Использование информационных технологий в обучении
статья по теме

Соколова Наталья Геннадьевна

статья "Использование информационных технологий в обучении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий в обучении.

        Информационная технология – это совокупность средств и методов обработки данных. Обеспечивающих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развивается эта технология. Современные ИТ образуются на компьютерах, основные возможности которых, обеспечивающие им широкое применение в самых различных областях деятельности человека, сводятся к следующим:

  1. Трансдьюсерные – способность к приему и выдаче информации в различных формах;
  2. Комбинаторные – возможность запоминать, сохранять и структурировать большие объемы информации;
  3. Вычислительные – быстрое и точное преобразование любых видов информации;
  4. Графические – представление результатов работы в четкой форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков);
  5. Моделирующие – построение моделей (в том числе динамических) реальных объектов и явлений.

  Наличие перечисленных возможностей компьютера вовсе не гарантирует их правильное и эффективное применение в школьной практике. Компьютер всего лишь прибор, который в силу технологического устройства может выполнять определенные действия быстрее и лучше человека. Поэтому с самого начала процесса использования компьютеров в обучении и до сегодняшнего дня остается задача методически правильно использовать возможности компьютера.

   Именно учитель, как никто другой, может точно определить, в какой степени и на каком – конкретном этапе, компьютер способен облегчить ученикам усвоение знаний. Многие, связанные с этим вопросы, могут быть решены только в результате оценки живой реакции учащихся.

   Эффективность любого вида обучения, зависит от ряда составляющих: технической базы, эффективности разработанных методических материалов, технологий обучения.

   Разработка и применение компьютерных обучающих программ и новых информационно-образовательных средств ограниченно включаются в современные технологии обучения.

   Современной парадигмой учебного процесса становится более тесное сочетание и взаимодействие технической и естественной составляющей. В качестве интеграционного явления выступает компьютеризация учебного процесса. Соединение образования с компьютерными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств.

   Во-первых, компьютеризация образования предоставляет интенсификацию всего учебного процесса. Компьютер служит тем связующим звеном,   с помощью которого налаживается естественное взаимодействие всех организационных форм учебно-познавательной деятельности учащихся – урочных, контрольных занятий и самостоятельной работы.

        Во-вторых, КТ способствуют аналитической деятельности обучаемых. Предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею. Использование компьютера  способствует превращению полученной суммы знаний в собственные убеждения.

        В-третьих, КТ  содержат огромные мотивационные возможности. Важным мотивационным фактором служит игровой характер компьютерных технологий.

        В-четвертых, внедрение в структуру образования компьютера расширяет возможности самостоятельного обучения учащихся. Использование компьютерных программ повышает удельный вес самостоятельной работы как базисного составного элемента всего познавательного процесса. Как известно, в ходе самостоятельного продвижения от незнания к знанию, обучаемые приобщаются к систематической и целенаправленной деятельности по усвоению и творческому применению полученных знаний.

        Стремление усвоить новые знания и умения с целью их последующего практического применения является, безусловно, движущей силой познавательного процесса.

        В этом ракурсе оригинальными представляются контролирующие компьютерные программы по разным учебным предметам. При контролирующем режиме работы компьютера, на завершающем этапе, определяется процент ошибочных ответов и демонстрируется оценка знаний. Внедрение в учебный процесс контролирующих компьютерных программ позволяет провести в течение учебного года несколько контрольных занятий, что в совокупности повышает объективность итоговой оценки знаний.

        Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием компьютерной техники позволяет моделировать отдельные элементы деятельности будущего профессионала, способствует выработке логического мышления, умению ориентироваться в проблемных ситуациях, отделять основное от второстепенного, систематизировать полученные знания.

        Технология презентации используется как средство предъявления учащимся учебного материала (иллюстраций, фотографий, видео, дидактических материалов и т.д.) и с одной стороны, обеспечивает существенно большую наглядность этого материала, а с другой, облегчает преподавателям, как создание этих материалов, так и процесс их использования. Применение технологии презентации повышает мотивацию, обеспечивает интенсификацию уроков, сокращает время подготовки к урокам, в ситуации, когда презентация приготовлена ранее самим учителем.

        Обучение. Достаточно эффективно используется компьютер на этапе предъявления нового материала на уроках. В частности, исследования показали, что время на усвоение учебного материала сокращается  на 40 – 50%, качество усвоения повышается примерно на 30 – 50% в случае, если: а) при предъявлении учебного материала реализуется методология программированного обучения, суть которого – разбивка учебного материала на небольшие фрагменты и наличие после каждого фрагмента заданий на его закрепление; б) организация занятия предусматривает размещение учащихся по 2 человека за компьютером, причем партнеров учащиеся должны выбирать по своему усмотрению для реализации взаимообучения; в) корректно поставлена задача на учебную деятельность, предусмотрена объективная система контроля результатов.

        Все виды выше перечисленных технологий могут успешно сочетаться как с технологиями развивающего обучения, так и с традиционными технологиями обучения и поддерживать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".

УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...

Специфика обучения математике с использованием информационных технологий

Доклад на научно-практической конференции по теме "Тенденции и проблемы развития математического образования", в котором отражается специфика обучения математике в начальных классах  с использова...

Модели использования информационных технологий как средства обучения в начальной школе.

В рамках нового ФГОС одной из новых целей образования является широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни.В данной работе описаны основные модели использования ИКТ как средства об...

Использование информационных технологий и возможностей мультимедиа в процессе обучения и воспитания обучающихся с целью развития познавательного интереса.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,  внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего...