Исследовательский метод обучения на уроках в начальной школе
статья по теме
Создание гуманистической школы, проникнутой добротой, вниманием и уважением к ребенку, верой в его возможности и способности, школы, пронизанной атмосферой сотрудничества, воспитывающей уважение к культурному наследию своей страны и аккумулирующей все лучшее из мировой практики – насущная потребность времени.
Создание гуманистической школы ставит задачу изменения ценностных ориентаций. Начальное обучение должно быть переориентировано с усвоения готовых форм знаний на активизацию поисковых форм деятельности ребенка, связанных с процессом получения знаний.
Приоритетным направлением в моей работе является использование исследовательского метода. В процессе применения исследовательской (проблемно-поисковой) технологии проводить кардинальные изменения педагогической парадигмы – отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиле поведения педагога, таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.
В век компьютерной грамотности значимость письменных вычислений, несомненно, уменьшилась. Вместе с тем научиться быстро и правильно выполнять письменные вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числом, так и в плане практической значимости этих навыков для дальнейшего обучения в школе. Качественное изучение письменных вычислений полезно еще и потому, что в ходе таких вычислений получают совершенствование жизненно важные навыки устных вычислений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Апатенко Валентина Николаевна
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Кафедра дошкольного и начального образования
Исследовательский метод обучения на уроках математики в начальной школе
из опыта работы
Апатенко Валентины Николаевны
учителя начальных классов
МБОУ «Сергиевская СОШ»
Губкинского района
Белгородской области
Создание гуманистической школы, проникнутой добротой, вниманием и уважением к ребенку, верой в его возможности и способности, школы, пронизанной атмосферой сотрудничества, воспитывающей уважение к культурному наследию своей страны и аккумулирующей все лучшее из мировой практики – насущная потребность времени.
Создание гуманистической школы ставит задачу изменения ценностных ориентаций. Начальное обучение должно быть переориентировано с усвоения готовых форм знаний на активизацию поисковых форм деятельности ребенка, связанных с процессом получения знаний.
Приоритетным направлением в моей работе является использование исследовательского метода. В процессе применения исследовательской (проблемно-поисковой) технологии проводить кардинальные изменения педагогической парадигмы – отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиле поведения педагога, таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.
В век компьютерной грамотности значимость письменных вычислений, несомненно, уменьшилась. Вместе с тем научиться быстро и правильно выполнять письменные вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числом, так и в плане практической значимости этих навыков для дальнейшего обучения в школе. Качественное изучение письменных вычислений полезно еще и потому, что в ходе таких вычислений получают совершенствование жизненно важные навыки устных вычислений.
Приведу примеры применения исследовательской (проблемно-поисковой) технологии на уроках.
Фрагмент урока «Деление трехзначных чисел на однозначное, когда в записи частного есть нули» в 4 классе.
I. Организационный момент урока.
1.Включение детей в деятельность.
а) Таблица умножения (сигнальные карточки).
б) Выполни деление, найди остаток.
28 : 5 14 : 3 29 : 4
- 9 37 : 7 55 : 10
2. Выделение содержательной области.
Выполни деление и проверь умножением (по вариантам).
1 – вариант 2 – вариант
135 : 3 434 : 7
_135 3 х 45 _434 7 х62
12 45 3 42 62 7
_ 15 135 _14 434
15 14
0 0
II. Актуализация знаний.
Фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности между необходимостью и невозможностью (не более 5-7 минут).
Выполни деление и проверь умножением 624 : 6.
_624 6 х 14
6 14 6
_24 84
24
0
Невозможно найти частное известным способом, так как при проверке деления умножением (14 * 6) не получаем делимое 624.
III. Постановка проблемы.
Фиксирование в громкой речи:
- Вы смогли выполнить деление?
(Да).
- Где возникло затруднение?
(При проверке деления умножением),
-Почему оно возникло?
(Ошибка в делении).
-Сформулируйте проблему. Почему не получается деление?
у
ч Не смогли найти частное, потому, что его невозможно
е найти известным нам способом.
н
и
к
ТЕМА УРОКА
Учитель - Сегодня на уроке мы изучим деление трехзначного числа
на однозначное. Когда в записи частного есть нули.
IV. Открытие детьми нового знания.
- Решение детьми проблемы с помощью учителя
_624 6 х 104
6 104 6
_24 624
24
0
- Фиксирование нового алгоритма в языке.
Учебник, с.16.
Объясни, как выполнено деление:
_324 3 _806 2
3 108 8 403
_24 _0
24 0
0 _6
6
Фрагмент урока по теме «Письменное умножение на трехзначное число »
в 4 классе.
