Узнаем культуру и искусство других стран (на примере уроков ИЗО в 4 классе)
методическая разработка (4 класс) по теме
Доклад по теме "Изучаем культуру и искусство других стран" На примере урока ИЗО в 4 классе по программе Б.М.Неменского. Урок "Искусство Японии. Ханами - праздник "любования цветами"."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchaem_kulturu_i_iskusstvo_drugih_stran.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧАЕМ КУЛЬТУРУ И ИСКУССТВО ДРУГИХ СТРАН.
(на примере уроков изобразительного искусства в 4 классе)
Учитель изобразительного искусства Крылова Н.Б.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» г.Саранска
Великий русский писатель Л.Н.Толстой считал, что если ребенок в школе не научится творить, то в жизни он всегда будет только подражать. Учитывая это, педагог должен на каждом уроке, независимо от предмета и темы, дать учащимся хотя бы минимум эстетических знаний, формировать их эстетические чувства, создавать атмосферу, располагающую к самораскрытию в творчестве.
В современном обществе развитие творческой одаренности учащихся становится одним из основных запросов, которые предъявляются к образованию.
Творческая одаренность – особое явление. Это способность к самореализации в различных областях жизнедеятельности. В основе такой одаренности лежит творческий потенциал – нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. В настоящее время проблема заключается не столько в том, чтобы выявить и отбирать детей, обладающих этим даром, что было бы несложно, сколько в том, чтобы развивать его у всех учащихся без исключения. Неповторимость ребенка проявляется в его личном отношении к тому, что происходит вокруг него и в нем самом, к получаемой им информации, фактам, событиям. В психолого-педагогических исследованиях, когда обсуждается вопрос индивидуальности, в первую очередь делается акцент на эмоциональном аспекте человеческого существования. Обращение к эмоциональной сфере является основным условием развития творческой одаренности школьников. Известно, что наиболее сильным эмоциональным воздействием на ребенка обладают литература, музыка и живопись.
Я преподаю изобразительное искусство в начальной школе, главная цель моих уроков и есть - развитие творческого потенциала, причем не только одаренных детей, а именно всех учащихся. Работаю по программе Б.М.Неменского, программе, главный смысловой стержень которой – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка, очень многогранная программа, позволяющая полноценно развивать творческие способности детей.
Представляю вашему вниманию свои педагогические наработки по преподаваемому мной предмету в 4 классе. Весь год работаем над одной, единой темой года «Каждый народ – художник». Используется мотив путешествия, которое начинается, естественно с родных мест, с истоков родного искусства. Каждая культура рассматривается по четырем параметрам: 1 – природа; 2 – характер построек; 3 – образ человека в этой среде и 4 - праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни. Это по программе. Мной введен еще один параметр: мы знакомимся и потом рисуем по представлению героев мифов, сказаний, легенд, которые есть у каждого народа и которые очень интересны. Мифологическое объяснение мира – стадия, которую не миновала ни одна народность земного шара. Своеобразие мифологического мировоззрения заключается в том, что все явления бытия в художественно образной форме. Творчество народа создавало образы действующих лиц, сливающихся с самой природой. Интерес к мифологическому сознанию не исчезает даже сейчас – во время господства научного мировоззрения. Я решила попробовать раскрыть эту тему, когда мне попала в руки книга В.А.Иванова «Мифы языческой Руси». Это практически сказки ( хотя и написана книга в форме словарика). Все люди на свете любят сказки, а дети тем более. Волшебные, веселые и даже страшные , - сказки всегда интересны. Читаешь или слушаешь – дух захватывает! (срабатывает эмоциональная сфера, так необходимая для творчества!) Здесь есть рассказ и описание знакомой нам из наших народных сказок Баба Яга, которая была первоначально в древней русской мифологии положительным персонажем – прародительницей рода, хранительницей очага, присматривающей за детьми, берегиней. По мере распространения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. ( показать детские работы). Я рассказываю о нескольких мифологических персонажах ( выбираю незнакомые, но интересные персонажи – с целью познания нового) и предлагаю их нарисовать, нарисовать по представлению, нарисовать образы, которые возникли в их воображении. ( показ работ) Как домашнее задание предлагаю нарисовать других персонаже либо древнерусской, либо родной мордовской мифологии. (показ работ) Помимо развития воображения, творческих способностей эти уроки расширяют кругозор познания наших исторических корней, корней народного искусства.
