Использование технологии Активных методов обучения (АМО) в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика
методическая разработка

Описание мастер-класса по теме " Использование технологии АМО в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урывская Ольга Владимировна, учитель начальных классов

Ход мастер - класса

«Использование технологии Активных методов обучения  (АМО) в начальной школе как важный фактор  качества знаний ученика»

                                     

Этапы мастер – класса, время

Содержание этапа

Деятельность участников

  1. Подготовительно-организационный

 (5- 6 минут)

  1. Слайд 1- 2 Создание позитивной обстановки.  
  2. Приветствие. Слайд3 «Поздоровайтесь ладошками».  - Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)

Успеха (указательный)

Большого (средний)

Всегда (безымянный)

И во всем (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью)

- Вы чувствуете тепло ладони своего соседа по парте? Подарите друг другу тепло своей души  в надежде на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.

 - А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.

2. Деление на группы по цвету ладошек.

3. Вступительное слово учителя.

-Помните, уважаемые коллеги, как в школьные год Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках?

И как огорчала необходимость читать скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми заумные фразы? Открою маленький секрет: сегодня ничего не изменилось и дети точно также хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми неинтересными делами. Им не нравится сидеть неподвижно и молча на длиннющих неинтересных уроках,  запоминать огромную массу информации. Возникает резонный вопрос - почему же мы часто продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас?

 Просмотр видеоролика «Покраска забора Тома Сойером» Слайд 4 ( на фоне ролика):

- Вы все знаете классический пример Тома Сойера, искусно, превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его товарищи отдавали самые дорогие сокровища! Цель, содержание и даже техника остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы!

  Если привычной и желанной формой деятельности для ребёнка является игра,  значит нужно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебный процесс. Т. о., мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками учебных программ. А роль мотивации в УВП трудно переоценить. Проведённые исследования мотивации  показали, что значение мотивации для успешной учёбы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося и наоборот, никакие способности не смогут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи  в учёбе. Если нет мотивации, то никакие способности не приведут человека к успеху.

Способности +  мотивация = ? УСПЕХ

Высокая мотивация =  УСПЕХ!!!

Способности – мотивация = ???

4. Слайд 5 Определение темы и цели мастер – класса

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Именно поэтому я приглашаю Вас  на мастер - класс по теме «Использование технологии Активных методов обучения  (АМО) в УВП как средство повышения мотивации в обучении и преподавании».

- А Вы слышали о технологии АМО?

 Цель мастер – класса…

5. Определение ожиданий и опасений АМО «Корзина ожиданий» по теме мастер – класса.

Участники выбирают себе ладошку определенного цвета  и рассаживаются на свои места. 

Просмотр фрагмента видеоролика

Обучающиеся на стикерах пишут свои ожидания помещают в корзину (в конце занятия мы вернёмся к ней)

  1. Основная часть

1. Составление кластера

C:\Users\Владелец\Desktop\мАстер - класс - конкурс\фото мастер класса гор\SAM_6167.JPG

(3минуты)

. АМО « Кластер» Слайд 6-7

- Попробуйте расшифровать  аббревиатуру АМО в группах.

- Защита групп.

Обобщение мастера: - Она настолько АКТИВНА, что вы сможете получать удовольствие от каждого  урока! Она настолько МОБИЛЬНА, что позволит вам эффективно управлять классом во время занятия! Это самая современная ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 

технология! На нашем мастер - классе я постараюсь  раскрыть Вам ее особенности и возможности. Я надеюсь,  что  возможно вы сделаете для себя какие – то открытия: у кого – то они будут большие, у кого – то маленькие, но они будут. Возможно,  Вы сможете получить ответ на вопрос, КАК учить детей в современных условиях.

Все работают в группах на листах А-3

D:\Мой Мастер -класс АМО как средство\фото мастер - класс АМО 1\SAM_7020.JPG

2. Интерактивная лекция «Что такое АМО» с демонстрацией презентации

(6 минут)

Приложение 0.  Слайды 8-13. Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

2 слайд. В данной технологии можно выделить две составляющих – структуру и содержание.

По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность  и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логические связанные фазы и этапы.

Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия

Объем и содержание раздела определяется темой и целями образовательного мероприятия. Каждый этап несёт свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, вносит вклад в достижение общих целей мероприятия. Будучи логически связанными и, взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид образовательному мероприятию, создают надёжную базу для формирования всех образовательных эффектов.

АМО начала образовательного мероприятия

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

АМО выяснения целей, ожиданий и опасений

Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

АМО – вхождения в тему

Основная задача для учителя - построить логическую цепь изучаемых тем по предмету и провести параллель с другими предметами, изучаемыми школьниками. Здесь главное для учителя - заинтересовать ученика к изучению данной темы и о возможности применения знаний по данной теме на других уроках. Активные методы обучения на этой фазе «Цветные вариации», «Фирма», «Древо головной боли», «Приоритеты» и др.

АМО - презентации учебного материала

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Рынок мнений», «Выставка плаката», «Формы группового сообщения», «Групповой обмен впечатлениями» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Собранная информация учениками обсуждается в малых группах и представляется на суд всего класса.  При организации    самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было    интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.

АМ релаксации. 

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Электрическая цепь» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.

АМ организации самостоятельной работы над темой.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
АМ подведения итогов урока 

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Участники слушают и делают пометки на листах, сравнивают со своими выводами

3.Самостоятельное знакомство с теоретическим материалом

(5 минут)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1) - Совпало ли Ваше предположение о технологии АМО с тем, что Вы услышали, увидели, прочитали?

