Личностно-ориентированные технологии в обучении
статья на тему

Кашина Елена Викторовна

 

Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности ученика, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orientirovannye_tehnologii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированная образовательная технология

В организации современного образовательного процесса основными являются противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным характером процесса учения и развития, а также - руководящей ролью учителя и необходимостью развития самостоятельности и инициативы ученика. Они усиливаются ещё одним более частным противоречием: между внешней заданностью большинства педагогических средств (методика и технология) и внутренним характером протекания процессов овладения знаниями (усвоение, исследование, творчество).

                Разрешение этих противоречий возможно только при осуществлении индивидуализации обучения, разработки личностно-ориентированной модели образования, что означает целенаправленное развитие личности и в практическом смысле требует обучения учению, передачи инструментов управления учением в руки самого ребенка, трансформации самостоятельной работы ученика в самообразование, саморазвитие, самореализацию.

Основная и очень ответственная задача школы - раскрыть индивидуальность ребёнка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребёнка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усреднённого" ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. 

Личностно-ориентированная образовательная технология - это результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящей из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приёмов участников образовательного процесса и гарантирующей достижение поставленных образовательных целей.

Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

способность человека к выбору;

умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;

поиск смысла жизни, творчество;

формирование образа “Я”;

ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);

автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Учитель и ученик в ЛОО

В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

Методы, подходы личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;

образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

выделение групп учащихся по знаниям, способностям;

распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;

отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

Отличие от традиционного обучения

Традиционный подход

Личностно-ориентированный подход

Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный)

Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекции и педагогическая поддержка

Вектор развития задан

Обучение не столько задаёт вектор развития, сколько создаёт для этого всё необходимые условия

Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития

Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учётом имеющегося у него опыта познания

Вектор развития строится от обучения к учению

Вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию

Задача формирования личности с заданными свойствами

Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию

Правила личностно-ориентированного образования, выработанные в педагогической практике

Подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях.

Исключить методы наказания, унижающие личность.

Формы организации воспитательного процесса не должны наносить ущерба здоровью детей.

Поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям.

Принципиально, но доброжелательно обсуждать плохие поступки.

Помогать обнаруживать ошибки.

Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.

Формировать положительную самооценку ребенка.

Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты.

Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении, а не пассивно ждать появления негативного поступка.

Безусловно понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.

Жить интересами, переживаниями ребенка.

Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны.

Зорко всматриваться в детей, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс воспитания.

Искренне радоваться каждому успеху ребенка.

Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения.

Постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят его видеть.

Учитывать состояние и настроение ребенка.

Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отложив в сторону самую срочную работу.

Крепко удерживать воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии.

Получать удовольствие от общения с детьми.

Разговаривать с детьми так, как они хотят, чтобы с ними разговаривали.

Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребенка. Ни в коем случае не настраивать его против родителей.

Осуждать поступок, но уважать личность

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

Личностно-ориентированный подход в системе обучения математики

Урок математики в 3 классе с использованием игровых технологий и личностно-ориентированного развивающего обучения....

Использование личностно-ориентированных развивающих технологий на уроках окружающего мира .

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, ...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА – 2100»

В работе представлен опыт использования ИКТ в начальной школе как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики в рамках об...

«Повышение эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на основе личностно-ориентированного обучения»

Данная презентация поможет в работе методического бъединения учителей начальных классов в рассмотрении вопросов повышения эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на ос...