Проектная деятельность в начальной школе.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности в начальной школе
В настоящее время происходит реформирование учебного процесса в соответствии с современными требованиями в различных сферах жизни: социально-экономической, политической, гражданско-общественной, культурной.
Учащийся, окончивший школу, должен суметь реализовать себя в дальнейшей жизни, иметь возможность успешно применять на практике знания, полученные в процессе обучения, почувствовать свою значимость, постоянно совершенствоваться и развиваться в условиях жёсткой конкуренции на рынке труда.
Всё это требует формирования определённых компетенций у учащихся 1 – 11 классов. «Компетенция – 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён. 2. Круг чьих-либо полномочий, прав» . В педагогической литературе компетенции рассматриваются как приёмы реализации на практике знаний, умений, навыков, которыми обладает субъект.
В различных источниках по данной проблеме выделяются 3 типа компетенций:
ключевые, которые определяются заказом общества на подготовку его граждан,
уметь самостоятельно добывать знания;
уметь работать с различными информационными источниками;
самостоятельно мыслить;
сотрудничать;
уметь видеть проблему и, опираясь на полученные знания, умения, навыки, находить новые пути решения,
универсальные компетенции (значимые для любой сферы деятельности),
профессиональные.
Необходимо провести различия между проектной и исследовательской видами деятельности.
Проект:
совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;
предварительный текст какого-либо документа;
какой-либо замысел, план.
Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека».
Работая над проектом, учащийся заранее знает, к какому результату он придёт, что он получит в итоге. Исследователь же, работая над какой-либо проблемой, не может предсказать ожидаемого результата. Но в проектной деятельности постоянно присутствует элемент исследования.
В педагогической литературе, посвящённой вопросу проектной деятельности, существуют различные точки зрения на то, с какого возраста целесообразно включать в учебную деятельность метод проектирования. Так, например, А. И. Савенковым разработана методика работы по подготовке детей дошкольного возраста к освоению проектной деятельности в условиях детского сада. Новый образовательный стандарт предполагает использование метода проектов на уроках и во внеурочное время, начиная с 1 класса начальной школы. Большинство написанных работ освещает проектную деятельность в 5-11 классах школы.
Маленький ребёнок по своей природе исследователь; действуя с различными предметами, окружающими его, испытывая их на прочность, на вкус, наблюдая за окружающими его объектами, он познаёт мир. Так как в основе любого проекта лежит исследование, то обучать ребёнка проектной работе, применяя специально разработанную методику, можно с 5-6 лет, когда ребёнок имеет определённый запас знаний, может при помощи примитивных рисунков фиксировать свои наблюдения.
Существуют различные типы проектов, которые можно объединить в группы по общим направлениям.
1. По виду преобладающей деятельности:
творческие (цель: духовное обогащение человека, обращение внимания на возможности каждого человека проявить себя в какой-либо сфере деятельности; конечный продукт: сценическая постановка, художественное изделие, фильм и т. д.);
практико-ориентированные (цель: выдвижение новых идей, которые можно внедрить в производство, разработка новых технологий; конечный продукт: макеты архитектурных сооружений, модели машин, различные пособия, справочники, научные разработки);
аналитические или теоретические (цель: ознакомление слушателей с какой-либо проблемой, рассмотренной с различных точек зрения на основе изучения ряда информационных источников, среди которых могут быть письменные источники, научные и художественные фильмы, материалы, взятые из Интернета; конечный продукт: информационные таблицы, статистические данные, диаграммы, справочники);
ролевые или игровые (цель: обучать искусству общения, осознанию своей роли в общем деле, развивать организаторские способности; конечный результат: учебные игры, включающие в себя работу в командах, например, игры, направленные на изучение правил дорожного движения, или игра «Строим город будущего).
2. По области исследования:
в рамках одного предмета,
межпредметные,
выходящие за рамки предмета, (надпредметные) .
3. По количеству участников:
индивидуальные,
парные,
коллективные (3 человека и более).
4. По времени:
краткосрочные,
полугодовые,
годовые.
Какой бы вид деятельности ни преобладал во время работы над проектом, проект-это всегда творческая работа учащегося.
В ходе работы над проектом реализуются следующие задачи:
развитие общеучебных компетенций;
повышение мотивации к учению;
профилактика школьной неуспешности, а в дальнейшем социальной дезадаптации;
осознание школьником своей значимости;
создание условий для ощущения учащимися психологического комфорта, что ведёт к укреплению здоровья ребёнка.
Успешное осуществление проектной деятельности в начальной школе возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Каждая из участвующих сторон играет определённую роль в совместной работе.
«Проект для ученика – это средство самореализации»].
Роль ученика:
определить проблему, интересующую его самого и интересную для окружающих, желательно, чтобы эта проблема была актуальной;
поставить перед собой цель и определить пути достижения этой цели;
вести дневник работы над проектом или собирать материалы в папку;
научиться самостоятельно добывать информацию из различных источников;
привлечь как можно больше людей для консультаций по данному вопросу;
не отступать от графика работы над проектом, составленного совместно с руководителем.
«Проект для учителя – средство решения задач обучения и воспитания».
Роль учителя как руководителя проектной работой:
организация образовательной среды для учащегося: доступ к источникам информации: книгам, компьютеру, консультантам из состава учителей-предметников (договорённость с ними о помощи), организация экскурсий, если проект коллективный;
создание комфортных условий для работы;
составление удобного графика работы для ученика;
изучение личности каждого учащегося для выявления интересов, склонностей, способностей к тому или иному виду деятельности, состояния здоровья, психологических качеств личности, от которых зависит продолжительность работы над проектом или количество участников проекта;
постоянная поддержка высокого уровня мотивации к работе;
помощь на каждом этапе работы в качестве сотрудника;
организация предварительного выступления перед учащимися класса и родителями.
Проект для родителей – это средство для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между членами семьи, повышения самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налаживание творческих контактов со школой.
Роль родителей:
вдохновлять ребёнка на выполняемую им работу;
организовать рабочее место, образовательное пространство в доме;
проявлять максимальную заинтересованность в работе ребёнка;
выполнять вместе с ним наиболее трудные части работы;
интересоваться работой ребёнка в школе;
постоянно выражать уверенность в успехе ребёнка.
Проектная работа осуществляется в несколько этапов.
Выявление проблемы личностно-значимой для автора.
Постановка цели и задач.
Составление плана работы, который включает в себя следующие пункты:
поиск информации по данной проблеме;
изучение источников и выбор нужной информации;
проведение исследований, опытов;
оформление результатов исследований в виде таблиц, диаграмм и сопровождение их соответствующими выводами;
изложение собственной точки зрения по данному вопросу;
оформление теоретической и практической частей проекта (практическая часть представляет собой готовое изделие: макет, игра и т. д.);
создание компьютерной презентации.
Защита проекта.
Опыт работы показывает, что работа над различными проектами вызывает живой интерес у учеников начальной школы и их родителей. Хорошо, если в школе есть возможность выделить отдельные часы на проектную работу во второй половине дня.
В нашей школе работа над проектами во второй половине дня организована следующим образом:
В сентябре проводится круглый стол по вопросам организации проектной работы с младшими школьниками.
В планах учителей указан тип проекта по разным направлениям:
по виду преобладающей деятельности (творческий, практико-ориентированный и т. д.),
по области исследования (в рамках одного предмета, межпредметный или надпредметный),
по количеству участников,
по времени, т. е. даётся характеристика проекта с разных сторон. Анализируя работу над проектами в течение нескольких лет, мы определили, какие типы проектов наиболее популярны в начальной школе.
Типы проектов:
По виду преобладающей деятельности:
творческие – 23%,
игровые – 8%,
информационные – 32%,
практико-ориентированные – 37%.
По области исследования:
в рамках одного предмета – 31%,
межпредметные – 13%,
надпредметные – 56%
По количеству участников:
индивидуальные – 72%,
парные – 18%,
групповые – 10%.
По времени:
полугодовые – 23%,
годовые – 77%.
Учащиеся начальной школы выбирают самые разнообразные темы для своих работ. Ниже приводятся некоторые из них.
1-е классы:
«Городецкая роспись», «Бумажный мир», «Времена года», «Дорожные знаки-помощники человека», «Волшебство бумаги», «Чудо-пластилин», «Сказки народов России», «Моё любимое число», «Наши друзья-животные», «Наша речь», «Алфавит», «Сказочные герои, «Здоровое питание».
2-е классы:
«Изготовление рабочей одежды», «Что значат наши имена», «Использование компьютера в современном мире», «Давайте сохраним планету чистой», «Знание-сила», «Мастерская слова», «Любимые писатели», «Наши питомцы», «Вычислительные машины», «Где можно отдыхать летом», «Энергия будущего», «Экология наших парков», «Остров жизни – плот».
3-и классы:
«Мы по улице идём», «В мире техники», «Мой район», «Расскажи сказку», «Юные конструкторы», «Выжигание по дереву», «Искусство бисероплетения», «Мороженое», «Русские фамилии. Романовы», «Русские имена. Дмитрий», «Лес и его обитатели», «Животные-рекордсмены», «История оригами», «История рисунка», «Мифы», «Футбол! Футбол! Футбол!», «Обеспечение безопасности воздушного транспорта».
4-е классы:
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках», «Собаки», «Наши пернатые друзья», «Пригласим природу в дом», «Роспись по ткани. Батик», «Математические загадки», «Занимательная грамматика». «Как тебя зовут?», «Трудное дело – деление», «Театр – это здорово!», «Твори, выдумывай, пробуй!», «Живой уголок в школе».
Защита проектных работ проводится по графику в декабре, апреле и мае. На защиту приглашаются родители учащихся, администрация школы, учителя начальных и старших классов, учащиеся школы, психолог, библиотекарь. Очерёдность выступлений определяется жеребьёвкой. Работы оценивает жюри. Кроме того, в оценке работ принимают участие все присутствующие. Каждый из зрителей получает жетон, который, по окончании конкурса, он опускает в конверт, соответствующий тому или иному проекту, потом подсчитывается количество жетонов и определяется, какая проектная работа получила большинство зрительских симпатий. Все участники конкурса получают грамоты за создание проектных работ. В декабре определяется победитель школьного конкурса проектов, который выступает на окружном конкурсе.
Для оценивания проектных работ жюри в начальной школе, мы используем следующий бланк.
№ п/п | Класс | Фамилия, имя автора | Название темы | Критерии оценивания | Общий балл | ||||||
|
|
|
| Формулировка цели и задач | Чёткость и ясность изложения | Уровень компьютерной презентации | Уровень выполнения итогового продукта | Доля самостоятельности автора | Общественная значимость проблемы | Умение ориентироваться в теме работы | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список использованной литературы.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1983.
Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников». – Самара. – Корпорация «ФЁДОРОВ». – «Учебная литература», 2004.
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: «Учимся работать над проектами». – Ярославль. – Академия развития, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...