упражнения на развитие познавательных процессов
материал по теме
упражнения на развитие познавательных процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_na_razvitie_myslitelnoy_operacii.docx | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие мыслительной операции: «Сравнение предметов»
Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:
1. муха и бабочка
2. дом и избушка
3. стол и стулья
4. книга и тетрадь
5. вода и молоко
6. топор и молоток
7. город и деревня
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»
Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?
Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.
Лингвистическая игра на развитие скорости мышления: «Окачивание слов»
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы начинаете игру.
Предлагаются слоги:
· по… | · до… |
· на… | · че… |
· за… | · пры… |
· ми… | · ку… |
· му… | · зо… |
Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков: «Найди лишнее слово».
· Старый, дряхлый, маленький, ветхий
· Храбрый, злой, смелый, отважный
· Яблоко, слива, огурец, груша
· Молоко, творог, сметана, хлеб
· Час, минута, лето, секунда
· Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
· Платье, свитер, шапка, рубашка
· Книга, телевизор, радио, магнитофон
· Мыло, метла, зубная паста, шампунь
· Береза, дуб, сосна, земляника
Упражнения на развитие гибкости ума.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
· Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)
Назови, слова, обозначающие домашних животных, диких животных, наземный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт, овощи, фрукты, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)
Игра «Как это можно использовать?»
Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.
Ребенок называет такие варианты: Рисовать, Писать, Использовать, как палочку, Указка, Градусник для куклы и т.д.
Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:
· Веселый – грустный, Быстрый – медленный, Красивый – безобразный, Пустой – полный, Худой – толстый, Умный – глупый, Тяжелый – легкий, Твердый – мягкий, Шершавый – гладкий
Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.
Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:
Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)
Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)
Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)
Упражнение на развитие словесно-логического мышления:
«Определи понятия»
Ребенку предлагаются следующие наборы слов:
· Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;
· Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой
· Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус
Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».
Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений, игр и заданий по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КОМПЛЕКСУПРАЖНЕНИЙ, ИГР И ЗАДАНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ...
разработка "Развивающие игры и упражнения для активизации познавательных процессов"
Игры, расширяющие состояние внимательности у детей....
Выступление на РМО " Упражнения по коррекции и развитию познавательных процессов"
Выступление содержит теоретический и практический материал для развития памяти у детей....
Игры и упражнения на свежем воздухе для развития познавательных процессов
Преставлены материалы для развития познавательых процессов детей младшего школьного возраста во время прогулок...
Упражнения для развития познавательных процессов
Рекомендации педагога-психолога родителям....
"Тренинг когнитивных способностей младших школьников" (сборник упражнений для развития познавательных процессов)
Очень интересное и доступное пособие по развитию коггнитивных способностей младших школьников....
Комплекс игр и упражнений для коррекции и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ
Учащиеся с нарушением интеллекта, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов воз...