Приемы педагогической поддержки младшим школьникам
статья по теме
Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_ped_podderzhki.docx | 33.4 КБ |
puti_ped_podderzhki.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания
Приемы педагогической поддержки младшим школьникам
Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.
Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявление. Увидеть это можно, когда ребенок уже сделал шаг в ту или другую сторону: проявил талант, способность или, наоборот, совершил неблаговидный поступок, сделал ошибку. В первом случае важно подкрепить то, что начинает проявляться, во втором — удержать, чтобы не скатился вниз, не упал. «Педагог страхует ученика, не подменяя и не снижая усилий самого ребенка, но поддерживая и стимулируя их». Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.
Успешность такого взаимодействия педагога и учащегося возможна при соблюдении следующих условий.
1. Согласие ребенка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают.
2. Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем. «Ребенок – главное» - правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.
3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия.
4. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.
Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности младших школьников, понимать, что большие трудности возникнут в процессе адаптации школьников в 1 и5 классах. В это время ребенок входит в социум, примеряет различные социальные роли, адаптируется в новых условиях.
При переходе к конкретным случаям поддержки необходимо выделили виды и причины трудностей в обучении. Основные трудности в обучении младших школьников:
- ребенок плохо учится;
- ребенок ленится;
- ребенок рассеян;
- ребенок неуправляем;
- хронические неудачи;
- уход от деятельности;
- развитие ребенка по игровому типу;
На основе работ психологов и педагогов, были разработаны способы оказания педагогической поддержки в конкретных случаях, которые могут использоваться в дальнейшей педагогической деятельности
Основная трудность: ребенок плохо учится (неуспеваемость).Учащиеся с трудом усваивают программу по основным предметам на протяжении длительного времени. При этом возникают сомнения, что они смогут учиться хорошо, даже если захотят.
Трудности в обучении | Наиболее вероятные психологические причины | Общие рекомендации |
Ребенок плохо учиться Не выполняет самостоятельные задания или делает их немного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника. Безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу. Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально | Нарушение учебной мотивации |
|
Повышенная тревожность |
| |
Нарушение отношений с учителем. |
| |
Задержка в психическом развитии (ЗПР). Для подтверждения диагноз требуется заключение медико-педагогической комиссии. | Желательно обучение в классе выравнивания.
Обязательна консультация со специалистами с целью определения методов спец. коррекции. | |
Развитие ребенка по «игровому типу» Развитие по типу «Хронической неуспеваемости» | См. отд таблицу |
Основная трудность: ребенок ленится. Дети, которые, по мнению учителя, учатся хуже своих способностей:
Ребенок ленится Равнодушие ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу. Не хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.п.) не выполняет задания. Утомленный вид или наоборот чрезмерная возбудимость к концу занятия. | Нарушение учебной мотивации. Повышенная тревожность. Нарушение отношений с учителем. | См. пред.таблицу |
Сниженная энергетика (требуется заключение психоневролога) |
| |
Общая замедленность темпа деятельности |
|
- Основная трудность: ребенок рассеян. Учащиеся проявляющие высокую учебную активность, но делают это неэффективно, так как результат активность низкий:
Основная трудность: ребенок рассеян Торопится, отвечает не подумав, старается сделать хорошо, но либо что-нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель; неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле. Невнимательность, часами сидит за уроками, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил. | Несформированность организации деятельности. Повышенная энергетика. |
Ненавязчивый контроль исполнительности |
Повышенная тревожность |
|
4.Основная трудность: неуправляемый учащийся. Такие дети не способны или не желают выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей и родителей связаны не столько со сферой учения, сколько с поведением:
Основная трудность: неуправляемый учащийся. Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив . Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо. | 1 . Избалованность | Установить тесный контакт с родителями ребенка. Без совместной работы с ними коррекция будет малоэффективна. |
Повышенная энергетика | ||
Двигательная расторможенность (требуется заключение психоневролога) |
|
5. Диагностическая таблица «Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость». Главная черта таких учащихся: постоянный страх ошибаться, сделать что-то не так. Дети нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые еще больше дезориентируют их учебную деятельность и, таким образом, неудачи становятся хроническими:
«Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость». Учил, но не может хорошо ответить. Сильно теряется у доски или вообще молчит, при этом письменные работы выполняет хорошо. Контрольные работы пишет значительно хуже, чем обычные работы. После неудачного ответа не может включиться в работу… |
Первичные трудности с освоением школьной программы в результате низкого объема кратковременной памяти, слабого слуха или зрения, логопедические нарушения, слабое развитие мелкой моторики |
В случае необходимости проконсультироваться с психологом или логопедом. |
6. Диагностическая таблица «Уход от действительности». Главная черта таких учащихся – склонность к фантазированию. Такие дети часто «витают в облаках» во время урока. Стремятся завладеть вниманием учителя: ведут разговоры на «взрослые» темы, задают вопросы, делают подарки, хвастаются:
«Уход от действительности». Мечтают на уроке; Лень (может учиться, но не хочет). Что-нибудь читает или рисует вместо того, чтобы участвовать в деятельности класса. Обманывает. | Основная—неудовлетворенная потребность во внимании, сочетающаяся с легкой тревожностью. Дополнительная—потеря учебной мотивации (преобладания мотивов избежания неудач) |
|
7. Диагностическая таблица «Развитие ребенка по игровому типу». У таких учащихся с первых дней наблюдается безответственное отношение к учебе: игра школьными принадлежностями, может не захотеть выполнять задание учителя, не переживает своих неуспехов, может быть капризным, неуправляемым. При этом по интеллектуальным способностям может быть готов к решению предлагаемых задач.
«Развитие ребенка по игровому типу». Неуправляемость; требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиниться школьным требованиям. Не замечает своих ошибок, повторяет их после замечаний учителя. Неуспеваемость по многим предметам. | Основная—отсутствие произвольности регуляции поведения, ведущее к неготовности принятия на себя роли школьника. Дополнительная—задержка психического развития. |
|
Нельзя все проблемы поместить в схемы, потому что каждый ребенок – индивидуален. И поэтому нужно рассматривать некоторые конкретные ситуации и способы поддержки в конкретном случае.
Литература:
- Вельчинская Т.П. «Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста». М., 2000.
- Волков Б.С. «Младший школьник. Как помочь ему учиться?». М., 2004.
- Степанов В.Г. «Психология трудных школьников». М., 2002.
- Яшнова О.А. «Успешность младшего школьника». М.,2003.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и с жизненным и профессиональным самоопределением.
«Педагог страхует ученика, не подменяя и не снижая усилий самого ребенка, но поддерживая и стимулируя их». Смысл педагогической деятельности состоит в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем .
Согласие ребенка на помощь и поддержку. Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем . Совместность, сотрудничество, содействие. Доброжелательность и безоценочность . Условия успешного взамодействия :
ребенок плохо учится; ребенок ленится; ребенок рассеян; ребенок неуправляем; хронические неудачи; уход от деятельности; развитие ребенка по игровому типу; Основные трудности в обучении младших школьников:
Трудности в обучении Наиболее вероятные психологические причины Общие рекомендации Ребенок плохо учиться Не выполняет самостоятельные задания или делает их немного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника. Безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу. Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально Нарушение учебной мотивации Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности. Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека Повышенная тревожность Поддержать доброжелательные взаимоотношения, Найти и обеспечить сферу успеха; Щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Снизить значимость сфер неуспеха.
Нарушение отношений с учителем. Осознать причины напряженности в отношениях с учеником (неопрятность ребенка, антипатия по отношению к его родителям…) Попытаться понять его проблемы и, если не в силах помочь, то постараться не усугублять их. Задержка в психическом развитии (ЗПР). Для подтверждения диагноз требуется заключение медико-педагогической комиссии. Желательно обучение в классе выравнивания. Игровые формы обучения, репетиторство; Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребенка с окружающим миром. Обязательна консультация со специалистами с целью определения методов спец. коррекции. Развитие ребенка по «игровому типу» Развитие по типу «Хронической неуспеваемости» См. отд таблицу
Ребенок ленится Равнодушие ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу. Не хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.п.) не выполняет задания. Утомленный вид или наоборот чрезмерная возбудимость к концу занятия. Нарушение учебной мотивации. Повышенная тревожность. Нарушение отношений с учителем. См. пред.таблицу Сниженная энергетика (требуется заключение психоневролога) Щадящее обучение (давать возможность отдыхать и доделывать задание дома и после урока, если не успел) Приучать к умению следить за своей работоспособностью Общая замедленность темпа деятельности Не осуждать за медлительность. По возможности снизить объем заданий, оценивать прежде всего за качество.