В 3 четверти мы переходим к искусству других стран. Невозможно, да и не нужно рассматривать много народов ( в учебнике представлены народы гор и степей, города в пустыне, древняя Эллада, европейские города Средневековья, страна восходящего солнца – Япония, т.е. 5 культур). Я беру две ( по программе рекомендуется две-три). Это древняя Эллада и Япония. При изучении древней Греции также берем мифологию, древнегреческую мифологию просто нельзя не затронуть, ведь эти мифы – колыбель из которой выросла мировая художественная культура. В отличие от древнерусской мифологии по греческой мифологии литературы в достатке , поэтому здесь мы работаем несколько в другом ключе – мини проектов: задание дается заранее - одна группа детей готовит сообщение о древнегреческих богах, другая о героях ( Икар ,Дедал, Геракл и др.) Используется также мотив путешествия и начинается оно с горы Олимп, где живут боги Эллады, потом опускаемся на землю и путешествуем с героями. Дети с интересом узнают , что слова из мифов, названия используются в нашей жизни, что , например их любимое лакомство зефир – оказывается южный ветер в греческой мифологии, узнаем кто такой цербер, сирена, эхо и т.д. (показ работ)
Отправляясь в путешествие на Дальний Восток ( использую глобус) и попадая в Японию узнаем, что культура Японии очень целостна, экзотична, обращаем внимание на особое поклонение природе, воспитанное с глубокой древности умение японцами видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Узнаем об уроках любования в школе, японских садах камней, искусстве икэбана и оригами. Все уроки знакомства с необычным японским искусством воспринимаются детьми с большим интересом ( опять работает эмоциональная сфера – все это для нас необычно!) Будь то изображение природы через детали ( ветка дерева с птичкой, трава с кузнечиками, цветущее дерево на фоне тумана, дальних гор – работаем в технике по-сырому), образы японских построек с раздвижными стенами (показ работ), складывание фигурок оригами или тема японских праздников, праздников для нашего понимания необычных . На уроке мы попадаем на праздник цветения вишни-сакуры. Весна приходит в десятки стран мира. Огромное число людей в самых разных уголках земного шара в это время года наслаждаются цветущими садами. Но только японцы сумели сделать простые пятилепестковые цветы местной вишни главными героями ежегодно повторяющегося общенационального эстетического действа, праздника «ханами», что в переводе означает «любование цветами. Цветет японская вишня недолго, 2-3 дня и эстетическое удовольствие японцы получают именно от ожидания этой красоты и быстротечности. С интересом и удивлением рассматриваем фото с японцами, которые располагаются прямо на холодной земле под цветущими деревьями и задумчиво смотрят в далекое небо сквозь окутанные цветами ветви деревьев.. Пока дети разглядывают фото , я зачитываю японские стихи – хоку. Практическая часть – делаем цветущую ветку . ( Шаблоны цветов, белая бумага , карандаш, клей ПВА, веточка – все , что необходимо) Дети работают в паре. В процессе работы даю детям задание придумать ( попытаться) свое хоку о весне – образные сравнения иногда бывают очень красивые. В конце урока в вазе собирается восхитительный букет, который украшает класс очень долгое время. Дети получают удовольствие от созданного своими руками чуда, которое получается очень легко и доступно всем.
В заключении хочу сказать : когда ребенок после урока выходит с улыбкой на лице и гордо держит в руках свой «шедевр», когда он работал с интересом, доволен результатом – доволен результатом и педагог , ведь ребенок получает от урока «капельку счастья» и он будет хотеть познавать, творить, создавать, учиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)
На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....
Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)
Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России».Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» ...
Обучение русскому языку в начальной школе на примере урока для 2 класса
В данной статье рассматривается пример урока для 2 класса по русскому языку по теме " Учимся писать слова с двумя корнями "....
Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Путешествие в страну холодных и теплых цветов» 2 класс
Конспект урока...
«Специальные вопросы с глаголом-связкой«to be» в настоящем простом времени на примере УМК для 4 класса С. Г. Тер-Минасовой и других»
Цель данной презентации - помочь выработать навык постановки специального вопроса к предложениям, в которых частью сказуемого является глагол-связка "to be" в презентации описывается построе...
Развитие мотивации школьников с особыми возможностями здоровья на примере урока математики 2 класс, тема" Прием вычислений 36-2, 36-20"
В материале изложены уровни учебной мотивации и работа по формированию учебных мотивов. На примере проведеннного урока математики во 2 классе по теме «Прием вычислений вида 36-2, 36-2...
Пример урока "Проволока" 3 класс (программа для детей с ОВЗ 8 вид)
Проволока.Давайте посмотрим на урок в 3 классе и разберемся, как на самом деле мы сможем провести его, используя межпредметные связи и физкультминутку не только для проведения урока ручного труда, но ...