Развитие познавательного процесса
методическая разработка (1 класс) по теме
Познавательный процесс в педагогической практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnogo_interesa.ppt | 283 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие «познавательный интерес» Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.
Четыре уровня развития интереса любопытство любознательность теоретический интерес познавательный интерес
внимание восприятие воображение мышление память Познавательный интерес влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов:
Для развития познавательного интереса важно соблюдать принцип: чем младше учащийся, тем нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действие. Развитие познавательного интереса прямо зависит от организации учебной работы.
Пути развития познавательного интереса: Новый неизвестный материал Самостоятельная работа Проблемное обучение Творческие работы Игровой занимательный материал
Задача учителя, формирующего познавательный интерес: быть внимательным к каждому ребенку; уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы; создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Первоклассник, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности .
Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение.
В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Игра занимает важное место в жизни обучающихся. Она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения у обучащихся интереса к учению.
Выводы: 1) Занимательность на уроке – эффективное средство для воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. 2) Игра – один из приёмов преодоления пассивности. 3) Игра развивает умственную деятельность учащихся, внимание, тренирует память, стимулирует интерес к предмету. 4) Игровые формы обучения на уроках русского языка развивают творчество детей и создают прочную базу знаний на данном этапе обучения
Научить детей учиться, развить и сохранить познавательную потребность, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ЛИТЕРАТУРА Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. С. 12 – 14. Давайте поиграем. Под ред. А.А. Столяра. М.: “Просвещение”, 1991. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М.: “Просвещение”, 1989. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М., 1985. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: “Академия развития”, 1997. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М, 1988. Щукина Г.И. педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М,»Просвещение» 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система и результативность психолого- педагогического сопровождения учащихся начальных классов в развитии познавательных процессов
Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созрет...
Учебное занятие "Развитие познавательных процессов младших школьников".
Это занятие можно провести во время Дня открытых дверей в школе. Выполняя различные задания во время занятия, родители вновь почувствуют себя детьми, а ребята с радостью будут сотрудничать со своими р...
упражнения на развитие познавательных процессов
упражнения на развитие познавательных процессов...
Работа на тему: Развитие познавательных процессов у младших школьников с задержкой психического развития через ознакомление с сезонными изменениями в природе
Развитие познавательных процессов у младших школьников с задержкой п...
Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....
Влияние изобразительной деятельности на развитие познавательных процессов ребенка на разных этапах его развития.
Упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, различению формы и цвета, к...