Педагогическая поддержка младшего школьника из проблемных семей
методическая разработка (1 класс) на тему
Актуальность проблемы педагогической поддержки младшего школьника из проблемных семей определяется ее значимостью, которая характеризуется тем, чтодети из проблемных семей – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. Совместная работа педагогов и родителей в формировании личности ребенка имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогическая поддержка младшего школьника из проблемных семей.
Актуальность проблемы педагогической поддержки младшего школьника из проблемных семей определяется ее значимостью, которая характеризуется тем, чтодети из проблемных семей – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. Совместная работа педагогов и родителей в формировании личности ребенка имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение.
Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.
Проблеме педагогической поддержки младшего школьника из проблемных семей посвящены работы Ш.А. Амонашвили, В.П. Вахтерова, Л.С. Выготского, О.С. Газмана, А.С. Макаренко, Дж. Рескина, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина и др.
В них уделяется внимание проблемам влияния семьи на становлении ребенка как личности.
И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга называют проблемной такую семью, где ребенку плохо. Это могут быть семьи, где жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их "для их же блага", не создают условий для нормального развития и т. д.
Дети из проблемных семей нуждаются в педагогической поддержке. Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Недостаточно разработанными в исследуемой проблеме являются вопросы, каким образом организовать работу по педагогической поддержке младших школьников из проблемных семей. Данная ситуация обострила противоречие между необходимостью решения вопроса помощи детям из проблемных семей и недостаточностью методического обеспечения педагогической поддержки.
Цель исследования – разработать программу педагогической поддержки младших школьников из проблемных семей.
Объект исследования: проблемная семья как социальное явление.
Предмет исследования:педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста из проблемных семей.
Гипотеза исследования: педагогическая поддержка младших школьников из проблемных семей будет эффективной, если основными направлениями работы школы с «трудными» учащимися являются:
- выявление трудных воспитанников;
- составление индивидуального плана работы с этими детьми;
- организация помощи младшим школьникам из проблемных семей.
Разрешите далее перейти к изложению основного содержания нашей работы.
На теоретическом уровне рассмотрены теоретические основы проблемной семьи как объекта педагогической деятельности, определена сущность и содержание семьи как фактора воспитания детей младшего школьного возраста, определены возможности педагогической поддержки воспитания младшего школьника из проблемных семей.
В результате проведенного исследования мы выявили, что в современном обществе выделяют различные виды семей, влияющих на развитие и становление ребенка как личности. Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В ходе воспитания ребенок приобретает такие качества как добро, уважение к старшим, трудолюбие и многие другие. Но есть семьи, не осознающие важность воспитательной функции, в связи с чем ребенок формируется с отклоняющимся от нормы поведением.
Положительное воздействие семьи на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В качестве системообразующего критерия при составлении типологии функционально несостоятельных семей используют характер десоциализирующего влияния, оказываемого такими семьями на своих детей.
В целях эксперимента была проведенадиагностика проблем и психологических особенностей поведения младших школьников из проблемных семей. Нами проведено исследование (опрос, анкетирование) детей младшего школьного возраста и их родителей. Общее количество составило 179 человек: 1-е классы – 46 человек, вторые классы – 37 человек, третьи классы – 51 человек, четвертые классы – 45 человек.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в педагогически несостоятельных семьях низкая общая культура сочетается с отсутствием педагогической, а главное, с нежеланием что-либо изменять и исправлять в самих себе. Постоянное игнорирование социально-педагогических требований приводит к полному расхождению таких семей с обществом.
Полученные результаты подтвердили необходимость работы с детьми из проблемных семей.
Основная концептуальная идея программы воспитательной работы школы «Дети из проблемныхсемей» заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику; работу с семьей.
В рамках работы с семьей мы провели деловую игру для родителей «Роль отца в воспитании ребенка».Традиционные роли отца, остававшиеся неизменными на протяжении многих поколений, в настоящее время претерпевают серьезные изменения. Если раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей.
Таким образом, личные качества отца, оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ощущение особого эмоционально-психологического благополучия. Она учит и сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.
Именно в семье ребенок учиться осваивает родительские роли и функции. Для более успешного осуществления этого процесса должна произойти переориентация в общественном сознании, в воспитательных приоритетах в семье. Необходимо поднимать социальную престижность и ответственность отцовства, изменяя устоявшиеся консервативные стереотипы. Справедливо утверждение, что счастливое детство скорее будет у ребенка из полной семьи, где мать и отец выполняют свои родительские функции.
Также мы провели работу по профилактике вредных привычек, а именно: табакокурения. Сегодня вкус алкоголя и других психоактивных веществ известен уже учащимся 2-3 классов. Тем более актуальна эта проблема для детей из неблагополучных семей. Эти вещества несут в себе такой потенциал разрушительного влияния на здоровье и судьбу каждого ребенка, что сомневаться в необходимости применения решительных мер не приходиться. Наравне с тенденцией к употреблению детьми и подростками некоторых наркотических веществ продолжает нарастать тенденция к злоупотреблению алкогольными напитками. Алкоголь прочно укрепился в молодежной субкультуре. Он оказывает сильное воздействие на поступки молодых людей, становится постоянным спутником их жизни. Особенно тревожным фактором является возраст впервые пробующих алкогольные напитки и другие психоактивные вещества.
С целью профилактики вредных привычек мы провели для учащихся начальной школы урок-спектакль «Приключения Колобка».
Таким образом, программа работы с младшими школьниками «Дети из проблемных семей» включает организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику; работу с семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы педагогической поддержки младшим школьникам
Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психически...
Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы - выступление на педсовете
Выступление на педсовете и презентация...
Программа педагогической поддержке младших школьников испытывающих трудности в обучении.
Программа...
Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение»
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение"...
Педагогическая поддержка младших школьников
Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенк...