РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
материал на тему

Ляхова Ольга Викторовна

 

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Термин «логика» происходит от греческого слова «лотос», что означает «мыслить», «разум». Логика – есть наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем? Основоположником логики как науки является древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он впервые разработал теорию логического вывода.

    Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Наблюдения показали, что школьники младшего школьного возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам. Поэтому в начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать. Развитием этих качеств необходимо начинать заниматься как можно раньше. Процесс обучения должен быть ориентирован на личность каждого ребенка. А это возможно только тогда, когда реализуются различные виды и формы деятельности, в которых принимают участие все ученики.

     Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, необходимо помочь им овладеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Как раз этому могут помочь задачи, упражнения, игры развивающего характера, которые я использую на занятиях.

      Дети работают тогда, когда им интересно. Поэтому я стараюсь находить средства и способы возбуждения интереса, удивления детей. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность. Значительно лучше, скорее и прочнее запоминаются те мысли, которые были эмоциональны, вызвали живые яркие чувства, чем те, которые оставили человека равнодушным.

     Всегда можно выявить силу возникшего интереса к учебному предмету, она выражается в той настойчивости, которую проявляют ученики в процессе решения логических задач, выполнения различных заданий, связанных с разрешением проблем.

      Над данной темой я начала работать с учащимися 3-4 классов  в группе продлённого дня. Гораздо проще проводить такую работу на занятиях по  математике.

Как показывает опыт, в школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач.  Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Как никакой другой предмет математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.

Например:

 Задачи, упражнения, задания на развитие логического мышления

I.Выделение признаков предметов:

1.Укажите признаки чисел: 2,24,241

2.Назовите признаки треугольника, квадрата, пятиугольника.

II. Узнавание предметов по заданным признакам

1.Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:

а) имеет 4 стороны и 4 угла;

б) имеет 3 стороны и 3 угла.

2.Вставьте пропущенные числа:

а)5,15,…35,45;
б)34,44,54…,…,84;

III.Формирование  способности выделять существенные признаки предметов

1.Треугольник (углы, стороны, чертеж, фанера, картон, площадь)

Ответ: (Углы, стороны).

2.Куб (углы, чертеж, камень, сторона)

Ответ: (углы, сторона)

IV.Сравнение двух или более предметов

V. Классификация предметов и явлений.

VI.Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию

1.Раздели на 2 группы следующие числа:

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Четные числа______________

Нечетные числа____________

К какой группе отнесешь числа: 16,31,42,18,37?

VII.Геометрическое лото.


VIII.Развитию логического мышления способствуют задания, которые можно назвать «Ошибки - невидимки».


На доске записывается несколько математических выражений, содержащих явную ошибку. Задача учеников, ничего не стирая и не исправляя, сделать ошибку невидимой. Дети могут дать разные варианты исправления ошибки.


IX.Логические задачи.

           

Я решила поработать над данной темой в области русского языка.

Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит развитие у детей правильного мышления. Чаще всего они заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, а занимательность содействует возникновению интереса к процессу мыслительной деятельности.

  1. Творческие задания на развитие речи.

Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной и письменной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.
Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.


1) Восстановление  деформированного  текста.

Из данных предложений составь рассказ, запиши его.


Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка поставила их в воду.


2) Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов:

снегурочка сочинение писать


3) Письмо по памяти



4) Редактирование текста
Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.


Самая умная из моих собак -это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.


5)Раскрой тему


Прочитайте сочинения. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.


6) Определение границ предложений.


Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.



7) Составьте рассказ по его началу.


  1. Задания на сравнение


Задание 1. Найдите общие и различные черты у выделенных слов.


Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной. Внутри меня води(-ться, -ца), что с таким води(-ться, -ца).


Прочитайте. Сравни слова как части речи и части слова.

Задание 2. Существительное, корень, прилагательное, окончание, глагол, приставка, предлог, суффикс, местоимение.


 На одной строчке выпиши слова, которые обозначают части речи, на другой строчке - слова, которые обозначают части слова.

Задание 3.  Чем похожи слова в каждой паре и чем отличаются:

Тапка – шапка                      Мишка – шишка

Порох – шорох                     губа – шуба

Задание 4.  Постарайтесь отгадать, о чём идёт речь, и запишите.

Если первый слог ударный,

Мы – посуда для питья.

Переставьте ударенье –

И рисуйте нас, друзья.       (Кру'жки – кружки')

         3.Группировка


Задание 1. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.


 
Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.


В результате предложенные слова группируются:


• по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;
• по родам (существительные общего рода, мужского и женского);
• по наличию орфограмм;
• по количеству слогов.

 

4.Задания на исключение лишнего

5.Задания по фразеологизмам


1 задание. Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.


1). Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?


Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.


(I - засучив рукава, в поте лица, не покладая рук - фразеологизмы близки по значению, "усердно, старательно трудиться, работать"; II - палец о палец не ударить, сложа руки, пальцем не пошевелить - фразеологизмы с общим значением "бездельничать")


2). Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм.


За тридевять земель.                                           Хоть пруд пруди. 
Повесить голову.                                                  Взять себя в руки.
С гулькин нос.                                                       Воспрянуть духом.
Выйти из себя.                                                      Рукой подать.


(За тридевять земель - рукой подать; повесить голову - воспрянуть духом; С гулькин нос - хоть пруд пруди; выйти из себя - взять себя в руки)


6.Задания по словообразованию.

7. Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы -  

      Тем самым занятия по развитию логического мышления учащихся - один из способов формирования положительного отношения и интереса к учению в целом: учащиеся в результате этих занятий достигли значительных успехов в своем развитии. Они приобрели также необходимые интеллектуальные умения, которые применяются школьниками в учебной работе на предметных уроках, что приводит к первым успехам ребенка. А это означает, что возникает и интерес к учебе.

         Для каждого занятия мною подбираются специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежали развитию на данном занятии.
Задания подбирались с учетом их направленности на соответствующие познавательные процессы и с точки зрения удобства для коллективной работы в группе. Для достижения развивающего эффекта применяла многократное выполнение заданий одного типа. С целью предотвращения снижения интереса учащихся к повторению однотипных заданий я стремилась обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней психологической направленности. В ходе занятий реализовывался принцип "спирали", т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

        Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

       Одна из важных задач современной школы — создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.

Список литературы

Айзенк Г. Проверьте свои способности. М.: Мир, 1972.

Давыдов В.В. К проблеме построения концепции начального образования // В поисках нового содержания образования: Сб. науч. тр. Красноярск, 1993.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Педагогика, 1990.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Генезис числа у ребенка. М., 1969.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Светлана Ивановна ТопчиеваМБОУ КСОШ № 32         Каждый человек, а творе...

Развитие логического мышления на занятиях по внеурочной деятельности

Как известно, логика служит одним из инструментов почти любой науки.И особенно, занятия и упражнения на логическое мышление очень полезны  для ребенка. От этого зависит успеваемость в школе, скор...

Развитие познавательных способностей через внеурочную деятельность

Развитие познавательных способностей младшего школьника...

Развитие креативного мышления во внеурочной деятельности

В презентации рассматриваются цели и задачи развития креативного мышления младших школьников. Приводятся примеры , как на практике развивать креативное мышление во внеурочной деятельности....

Развитие воспитательной системы через внеурочную деятельность

Презентация для выступления на педагогическом совете....

Развитие навыков общения через внеурочную деятельность

Статья посвящена развитию навыков общения у школьников начальных классов через внеурочную деятельность (из оыта работы)...

«Создание условий для развития способностей учащихся через внеурочную деятельность»

Одним  из  главных  направлений  реализации  приоритетного  национального  проекта  «Образование»  является  переход   общеобраз...