

Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По предложению ведущего снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Упражнение повторяется. Руки не следует раскачивать после их падения. Можно подсказать детям образ, руки - висят, как веревочки.

Трясем кистями.

Исходное положение - руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.

Стряхиваем воду с пальцев.

Исходное положение - руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Поднимаем и опускаем плечи.

Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).

Твердые и мягкие руки.

Руки подняты в стороны. Дети до предела выпрямляют все суставы рук (ослабляют напряжение, давая плечам опуститься) и напрягают все мышцы - от плеча до концов пальцев. Затем, не опуская рук, ослабляют напряжение, давая плечам опуститься, а локти, кисти и пальцы слегка пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

Мельница.

Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.

II. Расслабление и напряжение мышц корпуса

Роняем руки.

Дети поднимают руки в стороны и освобождают от напряжения мышцы спины, шеи и плеч. Корпус, голова и руки падают вперед, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение.

Деревянные и тряпичные куклы.

Движения помогают осознавать напряженное и ненапряженное состояние мышц тела. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.

Приложение 5

Упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой состоит из следующих элементов:

1. Поворот головы вправо и влево. На каждом повороте (в конечной точке) – короткий, шумный вдох носом. Темп – один вдох в минуту.

2. «Ушки». Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.

3. «Малый маятник». Наклон головы вперед, назад. Короткий вдох в конце каждого движения.

4. «Обними плечи». Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук в момент быстрого шумного вдоха сжимается верхняя часть легких. Правая рука находится то сверху, то снизу.

5. «Насос». Пружинящие наклоны вперед. Мгновенный вдох – в нижней точке. Слишком низко наклоняться и выпрямляться до конца не нужно.

6. Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох – в крайней точке наклона назад.

7. Пружинящие приседания в выпаде с опорой то на правую, то на левую ногу. Вдох – в крайней точке приседания, в момент сведения опущенных рук.

8. «Большой маятник». Наклоны вперед и назад. Вдох – в крайней точке наклона вперед, а потом назад.

Приложение 6

Упражнения для профилактики плоскостопия.

1. Массаж ступни

Сидя на стульчике, вытянуть ноги, поставить ступню правой

ноги на верхнюю треть левой голени и начать активно массиро-

вать. Поочередно выполнять массаж то одной, то другой ноги.

2. «Балерина»

Сидя на стульчике, упереться пальцами ног в пол. Делать ма-

ленькие шажки, как балерина на пуантах. Колени внутрь не

поворачивать.

3. Поочередное поднимание носков и пяток

4. Поочередное разведение носков и пяток

5. На пляже

Дети изображают, как они захватывают пальцами ног песок

на пляже.

6. Нарисуй кружок

Ребята выполняют круговые движения в одну и другую стороны

большими пальцами ног.

7. Цапля

Стоя. Ходьба на носках. Спина прямая.

8.)Мыши

На носочках ходят мыши,

Так, чтоб кот их не услышал.

9. Котенок

а) Котенок крадется. Ходьба на цыпочках.

б) Котенок бежит. Бег на носочках.

в) Котенок прыгает, ловит бабочку. Мягкие подпрыгивания,

опускаться нужно на всю ступню.

10. Медвежонок

Стоя. Ходьба на внешней стороне стопы, а затем на внутрен-

ней. Руки на поясе.

11. Веселые ножки

Выполнять сидя. Выставить одну ногу вперед на пятку, на но-

сок, убрать под стул. То же с другой ногой.

12. Пружинки

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Дети в этот момент приподнимают носки, пятки прижаты к

полу.

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай.

Нет пружинок — отдыхай!

13. Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

(Стихотворение декламируется детьми два раза: первый раз дети стоят

на одной ноге, второй раз — на другой).

Приложение 7

«Оживлялки»

Упражнение 1:

• с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);

• щеки – вверх – вниз (10 раз);

• кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);

• указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

• 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

Упражнение 2:

• потянуть вниз мочки ушей (10 раз);

• «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);

• «кручение козелка» – большой палец руки ввести в слуховой проход, указательным пальцем охватить ухо сверху и делать круговые движения (30 секунд).

Приложение 10

Приложение 11

      Сценарий внеклассного мероприятия

                           

       

     

Титова А.А.

Цель: пропаганда и популяризация здорового образа жизни, привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.

  1. Образовательные задачи:
  1. Формирование представлений о составных компонентах здорового образа жизни.
  2. Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни.
  3. Формирование у обучающихся стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.

  1. Развивающие задачи.
  1. Развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия) способностей.
  2. Развитие физических качеств: ловкости, гибкости, силы.

  1. Воспитательные задачи.
  1. Воспитание моральных и волевых качеств; навыков правильного поведения; интереса; потребности и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
  2. Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.

Инвентарь: кегли, обручи, скакалки, мячи.