Самостоятельная работа с источником информации

4. Практическая работа 1 в группах. АМО «Ульи»

(7 минут)

Вы уже кратко изучили (повторили) сведения по теме "Что такое технология АМО?".

- Как Вы думаете можно ли самим превратить любой репродуктивный метод в активный?

- Опираясь на характеристики активных методов обучения, предложите свои способы активизации метода обучения.

(ПРИЛОЖЕНИЕ2)
1 – 2 улей. Дидактическая игра «Верю - не верю». Учитель задает ребятам вопросы, которые, начинаются со слов: «Верите ли вы, что …». Учащиеся отвечают на эти вопросы утвердительно: «Да!» или о

отрицательно: «Нет!».

Задание: - Попробуйте сделать этот метод более активным.

3 – 4 улей: - Рассмотрите предложенные варианты, проанализируйте их: являются ли они активными? Выберите наиболее активным. Докажите.

Защита, выводы.

Фронтальная беседа.

Сам. работа. Группы, используя теоретический материал, свои записи выполняют задания из приложения, защищают их, приходят к выводу, что любой метод можно сделать активным, если творчески подойти к этому.

5. Практическая работа 2 «Подбираем активные методы к каждому этапу урока из предложенных примеров»

1). Работа в группах по подбору АМО к этапам урока

(10 минут)

2). Презентация  работы

( 6минут)

3). Обобщение мастера

(1-2мин)

  1. Рефлексия

1.Беседа – дебаты «Плюсы и минусы технологии АМО»

(10 мин)

2. Анкета

(1 мин)

3. АМО

 « Ожидания»

(1 мин)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3 – схема урока)

- Вы уже  активно включились в работу по подбору и анализу активных методов обучения к образовательному мероприятию. Пришло время для проявления творчества и профессионализма.

- Выберите из предложенного перечня

ПРИЛОЖЕНИЕ4активные методы обучения  для каждого из этапов образовательного мероприятия и заполните таблицу.

Достаточно указать только название методов. Можно привести свои  примеры.

Защита групп.

Обобщение: Как Вы думаете, почему у Вас на некоторых этапах в разных группах повторились методы?

-Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями ОМ. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей мероприятия. Будучи логически связанными, и  взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид образовательному мероприятию, создают надежную базу для формирования всех образовательных эффектов. Именно поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. И при методически грамотном  использовании АМО 

такая картина непременно создается. Дидактическая цепочка  взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на общую логику урока, ведущую к поставленным целям, формирует современную образовательную технологию АМО.

Для каждого этапа ОМ используются соответствующие активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе проектирования образовательного мероприятия с использованием АМО педагог подбирает методы с учетом специфических целей этапа, всего урока и метапредметных целей, возрастных особенностей класса.

В ходе беседы – дебаты эксперты  делают общий вывод, выделяя особо яркие плюсы и минусы данной технологии, высказанные участниками групп, обращают внимание на то, влияют ли АМО на повышение мотивации к обучению или нет.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 – «Плюсы – минусы»

  • Да
  • Скорее да, чем нет
  • Скорее нет, чем да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

Участники мастер – класса возвращаются к своим ожиданиям и опасениям. Если ожидания оправдались, они убирают их, если нет, то оставляют в корзине, дополняют свои кластеры.

Каждая группа получает по 2 этапа и подбирает АМО к ним, заполняет предложенную таблицу.

Участники делают вывод о том, что любой метод иногда можно использовать на разных этапах, нужно только адаптировать его, исходя из темы, цели.

(на подготовку даётся 1 – 2 минуты) Общение происходит в группах: 1 группа «Плюс», вторая группа «Минус»,

третья группа «Эксперты»

В течение 30сек.

каждый заполняет экспресс – анкету для обратной связи

5. Заключительное слово (1 мин)

Т.о., применение технологии АМО содействует достижению комплекса образовательных эффектов - обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося. Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

Активные методы обучения помогают - развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания,  развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы они имеют свои особенности, т. к. дети  не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.   А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.  

Освоение АМО позволяет сделать уроки современными, отвечающими потребностям обучающихся, позволяют сформировать необходимые компетенции у участников образовательных мероприятий, а также способствовать повышению мотивации, как в обучении, так и преподавании, т. к. технологи АМО делает не только процесс обучения, но и преподавания интересным, и увлекательным. Слайд14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии активных методов обучения в начальной школе

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...

Разработка урока с использованием технологии активных методов обучения АМО

Данная работа составлена с использованием современных образовательных технологий- технология активных методов обучения. С помощью этой разработки учащиеся смогут эффективно закрепить учебный материал....

Разработка урока с использованием технологии активных методов обучения АМО

Данная работа составлена с использованием современных образовательных технологий- технология активных методов обучения. С помощью этой разработки учащиеся смогут эффективно закрепить учебный материал....

Применение активных методов обучения (АМО) в начальной школе

Помимо приобретения определенного набора знаний и умений, важно раскрытие и развитие потенциала ребенка,  создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.Для создания так...

Технологическая карта урока физической культуры разработана в соответствии с технологиями модерации и активных методов обучения для учащихся начальной школы

Пояснительная записка Уроки физической культуры разработаны в соответствии с технологиями модерации и активных методов обучения.Moderare – в переводе с латинского – приводить в равнов...

Использование технологии Активных методов обучения (АМО) в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика

Описсание мастер - класса по теме "Использование технологии Активных методов обучения  (АМО) в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика"....

Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»

В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...