Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
учебно-методический материал на тему
В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_razvitiya_poznavatelnyh_protsessov.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
- Особенности развития детей с ЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций; характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Внушаемость имеет грубый оттенок и нередко сопровождается отсутствием критики. Игровую деятельность характеризует бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие. Само стремление к игре нередко выглядит как способ ухода от затруднений в занятиях.
Для таких детей характерно:
- низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;
- незрелость эмоций и воли;
- ограниченный запас общих сведений и представлений;
- обедненный словарный запас;
- несформированность навыков интеллектуальной деятельности;
- неполная сформированность игровой деятельности;
- снижение познавательной активности;
- снижение объема памяти и скорости запоминания;
- снижение произвольной памяти;
- низкая концентрация внимания;
- низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».);
- нарушение способности планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь - активное средство логического мышления ребенка;
- стереотипность мышления, его шаблонность.
2. Упражнения для развития когнитивных процессов.
Давайте рассмотрим упражнения для развития познавательных процессов, которые вы можете выполнять дома.
Игры для развития памяти у детей
«Картинки»
Детям на короткое время показывается картинка. Потом картинка убирается и малышам необходимо описать то, что было изображено на картинке, как можно более подробно.
«10 отличий»
Хороший вариант игр картинок это «найди 10 отличий». Этот вариант можно усложнить. Сначала показать для запоминания одну картинку (примерно полминуты), затем показать вторую. Детям необходимо сказать что изменилось.
«Запомни зоопарк»
Ребенку выкладывают на обозрение несколько мягких игрушек (для дошкольника не больше 7). В течение 30 секунд ему необходимо запомнить их расположение. После этого он отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. Малыш поворачивается обратно и рассказывает что изменилось.
«Описание»
После того как вы прогулялись со своим чадом в парке и пришли домой, попробуйте вспомнить вместе, какой-нибудь интересны объект который увидели или необычного человека который проходил мимо вас. Начинайте называть то, что вам запомнилось в этом человеке или предмете по очереди. Кто больше признаков назовет тот и победил.
Упражнения на развитие внимания.
Упражнение «Съедобное – несъедобное».
Упражнение на развитие переключения внимания.
Взрослый кидает ребенку мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.
Упражнение «Найди слова».
- На бумаге написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.
Например:
смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
- Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.
Пример задания:
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ
Игра «Ищи безостановочно».
В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу взрослого ребенок начинает перечисление.
- Особенности оппозиционно-вызывающего расстройства.
Выделяется такое понятие, как «оппозиционно-вызывающее расстройство поведения» (ОВР). Такие дети как будто борются со взрослыми, стараясь настоять на своем, выйти победителями.
Признаки оппозиционно-вызывающего расстройства ребенка:
- Часто выходит из себя;
- Часто препирается и спорит со взрослыми;
- Часто не повинуется или отказывается выполнять просьбы взрослых или установленные правила;
- Часто умышленно досаждает другим людям;
- Часто обвиняет других в своих ошибках или проступках;
- Часто бывает раздражителен или его легко можно вывести из себя;
- Часто сердится, возмущается и обижается;
- Часто бывает язвителен, злобен или мстителен.
Чтобы предположить наличие ОВР у ребенка, не менее четырех их этих признаков должны сохраняться на протяжении как минимум полугода.
Естественно, ни учитель, ни психолог поставить ребенку диагноз не могут: для этого требуется специалист с медицинским образованием. Поэтому в дальнейшем целесообразнее говорить о детях, имеющих признаки ОВР: даже если у ребенка не диагностировано расстройство поведения, однако некоторые признаки на лицо, взаимодействовать с ним непросто.
Существенная роль в возникновении ОВР принадлежит биологическим факторам. С одной стороны, исследования показывают, что значимой является наследственность: если среди родственников ребенка есть люди возбудимые, эмоционально неустойчивые, гиперактивные, это повышает риск появления ОВР. С другой стороны, свой вклад вносят осложненная беременность и тяжелые роды.
В некоторых работах, посвященных властолюбивым детям, можно встретить термин «трудный темперамент». Имеется в виду, что основой ОВР становится определенный тип высшей нервной деятельности. Фактически с первого года жизни эти дети возбудимы, настойчивы, активны.
Однако, к формированию ОВР могут привести и особенности семейного воспитания. Очень важно то, как родители взаимодействуют с ребенком. Очень часто оппозиционно-вызывающее поведение формируется у ребенка в том случае, когда кто-то из взрослых в семье занимает жесткую авторитарную позицию. Если с мнением ребенка никто не считается, ему постоянно делают замечания, в негативной форме комментируют его поведение, это может привести к оппозиционно-вызывающему поведению, поскольку любой ценой ребенок будет добиваться, чтобы с ним считались. Кроме того, пример взрослого, который твердо настаивает на своем и которого слушаются, может давать ребенку пример, как себя вести, чтобы быть сильнее всех.
Общую стратегию взаимодействия с такими детьми можно было бы обозначить так: «Не бороться, но и не сдаваться». Ни в коем случае не следует вступать с ребенком в конфронтацию. Поведение ребенка с ОВР следует обсуждать только индивидуально, с глазу на глаз. Наличие любых зрителей усиливает его склонность к конфронтации.
Во взаимодействии с ребенком с признаками ОВР нужно апеллировать не к собственному авторитету, а к общим правилам, существующим в школе, классе, дома. В некоторых случаях полезно написать эти правила на видном месте. При этом важно помнить, что таких правил должно быть немного (до пяти): большое количество правил трудно запомнить даже взрослым. На все вопросы «Почему я должен так делать?» - можно отвечать «Потому что у нас так принято». Не стоит оправдываться и давать лишние объяснения. В ответ на неуместные вопросы можно сказать :»Я отвечу на этот вопрос после того, как ты сделаешь то, что нужно».
Ребенку с признаками ОВР необходимо, чтобы с ним считались. Он хочет чувствовать себя важным, значимым, признанным. Его можно попросить о помощи, обратиться к нему за советом, дать ему какое-то поручение
Там, где это возможно, важно предоставлять ребенку выбор, лучше из имеющихся альтернатив (например: «Здесь три задания, ты можешь начать с любого»). Выбор можно давать только в том случае, если вы готовы согласиться с любым решением ребенка, поэтому, например, не стоит спрашивать: «Ты будешь делать уроки?»
Очень важно не добиваться от ребенка немедленного и полного подчинения. Можно дать немного времени перед тем, как выполнить требование, чтобы ребенок почувствовать, что выбор за ним.
Важно помнить, что дети с признаками ОВР обладают множеством характеристик: они настойчивы, активны, сообразительны. Конечно, с ними очень непросто, но тем заметнее тот результат, к которому могут привести наши усилия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ».
Актуальность проблемы психического здоровья в настоящее время значительно возрастает. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общ...
Рабочая программа «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста»
Смысл программы «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых...
Изучение познавательной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Психическое развитие детей с ЗПР отличается неравномерностью развития психических функций. Для детей этой категории характерна низкая познавательная активность, что проявляется в недостаточном функцио...
Изучение познавательной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Целью нашего исследования явилось изучение некоторых особенностей познавательной сферы младших школьников с задержкой психического развития. В исследовании приняли участие две группы детей по 10...
Выступление на заседании школьного и муниципального методических объединений учителей начальной школы на тему "Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития"
Выступление на заседании МО...
Статья на тему "Использование графических схем на уроках окружающего мира как средства улучшения запоминания материала обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития"
Задержка психического развития- является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психическ...
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Внимание детей с ЗПР всегда в той или иной степени нар...