Основная трудность: ребенок рассеян Торопится, отвечает не подумав, старается сделать хорошо, но либо что-нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель; неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле. Невнимательность, часами сидит за уроками, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил. Несформированность организации деятельности. Повышенная энергетика. Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия. Приучать внимательно относиться к инструкциям учителя. Ненавязчивый контроль исполнительности Повышенная тревожность Поддерживать доброжелательные взаимоотношения. Найти и обеспечить сферу успеха. Щадящий оценочный режим. Снизить значимость сфер неуспеха и т. п
Основная трудность: неуправляемый учащийся. Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив . Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо. 1 . Избалованность Установить тесный контакт с родителями ребенка. Без совместной работы с ними коррекция будет малоэффективна. Повышенная энергетика Двигательная расторможенность (требуется заключение психоневролога) Спокойный стиль взаимоотношений. Порекомендовать родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр). Учитывая стереотипы в воспитании подобных советов, сделать это нужно как можно деликатнее.
«Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость». Учил, но не может хорошо ответить. Сильно теряется у доски или вообще молчит, при этом письменные работы выполняет хорошо. Контрольные работы пишет значительно хуже, чем обычные работы. После неудачного ответа не может включиться в работу… Основная: личностная тревожность. Факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность: нарушение отношений с учителем; завышенные ожидания взрослых; Первичные трудности с освоением школьной программы в результате низкого объема кратковременной памяти, слабого слуха или зрения, логопедические нарушения, слабое развитие мелкой моторики Поддерживать доброжелательные отношения; Найти и обеспечить сферу успеха; Щадящий оценочный режим в сфере неудач; Снизить значимость сфер неуспеха; Одновременно проводить работу по нейтрализации факторов, поддерживающих тревожность. В случае необходимости проконсультироваться с психологом или логопедом.
«Уход от действительности ». Мечтают на уроке; Лень (может учиться, но не хочет). Что-нибудь читает или рисует вместо того, чтобы участвовать в деятельности класса. Обманывает. Основная— неудовлетворенная потребность во внимании, сочетающаяся с легкой тревожностью. Дополнительная— потеря учебной мотивации (преобладания мотивов избежания неудач) Помочь ребенку найти сферу успешности, где бы он мог стабильно утверждаться и получить признание взрослых (занятия живописью, спортом…) Включать работу воображения в реальную деятельность (сочинения на свободные темы, участие в работе творческих студий…); Помочь утвердиться в учебе. Поощрять за успехи в содержательном плане (активность на уроке, изучение материала сверхзаданного , за содержательные, а не за пустые вопросы)
«Развитие ребенка по игровому типу ». Неуправляемость; требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиниться школьным требованиям. Не замечает своих ошибок, повторяет их после замечаний учителя. Неуспеваемость по многим предметам. Основная —отсутствие произвольности регуляции поведения, ведущее к неготовности принятия на себя роли школьника. Дополнительная— задержка психического развития. Попытка совладать с таким ребенком строгостью, наказанием заранее обречена на провал Единственное средство – всеми способами поддерживать у ребенка непосредственный интерес к происходящему в классе: групповые формы работы, игровые методы обучения, большое количество наглядности, больше эмоциональности при объяснении нового материала. Если наряду с игровым поведением ребенок не ориентируется в очередных понятиях, то с ним следует заниматься индивидуально с целью выравнивания познавательной сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая поддержка младшего школьника из проблемных семей
Актуальность проблемы педагогической поддержки младшего школьника из проблемных семей определяется ее значимостью, которая характеризуется тем, чтодети из проблемных семей – это такая категория детей,...
Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы - выступление на педсовете
Выступление на педсовете и презентация...
Программа педагогической поддержке младших школьников испытывающих трудности в обучении.
Программа...
Педагогическая поддержка младших школьников
Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенк...
Приемы и методы психологической поддержки младших школьников при обучении и во внеурочной деятельности.
В настоящее время теория и практика начального образования столкнулись с проблемой эмоционального неблагополучия младших школьников в обучении.В особой ситуации риска находятся младшие школь...