«Обучение младших школьников общению, как разновидности взаимодействия с применением новых педагогических технологий»
статья на тему

О важности и значимости обучения младших школьников общению с применением новых педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zel1.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему по самообразованию

учителя начальных классов

ГОУ СОШ №492

Зеленцовой Ларисы Александровны

Москва 2010 год

«Обучение младших школьниковобщению, как разновидности

взаимодействия с применением новых

педагогических технологий»

Общение младшего школьника.

Особенности и условия.

В классе с детьми шестилетнего возраста общаются два педагога-учитель и воспитатель. Учитель, как правило, объясняет материал всему классу, адресует детям требования, замечания и т. д., иначе говоря, усваивает фронтальный тип общения, который признается малоэффективным (Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько). Воспитатель чаще использует диадический стиль общения, который предполагает организацию деятельности и поведения небольших гру п детей или отдельного ребенка.

В процессе педагогического общения учитель и воспитатель используют как прямое, так и косвенное общение с детьми. Прямое общение предполагает непосредственное общение к ребенку, касающееся его поведения и взаимоотношений (объяснение, одобрение, порицание и т. д.). Косвенное общение осуществляется через других, через целесообразную организацию совместной деятельности и поведения.

Уже школьники=шестилетки ощущают на себе различное действие распространенных стилей общения, которые условно называются демократическим У авторХ;тарным. В основе демократического стиля общения лежит личностный подход к детям. Он предполагает шлрэкое общение педагога с детьми, основанное на доверии и уважении к ним, содержательное и эмоциональное разъяснение норм и правил поведения, требований и оценок. Личностный подход реализуется на основе учета индивидуальных особенностей ребенка. Авторитарный стиль общения детьми характеризуется жесткой регламентированностью, чаще используются запреты и ограничения в отношении детей. Требования, нормы и правила не разъясняются, а предписываются. В работе учителя доминирует деятельностный подход, оаiредмечивающий личность ребенка.

Продуктивность демократического стили общения учителя с детьми  факт общепризнанный. Дети чаще проявляют стремление к творчеству и самостоятельности, у них ярче выражена индивидуальность. В то же время экспериментально доказано, что регламентированное общение шестилеток, основанное на четких правилах, приводит к повышенной тревожности, снижению эмоционального комфорта, возрастанию внутренней налрнженности (Д. Б. Э гх: онин).

Потребность в эмоциональном контакте младшего школьника ч основном реализуется в общении со взрослыми и сверстниками. Это детский тип общения, эмоционально-смысловой доминантой которого является содержание основных сфер жизнедеятельности младших школьников: познания, деятельности и игры (А. В. Мудрик).

Со взрослыми (учителями, родителями) содержание общения охватывает все сферы жизнедеятельности детей. Общение со взрослыми возникает и в ситуациях разрешения конфликтов со сверстниками или старшими. В этих случаях взрослый вьтсту тк т как арбитр или защитник. Характер общения со взрослыми оказывает определяющее влияние на общение детей с сверстниками у Благополучие в общении со взрослыми придает ребенку дополнительную уверенность и обеспечивает успех общения со сверстниками.

Причины, побуждающие детей общаться друг с другом, сводятся к следующим: прошлый опыт общения, совместное проживание, соседство в классе, общая деятелытость и игры. Младшие школьники вступают в общение тогда, когда имеются конкретные предметно-практические основания, обусловливахл~ие содержание и признаки (длительность, интенсивность, устойчивость) общения.

В 1-ом классе ребенку приходится усваивать специфические нормы общения в процессе учебной деятельности. Однако со второго полугодия 11 го класса роль учебы как содержательного основания общения начинает снижаться. Тематика разговоров детей друг с другом расширяется. Обсуждаются игры, кинофильмы, телепередачи, коллекции и пр. Типичным для младших школьников является информационный диалог.

По степени эмоциональной вовлеченности выделяются товарищеское и приятельское общение. Товарищеское общение протекает главным образом в классном коллективе и реализуется чаще всего в общении со сверстниками своего пола. Оно свойственно почти всем младшим школьникам. Приятельское общение протекает как в организованной жизнидеятельности класса, так и вне ее и связано в основном с общением лишь одного пола (по данным А. В. Мудрика, выводы которого используются в изложении, лишь 8°/о мальчиков и 11°/о девочек реализуют его периодически в общении со сверстниками противоположного пола). Приятельское общение реализуется в процессе игр. В целом общение между мальчиками и девочками младшего школьного возраста неинтенсивно.

В круг общения младших школьников могут входить ребята более младшего возраста. Содержание общения в этом случае определяется совместными играми и общими увлечениями. В общении со старшими. ребятами младшие школьники обычно выступают в роли подчиненных. Содержание общения определяется интересами старших и нередко асоциально. По сравнению со сверстниками, у младших школьников с таким типом общения наблюдается снижение интереса к общению со взрослыми. В круг общения младших школьников неустойчив. Большинство ребят вступают в ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий, образуются широкие игровые общности и более стабильные приятельские группы. Количественный состав приятельских групп невелик, от 2 - 3 человек в первом и до 4-5 человек в третьем классе (А. В.

Мудрик, А. В. Киричук и др.). Персональный состав этих групп подвижен, но к третьему классу наблюдается рост стабильности предпочтений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых педагогических технологий на уроках в начальной школе.

В своём выступлении я рассказываю об использовании в своей работе нетрадиционных методов и форм организации обучения....

Применение новых педагогических технологий в дополнительном образовании

Система дополнительного образования имеет все возможности для разносторонней педагогической деятельности. Некоторые особенности этой системы позволяют  учитывать индивидуальные способности, потре...

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Сообщение о применении новых педагогичсеких технологий на занятиях по изобразительной деятельности в учреждениях дополнительного образования...