Музыкальное сопровождение: все танцы, эстафеты выполняются под музыку.

                        Ход мероприятия.

  1. Вводная часть (организационный момент).

 Ведущий:  Придумано кем-то просто и мудро

                    При встречах здороваться «Доброе утро»

                    Доброе утро! Солнцу и птицам,

                    Доброе утро! Улыбчивым лицам.

                    Каждый становится добрым, доверчивым.

                    Доброе утро длится до вечера.

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

Ведущий 2: Нам очень приятно видеть вас всех в нашем праздничном зале!

Ведущий 1: Сегодня в школе праздник,

                      И всем гостям мы рады.

                      Как здорово, что все мы здесь

                      Опять вот собрались.

 Ведущий 2: Одной семьёй счастливой

                      Живём мы в коллективе

                      И с каждым днём нам школа

                      Роднее и милей.  

2. Театрализованное выступление «У нас в школе проводится конкурс»

Звучит ритмичная музыка, затем затихает.  Выбегают  дети.

Реплики (на фоне музыки):

- Круто!

- Здорово!

- Отлично!

- Супер!

- Прикольно!

- Что такое? Что случилось?

- Что-то где-то провалилось?

- Стены стукнули друг друга?

- Кто-то вздрогнул от испуга?

- В нашей школе, вот так раз, объявлен конкурс на самый здоровый

класс!

- Круто! Здорово! Отлично! Участвуем??? Участвуем!!!

- А что надо делать?

- А надо участвовать всем классом в общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятиях.

- Привлекать родителей к работе по пропаганде здорового образа жизни.

- Организовывать спортивно-оздоровительные мероприятия для других классов.

- Выпускать санитарные бюллетени, листки здоровья.

- Организовывать походы, экскурсии, прогулки.

- Посещать спортивные секции, кружки.

- Делать по утрам всем классом зарядку.

- А вот если, пропускать уроки по болезни, то баллы будут вычитаться!

- А ещё их будут вычитать, если у кого-то в классе, есть вредные привычки!

Участвуем!!! (дети уходят)

  1. Выступление танцевальной группы 8 класса.

После танца девочки говорят «Желаем вам победы!»

  1. Продолжение театр.  выступления.

Ведущий: Прошла четверть.

(Выбегают дети)

- Ура!!! Ура!!! Ура!!! Кубок наш! Мы победили!

- А давайте сообщим эту новость нашей первой учительнице.

- Алёна Александровна!

- Мы пришли сообщить Вам, что самый здоровый класс – у нас!

Учитель: Молодцы! Поздравляю! Я очень рада за вас!

А расскажите моим малышам, как вы достигли таких успехов!

  1. Лит. монтаж «Достоинства здорового образа жизни».

Дорогие второклашки!

Вас приветствуем сейчас!

Хоть совсем ещё вы крошки,

Но догнать спешите нас.

О себе хотим сегодня,

Мы немного рассказать.

Чтоб вы поняли, как трудно

Самым здоровым классом стать.

Чтобы много добиться,

Лень гоните от себя

Чтоб у телика не сгинули

Ваши лучшие года.

Утром рано поднимайтесь

Вместе с солнцем улыбайтесь

Физзарядкой занимайтесь

И за дело принимайтесь.

Делай в точности как я,

Будет у тебя сноровка:

В школе я учусь на 5

После школы – тренировка.

Ну а я люблю футбол.

Бекхен  снится по ночам.

Посмотрел бы на меня он

Как забил вчера я гол!

Жаль, что кончилась зима,

Потому что у меня

Лыжи – лучшие друзья

А без них скучаю я.

Не печалься ты, Даша, очень

Впереди у тебя не один ещё год

Чтоб на олимпиаде в Сочи

Поставить мировой рекорд.

Что футбол – беготня за всеми

Нет, играть в футбол не по мне.

Волейбол сегодня в теме

Ловкость, гибкость, прыгучесть в цене.

Интеллект – вот главная сила,

Гибкость мысли, игра ума.

Это всё нам развить помогут

Шахматы – древнейшая игра.

Есть у нас по шахматам награды,

Призовые в области места

Приходите вы к нам. Будем рады,

Показать, как строится игра.

 

Весело и дружно мы живём

Никогда совсем не устаём

Знаем мы, что личные рекорды

Тоже славят общий школьный дом.

Мы праздник мира, дружбы открываем

Спортивный праздник закипит сейчас.

Мы танцем дух и силу развиваем,

Он наполняет силой каждого из нас.

  1. Выступление танцевальной группы 6б класса.
  2. Спортивные соревнования (эстафеты) между командами.

Второклассник:  Дайте ж нам, друзья, совет

                             Просим вас нас научить

                             Как же нам за пару лет

                             Заветный кубок получить?

Шестиклассник: В мире нет рецепта лучше:

                             Будь со спортом неразлучен.