I. Организационный момент урока.
1. Включение детей в деятельность.
Вычислите:
(48+52) ∙ 9= 2400:200=
(10 + 8) ∙ 9= 140 : 70 =
(80+16) : 8= 45000:90=
(128+32):16= 800 : 400=
2. Выделение содержательной области.
Выполни умножение и проверь при помощи калькулятора (по вариантам).
248 325
х341 х148
248 2600
+992 +1300
+ 744 + 325
84568 48100
248*341=84568 325*148=48100
II. Актуализация знаний.
Фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности между необходимостью и невозможностью (не более 5-7 минут).
Выполни умножение и проверь при помощи калькулятора.
342 342*208=71136
х 208
2736
684
9576
Невозможно найти произведение известным способом, так как при проверке умножения не получаем нужный ответ.
III. Постановка проблемы.
Фиксирование в громкой речи:
- Вы смогли выполнить умножение?
(Да).
- Где возникло затруднение?
(При проверке калькулятором),
-Почему оно возникло?
(Ошибка в умножении).
-Сформулируйте проблему. Почему не получается умножение?
у
ч Не смогли найти произведение, потому, что его невозможно
е найти известным нам способом.
н
и
к
ТЕМА УРОКА
Учитель - Сегодня на уроке мы изучим умножение на трехзначное число, когда трехзначный множитель имеет ноль в середине или на конце.
IV. Открытие детьми нового знания.
Решение детьми проблемы с помощью учителя.
342
х208
2736
+684
71136
Фиксирование нового алгоритма в языке.
- Первичное закрепление.
(проговаривание способа решения в громкой речи, у доски)
х361 х361
920 902
+ 722 +722
3249 3249
332120 325622
VI. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
а) Примеры 209 (по вариантам, у доски).
Два ученика решают у доски.
Самопроверка.
1 вариант 2 вариант
х254 х481
307 360
+1778 +2886
762 1443
77978 173160
б) Примеры 210 (самостоятельно, по вариантам).
Взаимопроверка.
1 вариант – 1 строка.
х456 х105
803 420
+1368 + 210
3648 420
366168 44100
2 вариант – 2 строка.
х605 х521
102 180
+ 1210 + 4168
605 521
61710 93780
Таким образом, развитие умственной и творческой активности школьников в процессе усвоения знаний становится важным условием их психологической подготовки к труду как умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности, ответственности за свой труд, умение его организовать, критически осмыслить и оценить.
Такой ученик способен организовать не только учебную деятельность, но и трудовую, досуговую, спортивную, семейную и пр.
Главная задача учителя – помочь каждому ученику не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и научиться самостоятельно работать. Это достигается, систематическим индивидуальным подходом к организации самостоятельной деятельности учащихся.
Приведу пример фрагмента урока по теме «Измерение площади фигуры с помощью палетки» в 4 классе.
I Организационный момент.
1. Включение детей в деятельность.
Сигнальные карточки.
а) Сравните:
4м 65см 4м 56см 8 217м 8км 217м
| 27м2 25дм2 561дм2 14а 32м2 852м2 |
б) Рассмотрите рисунок и найдите длину отрезка АВ.
А В 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 |
13 – 8 = 5(см)
2. Выделение содержательной области.
№ 236 (по вариантам)
I – в Находит площадь прямоугольника АВСД.
II – в Находит площадь квадрата КМОЕ.
(два ученика выполняют задание у доски)
Проверка.
I вариант
70 · 10 = 70(мм2) = 7 (см2)
- Что нужно знать, чтобы найти площадь прямоугольника?
(Длину и ширину.)
II вариант
30 · 30 = 900 (мм2) = 9 (см2)
- Что нужно знать, чтобы найти площадь квадрата?
(Сторону квадрата.)
- Как найти площадь прямоугольника? (Правило.)
- Актуализация знаний.
Фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности (между необходимостью и невозможностью).
Найдите площадь фигуры.
Карточка №1.
Невозможно найти площадь известным способом т.к. это не прямоугольник и не квадрат.
- Постановка проблемы.
Фиксирование в громкой речи:
- Вы смогли выполнить задание?
- В чем затруднение?
- Сформулируйте проблему. Почему не получается?
Не смогли найти площадь
данной фигуры известным
способом т.к. это
не прямоугольник и не квадрат.
Тема урока.
Если фигура имеет произвольную форму,
для измерения ее площади используют
особый прибор, который называется
палеткой.
палетка (показываю палетку, а лист со словом вешаю на магнитную доску).
Мы сегодня на уроке поучимся находить площади любых фигур с помощью палетки.
- «Открытие» детьми нового знания.