                             Проживёшь ты 1000 лет –

                             Вот и весь секрет.

Ведущий:   А сейчас проведём состязания для сильных, ловких и умелых!

           Делу – время, час – забаве

           Команда первая – направо,

           Тут – вторая становись!

           Состязания начались.

Ведущий: Каждое соревнование оценивают жюри, давайте громкими аплодисментами поприветствуем их.

Представление команд.

1состязание_____________________________________________

________________________________________________________

2 состязание_____________________________________________

________________________________________________________

3 состязание______________________________________________

_________________________________________________________

4 состязание_______________________________________________

__________________________________________________________

5 состязание_______________________________________________

___________________________________________________________

Ведущий: Пора жюри готовится огласить окончательные итоги, вас приветствуют учащиеся 2 класса с танцевальным номером «Ах, Самара городок»  .

Подведение итогов.

Награждение команд.

Ведущий: Вот и закончился наш праздник. Все участники показали свои танцевальные и спортивные достижения. А главное – получили заряд бодрости и массу положительных эмоций.

Ведущий: Желаем вам цвести, расти

                  Копить, крепить здоровье,

                  Оно для дальнего пути-

                  Главнейшее условие

                  Пусть каждый день и каждый час

                  Вам новое добудет,

                  Пусть добрым будет ум у вас,

                  А сердце умным будет.

                  Вам от души желаем мы,

                  Друзья, всего хорошего.

                  А всё хорошее друзья,

                  Даётся нам недёшево.  

Приложение 8

Психологические паузы.

«Я и моё тело»

Игра – упражнение «Медвежата»

  Ребёнок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замёрз. Он сжался в маленький клубочек – греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.

  Учитель рассказывает про медвежонка, а дети изображают его движения. Упражнение направлено на мышечное расслабление.

«Я и мой язык»

Игра «Расскажи стихи без слов»

  Учитель читает любое стихотворение. Дети должны передать содержание стихотворения с помощью мимики и пантомимики.

«Я и мои эмоции»

Мимическая гимнастика.

Ученики должны выполнить ряд упражнения для мимических мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться, сохранить лоб гладким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне всё равно - равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, всё тело напряжено (страх, ужас), расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (вот я какой весёлый!)

«Я и я»

Этюд «Цветок»

  Тёплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая голову вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед  за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Приложение 12

Карта наблюдения за состоянием ребёнка.

                                     

    ____________________________________________( фамилия, имя ребёнка)

        _____________________________________________( дата; возраст)

.Критерии оценки:

0 – симптомы отсутствуют;

1 – слабо выражены, отмечаются изредка;

2 – умеренно выражены, наблюдаются периодически;

3 – сильно выражены, наблюдаются постоянно.

1. Ребёнок под разными предлогами неохотно идёт в школу (не выспался, плохое самочувствие, болит живот, голова, горло и т.п.).    _______ бал.

2. Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписания уроков, требует постоянного контроля родителей.  _____ бал.

3. После школы вялый, сонливый или, наоборот, чрезмерно возбуждённый, раздражительный, агрессивный. ____ бал.

4. Частые жалобы на усталость, головные боли, головокружение, боли в животе, тошноту.  _____ бал.

5. К вечеру чрезмерно возбуждён, отказывается ложиться в постель, долго не может уснуть. ____ бал.

6. Сон беспокойный, с неприятными сновидениями, страхами. В течение ночи часто просыпается, вскрикивает, «крутится» (может проснуться с ногами на подушке), зовёт родителей. Энурез (ночное недержание мочи).  ___ бал.

7. Отмечаются такие нарушения как

неконтролируемые подёргивания век, различных групп мышц  (лица, шеи плеч и т.п.);

 заикание, разного рода страхи  (темноты, одиночества, замкнутого пространства и др.)

 или навязчивости, «вредные привычки» (обкусывание  ногтей, сосание пальца, шмыгание носом и т.п.).   ____ бал.

8. В домашних условиях характерны постоянная возбуждённость, неспособность организовать свою деятельность, бесцельная беготня, эмоциональная неустойчивость, постоянные капризы, споры, упрямство, неадекватные реакции на различные бытовые ситуации (приход гостей, посещение общественных мероприятий, праздники).   ____ бал.

9. Очень болезненно или, наоборот, безразлично относится к школьным оценкам, постоянно их обсуждает, жалуется на несправедливое отношение учителя.

_____бал.

10. Отказывается от приготовления домашних заданий, «торгуется», ставит массу условий. Долго не может организовать себя, постоянно отвлекается, в связи с чем на приготовление домашних заданий уходит несколько часов. Не помнит, что задали на дом и какие завтра уроки. Самостоятельно работать не может, требуется постоянный контроль.  ____ бал.

Итого ______ баллов.