ПАЛЕТКА – это прозрачная пленка, разделенная на одинаковые квадраты: это могут быть дм2, см2, мм2.
У вас палетка, разделенная на см2.
Итак, чтобы узнать площадь фигуры, сначала считают, сколько в ней полных см2.
-14.
Потом считают, сколько неполных см2 в фигуре.
- их 18.
Договорились два неполных квадрата считать за один полный.
18 : 2 = 9
Всего: 14 + 9 = 23
Ответ: площадь фигуры примерно равна 23 см2.
На доске постепенно появляется запись.
Полных квадратов – 14. |
Неполных квадратов – 18. 18 : 2 = 9 |
Всего: 14 + 9 = 23. |
Ответ: площадь фигуры примерно равна 23 см2. |
- Первичное закрепление.
(решение детьми типовых заданий; проговаривание способа решения в громкой речи).
- Плакат. (устно)
Нахождение площадей 2-3 фигур.(проговаривание способа решения)
- Учебник с.49 (нахождение площади фигуры коллективно)
21
20 : 2 = 10
21 + 10 = 31
Ответ: площадь фигуры примерно равна 31 см2.
VI . Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
№260 (по вариантам)
Два ученика решают у доски.
Проверка.
1 – вариант 2 – вариант
6 4
14 : 2 = 7 16 : 2 = 8
6 + 7 = 13 4 + 8 = 12
Ответ: площадь фигуры Ответ: площадь фигуры примерно
примерно равна 13 см2. равна 12 см2.
Итак, как же найти площадь фигуры произвольной формы
при помощи палетки.
- Наложить палетку на форму.
- посчитать число полных квадратов.
- Посчитать число неполных квадратов и разделить на 2.
- Сложить полученное число и количество полных квадратов.
Несомненным достоинством исследовательской (проблемно-поисковой) технологии, на мой взгляд, является то, что она позволяет успешно учить всех. А успех – это главное условие развития детей, без положительных эмоций невозможно учение. У школьников возникает познавательная самостоятельность. Уверенность в своих силах, способностях. Обеспечивается активность на уроке всех обучающихся. При этом внимание направлено на размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
Таким образом, включение в структуру урока продуктивных заданий стало одним из основных условий формирования у младших школьников таких процессов мыслительной деятельности, как выдвижение новых целей, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, контроль и оценка.
Библиографический список:
1. Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4, 2009.
- Волкова С.И. Карточки с математическими заданиями. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Голубь В.Т. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Математика. 4 класс (1-4). Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 112с.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. -224с.
- Моро М.И., Мелецова Н.В. Карточки с математическими заданиями. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2002.
- Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторины, турниры, путешествия)/Авт.–сост. С.В.Савинова, Е.Е. Гугучкина. – Волгоград: Учитель, 2003. – 85с.
- Ракитина М.Г. Математика: Дидактические материалы. 4 класс. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 160с.
- Ракитина М.Г. Русский язык. Математика. Тестовые задания. 3 (4) класс. М.: Издат-Школа XXI век, - 160с.
- Рудницкая В.Н. Тематические и итоговые контрольные работы по математике в начальной школе. М.: Просвещение, 2005.
- Справочник школьника. 1-4 (1-3): Русский язык. Математика. Природоведение. Под ред. О.Л. Соболевой. – М.:АСТ_ПРЕСС, 1999. – 576с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. т.1 – М.: 1979.
Найдите площадь фигуры.
У
ч
е
н
и
к
У
ч
и
т
е
л
ь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение исследовательского метода на уроках в начальной школе
Сообщение о применение исследовательского метода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе...
Использование проектно – исследовательской метода обучения в образовательном и воспитательном процессе обучающихся начальной школы.
Проработав более 30 лет в начальной школе, понимаешь, что современные дети владеют большей информацией о мире, чем в предыдущие годы, и это нельзя не учитывать при построении учебно-воспитательн...
Применение активных методов обучения (АМО) в начальной школе
Помимо приобретения определенного набора знаний и умений, важно раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.Для создания так...
Игровые технологии как один из видов метода обучения в современной начальной школе
Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра&raq...
Технологическая карта урока физической культуры разработана в соответствии с технологиями модерации и активных методов обучения для учащихся начальной школы
Пояснительная записка Уроки физической культуры разработаны в соответствии с технологиями модерации и активных методов обучения.Moderare – в переводе с латинского – приводить в равнов...
Использование технологии Активных методов обучения (АМО) в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика
Описсание мастер - класса по теме "Использование технологии Активных методов обучения (АМО) в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика"....
Использование технологии Активных методов обучения (АМО) в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика
Описание мастер-класса по теме " Использование технологии АМО в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика"...