Приложение 13

Карта наблюдения за поведением ребёнка в школе (заполняется учителем). Дата; фамилия, имя ребёнка; № школы; класс; возраст.

Критерии оценки:

  0 – симптомы отсутствуют;

  1 – слабо выражены, отмечаются изредка;

  2 – умеренно выражены, наблюдаются периодически;

  3 – сильно выражены, наблюдаются постоянно.

                                             Поведение учащихся.

1. Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает.

2. Быстро нарастает утомление, истощение; ученик становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя.

3. На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем.

4. На контрольных работах (или перед ней) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен, руки становятся холодными и потными, не понимает задания, задаёт много вопросов, делает ошибки в заданиях.

5. В процессе может сконцентрироваться на задании; не понимает и не может выполнить инструкцию, не удерживает её в памяти или быстро забывает, постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального объяснения. При выполнении задания задаёт много вопросов.

6. На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо сказать несколько раз или держать за руку).

7. Приходит в школу неготовым – постоянно всё забывает

(учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.).

Фамилия,

имя учащегося

Показатели

Суммарный

балл


1


2


3


4


5


6


7


1.


2.



25.

Дата; фамилия, имя ребёнка; № школы; класс; возраст.

Критерии оценки:

  0 – симптомы отсутствуют;

  1 – слабо выражены, отмечаются изредка;

  2 – умеренно выражены, наблюдаются периодически;

  3 – сильно выражены, наблюдаются постоянно.

          В карте каждого ребёнка определяется суммарный балл по всем показателям.

При суммарном балле до 7 – состояние ребёнка не вызывает тревоги;

при суммарном балле от 7 до 14 – следует обратить внимание на проблемы ребёнка, проанализировать режим, нагрузку, трудности;

при суммарном балле от 14 до 21 – необходимо обратить внимание на состояние здоровья, нормализовать режим, возможно использовать вариант щадящего режима, снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать все проблемы ребёнка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи ребёнку.

При заполнении нескольких карт в течение учебного года, их данные сопоставляются как в отношении каждого ребёнка, так и по обобщённым показателям класса, например, по количеству детей, имеющих суммарные баллы до 14, от 14 до 21, более 21 балла.

Карта наблюдений позволит выявить отклонения в состоянии психоневрологического статуса ребёнка, свидетельствующие о нарушении адаптации и значительном напряжении. 

Приложение 14

Шкала тревожности Сирса

Оценку в качестве эксперта проводит учитель или знающий данного учащегося психолог.

Инструкция эксперту

Оцените каждое утверждение одним из следующих баллов: 0 - признак отсутствует; 1 - признак слабо выражен; 2 - признак достаточно выражен; 3 - признак резко выражен.

Утверждения

1. Обычно напряжен, скован.

2. Часто грызет ногти.

3. Легко пугается.

4. Плаксив.

5. Очень ко всему чувствителен.

6. Часто бывает агрессивным.

7. Обидчив.

8. Нетерпелив, не может ждать.

9. Легко краснеет или бледнеет.

10. Испытывает трудности с сосредоточением.

11. Суетлив.

12. Потеют руки.

13. При неожиданном задании с трудом включается в работу.

14. С трудом регулирует громкость голоса при ответе.

Оценка результата:

до 20 баллов - низкий уровень тревожности;

20-30 баллов - средний уровень тревожности;

более 30 баллов - высокий уровень тревожности.

Примечание: сумма менее 4 баллов диагностируется как сомнительная достоверность результата.

Приложение 9

Офтальмотренажёр по методике В.Б. Базарного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Доклад на тему "Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе"...

Система методов работы по созданию здоровьесберегающей среды в начальных классах

Реализация здоровьесберегающих технологий обучения....

Презентация. Тема: Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Презентация. Тема: Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе....

Создание здоровьесберегающей среды на начальном уровне общего образования

Один из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье школьника – утрата интереса ребёнка к учёбе, столь явного в начальных классах. Ученик, для которого посещение школы – тяжёлое и неприя...


 

Комментарии

Москвичева Ольга Ильинична

Проблема здоровьесбережения, пожалуй, самая трудная и важная из всех, стоящих сегодня перед учителем.В своей работе Алена Александровна показывает, как научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье,как можно добитьсятого, чтобы будущие поколения были здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.Внедрение педагогом в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, способствует лучшему усвоению ими учебного материала . Данная работа очень полезна и с практической и с теоретической стороны. Правильный подход к составлению расписания, чередование видов деятельности на уроке, различные виды физминуток, внеклассных мероприятий, все это хорошая помощь в работе начинающим педагогам.

Уважаемая Алена Александровна! Благодарю за четко и лаконично изложенный материал, который действительно очень актуален. Как начинающий педагог, обязательно возьму на заметку Ваш опыт.

Уважаемые коллеги, большое спасибо за отзывы.